Лёгким пером о Чертково и чертковцах

Владимир Лядев
   

                (Чертковскому району 150 лет.)

Здесь все наши предки искали свободу,
отважные люди казацкого  роду,
из разных краёв в эти земли пришли.
Приветствую вас чертковцы: хохлы, казаки, москали!
(Геннадий Собко).

Столыпинская реформа ,проводимая в своё время в нашей матушке-России, заставляла сотни людей покидать свои насиженные места обитания . Заручившись «подъёмными» и обещанной перспективой получить земельные наделы люди переселялись туда, где эти земли были. А были они и на Верхнем Дону, представленные вольготными ковыльными степями не тронутыми плугом и используемые казаками Всевеликого войска Донского только под выпасы лошадиных табунов. Вот так на территории будущего Чертковского района появились населённые пункты, по названиям которых можно судить, откуда и из какой местности переселились их жители. Только одних «Полтав» насчитывается несколько (та, что возле райцентра, та, что возле Яново-Шептуховки и та, что под ж.д. разъездом Сысоево). Конечно, их обосновали переселенцы из Малороссии с Полтавской её губернии. Наверное, сами за себя скажут названия хуторов Могилянского и Черкасянского. А вот названия хуторов  Чумаковский, Ивановка. Новосёловка говорят  о том, что их основатели - «москали» и переселились они  к нам из Российских губерний. И вот, что характерно, переселялись в поисках лучшей доли в основном семьями, связанными кровными, фамильными узами.До сей поры можно встретить в наших сёлах и хуторах полтора-два десятка  жителей с одинаковыми фамилиями, но разными отчествами. Безусловно это ветви одной и той же династии. Так в Маньково-Калитвенском Лопаткиных, Сосновых, Холодовых,Скляровыых  -великое множество, как в Яново-Шептуховке -  Кривогузовых, Кривопустовых,Чубенко и Пинкиных. В Алексеево-Лозовке немало Гайдамакиных,Гнездиловых, Александренко и Перевертайло.  В казачьих Сетраках - Сетраковых, Мушихиных,Назаровых.  С чисто казачьим населением  относим хутора Сетраки, Зубрин, Богуны, и  надо признать, что территория Чертковского района -  истинно казачья земля. Сам наш райцентр, станцию Чертково, основал войсковой наказной Атаман Войска Донского генерал от кавалерии граф Михаил Иванович Чертков, по инициативе которого была начата прокладка южной ветки СКЖД. А Свято-Покровский храм в Яново-Шептуховке был построен на средства войскового старшины Максима Янова. И хотя населённые пункты разнятся по этническому признаку, но три народа так перемешались за эти полтора столетия, что сжились по - братски на благодатной чертковской земле. История не припоминает каких-либо серьёзных межэтнических конфликтов, разногласия и противоречий, за исключением гражданской войны , как следствие её,- геноцида казачьего народа.
 Имея различные диалекты, менталитеты, обычаи и традиции  те, и другие, и третьи, издревле являлись предметом иронии друг для друга. К примеру, со старых времён считалось, что хохлы поголовно настырные службисты, чрезмерно хозяйственные. Москали- народ шустрый и мастеровитый, но склонный к бахвальству. К тому же более других интересуется тем, что с краю лежит. Хохлы- закоренелые гурманы, любят есть сало и вареники, а на первое предпочитают борщ.  Москали тоже любят сало и вареники, но вместо борща хлебают щи , а из обуви предпочитают лапти. Хохлы же лаптей не носили, предпочитая им сыромятные чуни. А казацкий люд ни лаптей, ни чуней не знали, предпочитая щеголять в сапогах или, кто победней, - в чириках. Москали в диалектическом отношении большие любители нелитературных выражений и повсеместно их употребляют. У хохлов здесь всё несколько сложнее. У них долго существовал закон, не рекомендующий  материться родителям при детях, и наоборот. Казаки же, воспитанные с детства к уважению старших, здесь вне конкуренции.
Конечно, со временем эти условности между тремя диаспорами благополучно ушли в прошлое и теперь «благородный» славянский фольклор охватил даже  четвёртую по величине цыганскую диаспору чертковцев и звучит, не зная границ, во всех странах ближнего и дальнего зарубежья.
