Прага. Танго на Рашиновой набережной

Борис Готман
  Очень интересное здание Dancing House (Танцующий Дом), которое читатель видит на верхнем правом снимке коллажа, построено на правом берегу Влтавы на площади Йирасек на пересечении Рашиновой набережной, считающейся самой красивой набережной в Праге, и Рессловой улицы. 
 
  Как написано  в статье на русском языке в Википедии,   авторами  проекта  являются  хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор  Фрэнк  Гери.  Строительство велось  с 1994 по 1996 годы.
 
  Имена и фамилии указаны почти правильно,  а вот с гражданством получился прокол:   Владо  Милунич  стал гражданином  Чехословакии  в 1956 году,  а Френк  Гери с 1946 года является американским гражданином. 
 
  Как вспоминает архитектор Владо Милунич,  к появлению  в чешской столице одного из самых популярных сегодня  зданий привела цепь счастливых случайностей, начавшихся с того,  что их семью, семью эмигрантов, поселили в доме, где жил будущий президент Чехословакии Вацлав Гавел.

  Следующая  случайность  произошла в 1968 году, когда  Вацлав Гавел, в то время "враг народа № 1",  захотел перепланировать свою  квартиру на две – одну для него, вторую для его брата Ивана - и попросил сделать это своего соседа-архитектора Владо Милунича.

  В те годы коммунистические  власти часто задерживали "врага народа", поэтому архитектор придумал тематическую шутку, "украсив" кабинет Гавела тюремными нарами и наручниками:  действительно, зачем заказчику каждый раз после ареста или освобождения получать шок от смены  обстановки?!

  Милунича  через день "приглашали на беседы" органы госбезопасности,  пытаясь, в числе прочего,  уговорить его поставить в квартире  Гавела  подслушивающие устройства.
 
  Случайностью было  и то, что рядом находился разрушенный  бомбардировкой жилой дом, поэтому Гавел и Милунич,  глядя на него,  фантазировали, что бы построить вместо этих уродливых развалин.

  Дальнейшими "случайностями" стали "Бархатная революция",  превращение "врага народа  № 1" Вацлава Гавела в Президента Чехословакии и желание нового президента покончить с руинами.

  "Примерно в это время у меня появилась идея как-то улучшить эту зону, что-то построить на месте разрушенного бомбежкой дома. Создать что-то полезное, культурный объект, - вспоминал  Владо Милунич  в своём интервью  Кате Белозайцевой    (Katya Belozaiceva)  в ноябре 2015 года. - Я хотел, чтобы будущий объект был символом Бархатной революции.  Первый вариант был такой – построить скульптуру – чехословацкую Жанну Д'Арк, которая бы смотрела в направлении Пражского града. Вторая идея – открывающийся стручок фасоли, из которого фонтаном плещется национальный триколор. Я начал готовить эскизы. Хотелось, чтобы там находилось кафе с отличным видом на город".   
 
  На нижнем снимке справа читатель видит эти задумки архитектора – и Жанну, и фасоль с триколором, и кафе на крыше в его рисунках из книги "Танцующий дом, Золотое сечение" 2003 год.

  В своей книге  Владо Милунич  говорит о замысле проекта  -  дом, который мог состояться только в результате Бархатной революции, должен быть ее отражением.

  Поэтому он задумал здание, состоящее из двух частей,  подобно обществу, в котором меньшая активная демократическая часть всегда отделена от равнодушного большинства, что особенно  заметно при тоталитарных режимах.
 
  Теперь, с крахом этого режима в стране, динамичная часть её общества, по  мнению архитектора, будет увеличиваться и она, эта часть, может и должна отступать от жёстких рамок,  сложившихся при коммунистах. Её символизируют башни, вызывающе выступающие из форм и границ застройки.

  Случайности в продвижении проекта на этом не закончились, поэтому приведу некоторые сведения о втором, уже знаменитом к тому времени архитекторе.
 
  Гери родился в Торонто 28 февраля 1929 года в семье Сэди-Тельмы и Ирвина Голдбергов. Отец был сыном еврейских эмигрантов из России, а мать приехала в Новый Свет из Польши. Вот почему сына они назвали Эфраимом, но для всех с самого рождения он был просто Фрэнком. Около десяти лет семья прожила в небольшом шахтёрском посёлке, в школе которого мальчик впервые столкнулся с антисемитизмом  однокласников. Поэтому позднее, уже взрослым, он официально сменил имя и поменял  фамилию – вместо Голдберга стал просто Гери.

  "Танцующий дом" в Праге стал еще одним знаковым творением Гери.

  По предложению президента Чехии Вацлава Гавела, Гери проектировал его вместе с хорватским архитектором Владо Милуничем: дом решили построить на месте руин, оставшихся после бомбардировок Праги во время Второй мировой, но компания, владевшая участком, выдвинула условие - или архитектором будет Гери, или мы не даем согласия.
 
  Соавторы сошлись в мнении, что башни, символизирующие динамичные слои общества, будут представлять собой отношения мужчины и женщины. 
 
  Владо Милунич  предположил, что это может быть похоже на танец.
 
  Фрэнк Гери решил, что их танцующая пара будет ещё и памятью прославленным голливудским  танцорам  Джинджер Роджерс и Фреду Астеру. Ему очень нравилась эта великолепная пара, а в ножки Джинджер Роджерс он был просто влюблён! Гери в шутку даже назвал дом «Джинджер и Фред».
 
  Та из башен, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер).

  И хотя сначала здание вызывало неоднозначную реакцию местных жителей, т.к. очень контрастировало с готическим обликом города, сегодня оно стало гордостью Праги и одной из точек притяжения туристов. 
 
  Вот так почти случайно два архитектора из противоположных концов земного шара в тесном сотрудничестве создали позитивный символ города, танцующего по случаю краха тоталитаризма.