Ралли к Тихому океану

Марина Даренская
 Более пятьдесяти лет назад, в 1967 году, в Комсомольске- на-Амуре финишировал пробег «Ралли «Родина», посвященный 50-летию Октября. Из семи заявленных команд до финиша добрались четыре. А без численных потерь только две – из Таганрога и Саратова. Таганрожцы Владимир Надлер, Вячеслав Ужинов, Анатолий Матусьян, Геннадий Баканов, Анатолий Цветков на трех мотоциклах «Иж-Планета» без колясок проехали 12,5 тысячи километров, из которых всего 3,5 тысячи были заасфальтированы.


Эту историю вспоминал Владимир Борисович Надлер, человек с увлекательной биографией, заслуженный машиностроитель России, инженер-конструктор, изобретатель, проработавший 58 лет на «Красном котельщике». Работал он и в городском Совете народных депутатов в горячих 90-х,и  даже играл в таганрогском КВН. Но, по его словам, ничего интереснее этой поездки в жизни не случалось. «Вот если бы на Луну слетал…» – шутит Владимир Борисович.

Почему бы не поехать дальше?

 С 1961 года секция мототуризма «Красного котельщика» организовывала пробеги по европейской части Советского Союза. Группы мотоциклистов колесили по стране, успев побывать в Москве, Ленинграде, проехаться по Белоруссии и Украине, Крыму и Кавказу. Но ни разу путешественники не добирались восточнее Воронежа. В 1966 году, возвращаясь из Москвы через Харьков, на одной из автозаправок мототуристы   встретили группу «коллег» со странными буквами на номерах транспортных средств. Спросили:
– Ребята, вы откуда?
 – Вам туда не добраться. Мы издалека, из Челябинска.

Пообщавшись с челябинцами, таганрожцы решили не останавливаться на достигнутых расстояниях.  Почему бы не поехать дальше?  К тому времени в журнале «За рулем» вышла большая статья о москвичах, доехавших на мотоциклах до Омска, где подробно описывалось, как они постоянно падали, «ломались» и ехали не в том направлении. Тогда же ЦК ДОСААФ в честь 50-летия Октябрьской революции призвал принять участие в мотопробеге «Ралли «Родина» с четырьмя возможными финишами – Москва, Ленинград, Волгоград и Комсомольск-на- Амуре, которому в 1967 году исполнилось 35 лет. Стартовать можно было из своего родного города. Условия предусматривали движение по схемам автомобильного атласа. Промежутки, где дорога не была обозначена, можно было преодолеть на другом виде транспорта, иначе результат не засчитывался. По окончании представлялся письменный отчет о путешествии. Победа присуждалась по очкам согласно пройденному километражу, умноженному на количество участников.

Состоялся отъезд  25 июня 1967 года на площадке у главного входа заводоуправления. Команду торжественно провожали  инженеры и рабочие. Завод мог позволить себе поддерживать такие поездки, взяв курс на здоровый образ жизни сотрудников. Участникам предоставили дополнительно 15 дней оплачиваемого отпуска и выделили деньги на бензин.

Городской автомотоклуб тогда возглавлял Юрий Бувалко, который выдал группе командировочные листы. Отметки ставили в каждом большом городе.

«Бычки в томате» в Тихом океане

Мотоциклисты миновали Харьков, Москву, Казань, Ижевск, Красноярск, Иркутск, Байкальск, Нерчинск, Благовещенск… Проезжали от 60 до 600 км в день. Ночевали в палатке, иногда просились в дома.

– До Урала за ночевку с нас просили по рублю. После Урала деньги уже не брали, уступали лучшие хозяйские кровати. Взамен мы угощали детей конфетами и старались не будить деревню треском мотоциклов, когда отправлялись дальше в путь ранним утром, – вспоминает Владимир Борисович.

 В пути, кроме автомобильного атласа, столбов, отмечающих километры, и языка, что «до Киева доведет», навигационных приборов не было. Не было и привычной сегодня мобильной связи. Только телеграммы из маленьких сёл повествовали: «Жив, здоров. Целую». На каждом из мотоциклов «Иж-Планета» по дороге участники меняли по несколько комплектов подшипников, лопнувшие пружины задних подвесок и покрышки задних колес.