Что весьма примечательно, все три диаспоры – не дураки выпить, и эта общая черта , наряду с православием и употреблением нелитературной словесности, намертво  породнила и тех, и других и третьих. И, что примечательно,  народным напитком был признан самогон. Замечено, что общие застолья являются моментами наибольшего сближения этнических групп, где проявляется немыслимо большое уважение друг к другу. Хохлы старательно, насколько возможно, выговаривают русские слова, на что последние самоотверженно ломают язык об украинские звукосочетания, сообща поют русские, казачьи и украинские песни.
Этническое многоцветие Чертковского района колоритно дополняют цыгане. Особенно диаспора их возросла во время горбачёвской перестройки и последовавшего затем распада СССР. Тогда казачий, хохлачий и кацапский люд, особенно молодёжь, потянулся в поисках заработка в мегаполисы и « севера». Покинутые домостроения уехавших в поисках лучшей доли людей, раскупались за бесценок  цыганскими семьями. В настоящий период цыгане -  четвёртая по величине диаспора  района. Как правило, молодые цыганские семьи браки не регистрируют официально, что позволяет маме получить статус матери одиночки. Затем умело сочетая социальные преференции многодетным семьям от государства (а где вы видели цыганскую семью без табунка детей?) с  традиционными цыганскими промыслами, диаспора стала постепенно процветать. Особенно в годы перестройки, после установления так называемых «зон трезвости». Именно тогда непобедимый русский самогон пробил брешь в бетонной стене сухого закона, а изобретательный цыганский народ, гениально усовершенствовав технологию изготовления народного напитка, и денно и нощно в неограниченном количестве стал производителем экзотического бальзама не мыслимого качества. Поговаривали, что в его состав, кроме ядрёной сивухи, входили дихлофос и куриный помёт. А человек, употребивший стакан-другой этого пикантного деликатеса, тут же напрочь забывал, кто он такой, как его звать и откуда он родом, а потом ещё трое суток не мог сообразить, на каком свете он пребывает. Несмотря на побочные явления, популярность цыганского нектара достигла немыслимых вершин, а сам цыганский народ таких же немыслимых экономических успехов.
В начале восьмидесятых Чертковский район стали посещать строительные бригады представителей кавказских народов: армяне, грузины, осетины, кабардинцы. Строили в колхозах и совхозах как жилые дома, так и животноводческие фермы .И с той поры пошла по району молодая поросль с живыми карими глазами, смуглолицая и черноволосая, правда в большинстве своём имевшая в свидетельстве о рождении в графе отец – прочерк.
О, Чертковский район! Многоликий и неповторимый! Со столицей в уютном посёлке городского типа на самой границе с Украиной. И если раньше соседство твоё с Украиной давало тебе преимущество и стимулы в твоём развитии, благодаря дружественным связям с братским украинским народом, то теперь граница -  твоя беда. Буквально год назад перестала функционировать железная дорога, связывающая Чертково с югом и севером страны. Железнодорожный вокзал- краса и гордость чертковцев, стоит невостребованным , так как не выполняет свои прямые функции. Инвесторы опасаются вкладывать свои средства в развитие самого северного района Ростовской области из-за обстановки на Украине. Жители райцентра, сёл и хуторов уезжают в поисках лучшей доли. Многие дома выставлены на продажу .Мог ли сто пятьдесят лет назад походный атаман Чертков подумать, что его трудам будет подведена черта?
Как хочется верить, что наш родной, уютный посёлок с просторной душой и широкими объятьями, уникально расположенный там, где «петух поёт на три губернии», вновь расправит свои крылья. Что более тридцати шести тысяч человек, проживающих в шестидесяти шести населённых пунктах и шестнадцати сельских поселениях, не покинут свои жилища и родной Чертковский район в поисках заработка и достойной жизни, а останутся на своей малой Родине. И основания тому есть!  Это вера в то, что никто и        никогда не сможет разлучить два братских славянских народа: русских и украинцев! Проявим терпение.История и время всё расставит на свои места.

                Владимир Лядев.                Член союза писателей Дона. Почётный работник общего образования РФ.