По святым местам Саратовского Заволжья

Маргарита Бирюкова
Мы с мужем много лет мечтаем провести отпуск вместе на море, и уж в этом-то году думали: точно поедем. Но отпуск его выпал на конец июля, а 22 июля - ровно год со дня кончины моей свекрови, Бирюковой Надежды Егоровны, простой, мудрой и сердечной русской женщины, помогавшей вынянчить наших детей и называвшей меня «дочкой». Родилась она в Заволжской степи  - в селе Журавлёвка, Краснокутского района Саратовской области, всю жизнь проработала в Красном Куте на предприятиях общественного питания, а похоронена на старинном кладбище в селе Ахмат, того же района, рядом со своим мужем, и с моими бабушкой и дедушкой, прадедушкой и прабабушками.  Наш Ахмат - село исконно русское, основанное в 1885 году старообрядцами-переселенцами, отделяется от райцентра, Красного Кута, маленькой речкой Гашон. Перешёл через мостик - и ты в городе.
В Ахмате и сейчас живут моя тётушка Тамара с мужем, для которых мы - всегда желанные гости. Когда мы по телефону сообщили ей, что хотели бы в этом году поехать на море, а нашу «бабу Надю» помянуть дома, с московской роднёй, тётя Тома сказала строго: «Вас здесь не поймут. У нас так не принято». И мы поехали в Красный Кут, на родину моего мужа и моих предков. Справили поминки, отстояли панихиду на Ахматском кладбище (служил протоиерей Александр Писларь), и провели девять дней незабываемого отпуска в жарких и солнечных Краснокутских степях.
*
Сегодня расскажу об одной из наших поездок - в Свято-Успенскую женскую общину города Энгельса (бывшей Покровской слободы), что на левом берегу Волги - напротив Саратова, и встрече с двумя удивительными женщинами: матушкой Манефой и настоятельницей общины матушкой Георгией.
С матушкой Манефой мы знакомы с 2012 года, только звали её тогда Вера Николаевна Тюрина, и была она старостой Лавровского храма Св. Иоанна Воина.
Но обо всём по порядку.
*
Рядом с нашим Ахматом, всего в двух километрах, раскинулось ещё одно большое село - Лавровка, основанное в 1898 году переселенцами из Малороссии. Вообще, наше степное Заволжье заселено выходцами почти изо всех центральных и западных областей Российской Империи, а потом Советского Союза, спасавшихся до революции от малоземелья, а после Великой Отечественной войны - от страшного разорения и голода. Немецких колоний здесь до войны тоже было немало, но не больше, чем велико- и малороссийских сёл, а всё потому, что вдоль берегов нашей реки Еруслан, притока Волги, проходил знаменитый Эльтонский солевозный тракт, ширина которого изначально была определена в 40 вёрст. Соль возили от озера Эльтон к волжским пристаням Покровской слободы на волах, а им требовались обширные пастбища. Эту широкую полосу Эльтонского тракта до середины XIX века заселять было нельзя, а после, когда необходимость в нём отпала - нашлись в стране более дешёвые источники соли, - началось постепенное заселение этой территории. Тогда-то и возникли и Ахмат, и Лавровка, и Журавлёвка, и множество других сёл и деревень. Сам Красный Кут - опорный пункт солевозов на Еруслане - возник раньше, в начале XIX века. От Красного Кута до Покровской слободы по прямой - 85 километров, а до границы с Казахстаном - 67.
Первыми солевозами были здесь местные волжские и приглашённые малороссийские казаки, люди сильные, мужественные и предприимчивые. Нередко им приходилось отражать нападения кочевников - ногайцев и киргиз-кайсаков. А в бескрайней степи на чью помощь и уповать можно во время таких набегов, кроме как на Силы Небесные? Вот и возникали здесь храмы Божии, посвящённые небесным заступникам воинов - Архангелу Михаилу да Св. Николаю Чудотворцу. Таких храмов на территории бывших Новоузенского и Николаевского заволжских уездов больше всего: по данным 1914 года из 273 церквей этих уездов было Михаило-Архангельских - 72 и Свято-Никольских - 32, - больше, чем треть!