Оказавшись в Хабаровске, мотоциклисты решили увидеть и Владивосток (в Японское море), символизируя связь с родными местами и замыкая водные артерии страны, они бросили банку бычков в томате производства Таганрогского рыбозавода. Удивленные  тамошние моряки в ответ подарили группе сувенир – китовый ус. Из Владивостока группа вернулась в Хабаровск и оттуда отправилась на финиш. Таганрогская команда оказалась на месте за десять минут до установленного времени с помощью личного обаяния и по счастливой случайности. Дело в том, что поезд, который вез их из Волочаевки-2, был товарным. Одна из открытых платформ оказалась пустой, на нее и разрешили погрузиться участникам с мотоциклами. Поезд постоянно останавливался, пропуская встречные – путь был одноколейным. Не выдержав неизвестности, наши ребята обратились к машинисту, который расспросил, кто они и откуда. В результате проникся симпатией, пустил в кабину тепловоза и даже разрешил «погудеть». Более того, поезд намеренно вышел из графика и прибыл на 30 минут раньше, чтобы они успели на финиш.

Бурундуки в обмен на ножи

5 августа в 16 часов пробег был завершен. Только две из четырех команд, добравшихся до Комсомольска-на-Амуре, могли похвастаться полным составом участников. Казань потеряла в пути два мотоцикла, москвичи финишировали с двумя переломами. «Загипсованных» героев торжественно довезла до условной позиции легковушка. Судейская коллегия была почему-то в форме московской команды. Может быть, поэтому первое место присудили Москве. На торжественном заседании в Доме молодежи выступали капитаны команд, один за другим рассказывая всякие «страсти». Про дожди, про то, как падали и ломались мотоциклы... Последним выступил Владимир Надлер:

 – Да, были дожди. И ломались мотоциклы. Но мы же за этим и ехали – за приключениями. Повидали Курскую дугу, города из песни «По долинам и по взгорьям» – Волочаевск, Спасск- Дальний. Встретили множество красивых мест, которые уже не забудутся, хороших людей. Вспоминая сегодня эти дни, Владимир Борисович отмечает:

– Для нас было не важно, ни в чем мы будем одеты, ни в каком героическом облике появимся. Важно было попасть к намеченным далеким целям. Мы тогда и не подозревали, что были «безбашенными экстремалами» – сейчас так называют далеко путешествующих байкеров.

Каждую команду после финиша курировал комсомольский работник. Таганрожцам досталась в сопровождение симпатичная девушка. Она пригласила мотоциклистов в подшефный пионерский лагерь рассказать о своих приключениях. Команда согласилась, попросив взамен кедровых шишек. Очень хотелось привезти их домой издалека в качестве гостинца. Рассказав свои истории, переночевав в лагере, они отправились с проводниками в тайгу за шишками.

«Проводниками» оказались пятеро 12-летних мальчишек, которые завели их в изрядную глушь и быстро, словно обезьяны, полезли на кедры. Таганрожцы испугались, что дети, не ровен час, свалятся. Но всё обошлось. Обрадованные счастливым возвращением «проводников», парни подарили им свои дорожные ножи, а взамен получили двух живых бурундуков. Бурундуки жили у мальчишек за пазухой, привязанные веревочкой за лапу к пуговичке на рубахе, и были совсем ручными.

Позже одного бурундука отдали питомцем в детский сад, а другой по очереди обитал в квартирах участников. Когда пробег закончился, мотоциклы погрузили в железнодорожный контейнер, а команда летела самолетом. В Таганроге никто особенно не верил, что группа доберется до Хабаровска. Там в крайкоме ВЛКСМ их должен был ждать денежный перевод на билеты на самолет. Но, к большому огорчению, денег не оказалось. Тогда Владимир Надлер одолжил под свой паспорт у сотрудников крайкома необходимую сумму.

– Ночью садились на хабаровский самолет – небритые, оголодавшие. Дальше произошло совершенно невероятное: экипаж «Аэрофлота» пустил любопытных парней в кабину пилотов во время полета. Так мы смогли посмотреть «свысока» на проделанный долгий путь похода... Когда уже в Ростове нас качали встречающие, меня три раза подбросили, а поймали только два. Из-за пазухи выпал бурундук, и все побежали его ловить, – смеется рассказчик.

 Прошло пятьдесят лет, дороги изменились к лучшему, но, может быть, глухие таежные места всё еще помнят треск колес, а азовские бычки под камешками на дне видят сны о далеком Тихом океане…

2017 год, январь