Вот и в Красном Куте был поставлен в первой половине XIX столетия деревянный Михаило-Архангельский храм, к приходу которого поначалу были причислены и Ахмат, и Лавровка. А в 1902 г. в нашем Ахмате была торжественно освящена во имя Св. Николая Чудотворца обширная каменная церковь-школа, «стоящая до 20000 рублей». Большую часть средств на её строительство  собрали сами прихожане, но поступило и пособие от училищного совета при Св. Синоде - 2500 руб. С этого года Лавровка стала приходской деревней Ахматской церкви. В начале XX века в Красном Куте вместо деревянного выстроили величественный каменный Михаило-Архангельский красавец-храм и освятили в 1905 году, в смутные дни Первой русской революции. А старинную деревянную церковь перенесли на базарную площадь, обложили кирпичом, и через несколько лет освятили во имя Святой Троицы.  В 1930-е годы и Ахматский, и Краснокутские храмы закрыли, священников расстреляли. Позже Михаило-Архангельский храм был взорван и разобран на кирпичи. У Свято-Никольского храма разобрали купол и колокольню, в нижней части здания устроили семилетнюю школу (в ней с начала войны и до закрытия работали учителями мои дедушка с бабушкой); а в 1980-е годы пристроили две бетонные коробки и открыли сельский Дом культуры. В Краснокутском Свято-Троицком храме разместили кинотеатр, а потом и пивбар. Богослужения прекратились на долгие годы.
С начала 1990-х годов начались перемены: колхозы повсеместно развалились, но зато стала возрождаться духовная жизнь. В 1990-м году здание Свято-Троицкого храма возвратили верующим, оно было вновь освящено и теперь восстановлено полностью. В Ахмате в здании старинной церкви до сих пор размещается Дом культуры - наши сельчане только в этом, 2019-м году начали собирать подписи под Обращением о возвращении селу храма Божия.
А вот жители Лавровки так долго ждать не стали. Когда в 1993 году колхозное имущество было выставлено на конкурс, они попросили выделить им помещение под молельную комнату. Выделили небольшую часть административного здания в центре села, здесь своими силами верующие оборудовали небольшую молельню, человек на десять прихожан. Официально зарегистрировали «Местную религиозную организацию православный приход храма мученика Иоанна Воина с. Лавровка Краснокутского района Саратовской области Покровской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Учредителями прихода выступили шесть жителей Лавровки, и в их числе - Вера Николаевна Тюрина, бывшая зоотехник и заведующая Лавровской птицефабрикой, и её дочь Наталья Фёдоровна Резько. С большим трудом, из-за долгой бумажной волокиты, исключительно благодаря стараниям и удивительной настойчивости Веры Николаевны, только в 2001 году удалось добиться официального статуса храма для молельной комнаты, стали регулярно проводить Богослужения, поначалу нечасто - раз в месяц.
*
Мы с мужем впервые попали в Лавровский храм, как я уже сказала, в 2012 году. И этому предшествовала не совсем обычная история.
Примерно с 2010 года я стала разыскивать и собирать сведения об истории нашего села Ахмат, а заодно и Красного Кута. Современных книг об этих краях я не нашла, и знающие люди посоветовали мне обратиться в Государственную Историческую библиотеку. Но и старинных книг о наших сёлах там не оказалось, зато были полногодовые комплекты «Самарских Епархиальных Ведомостей» (Саратовское Заволжье относилось до революции к Самарской губернии). И вот их-то изучением я занялась на долгие месяцы, выискивая по крупицам интересующую меня информацию. К моей радости, добытых сведений оказалось немало. И среди прочих - указание о том, что в 1903 году, согласно «маршруту следования», в Красный Кут и окрестные сёла должны были привезти из Раковского Свято-Троицкого монастыря, что в 70-ти верстах от Самары, чудотворную икону Божией Матери «Взыскание погибших». Это был единственный до революции зафиксированный случай, когда наши края посещала чудотворная икона Божией Матери. В 1896 году «Самарские Епархиальные Ведомости» (№№ 3,4) опубликовали обширный очерк Петра Альбицкого «Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Свято-Троицком Раковском женском монастыре Самарской епархии и уезда (1666—1895 г.г.)», где рассказывалось о чудесном обретении этой иконы, что «приплыла по реке Волге к г. Саратову и была явлена здесь тогдашнему Саратовскому воеводе Кадышеву в 1666 году», и о многочисленных чудесах и исцелениях, происходивших от этой иконы.
И легло мне на душу вышить такую икону и подарить Краснокутскому храму (о существовании Лавровского храма тогда мне не было известно). Сказано - сделано. В одном из магазинчиков для рукодельниц купила набор для вышивания бисером иконы «Взыскание погибших», благо сейчас богатый выбор такой продукции, и стала вышивать потихоньку по вечерам, когда дети заснут. Иногда засиживалась допоздна. Работа кропотливая. Сидишь, вышиваешь, размышляешь о том, о сём, молитву про себя прочтёшь. И однажды вдруг пришла в голову мысль: вот бы и от «моей» иконы, той, что я сейчас вышиваю, случилось какое-нибудь чудо, - очень мне этого захотелось. И, только я так подумала, вдруг почувствовала запах дыма. Было часа два ночи. Осмотрелась вокруг - на кухне плита выключена, проводка не искрит, не дымится. Пошла по квартире - нигде ничего подозрительного, только у дочери в комнате запах гари очень сильный,  а откуда он - понять не могу. Разбудила мужа: надо что-то делать! Олег не долго думая посмотрел в окно - и увидел внизу молодого мужчину, тот ходит и внимательно вглядывается в окна нашего многоэтажного дома. Олег открыл окно и стал с ним разговаривать. Оказывается, они с женой тоже почувствовали запах дыма, и он спустился, чтобы понять: где горит. Мы живём на третьем этаже, а они на пятом. И тут оба одновременно увидели, что из форточки на первом этаже, прямо под окном нашей дочери, потянулась лента густого белёсого дыма. Парень с улицы, с мобильного, а мы из дома стали скорей звонить пожарным. Вызвали, минуты две подождали. Потом Олег говорит: «Что я дома сидеть буду, пойду, попробуем позвонить в ту квартиру». Ушёл, а я гляжу в окно. Дым усиливается, повалил столбом. Олега с парнем не видно. Минут через десять подъехала пожарная машина, засуетились пожарные, протянули шланг, стали заливать водой в окно, откуда шёл дым. Потом подъехала скорая помощь, уехала… Вместо дыма из окна первого этажа клубами повалил пар, всё тише, тише… Часа через полтора-два всё закончилось, пожарные уехали, муж вернулся домой, рассказывает: «Мы с парнем стали звонить в ту квартиру и никак не могли дозвониться. Мы и звонили, и стучали, и кричали. Наконец, нам открыла полусонная женщина, не поймёт, в чём дело. Мы ей объясняем: у вас пожар, а сами бегом в ту комнату, откуда дым идёт. Смотрим: на полу матрас тлеет - разгорается, на нём мужик спит, а у самого уже рука обгорела. Мы мужика схватили и вытащили на улицу. А женщина с мальчиком-подростком спали в комнате напротив и ничего не чувствовали… Пожарные минут через пять подъехали. Начальник пожарной команды, капитан, нам сказал: если бы вы мужика не вытащили, минут через пять он бы задохнулся насмерть». Оказалось, несчастный был большой любитель выпить, вот и в этот раз выпил, закурил лёжа в постели и заснул. Непогашенный окурок попал на матрас… А задохнуться мог не только он, а и все, кто спали над ним в квартирах выше, в том числе и наша дочь…
И тут меня оторопь взяла, мурашки пошли по коже: «Матушка Божия, да Ты ведь Чудо мне явила самое настоящее! Спасла стольких людей!». А ещё подумалось: икона-то называется «Взыскание погибших», и неспроста, спасает всяких людей, и грешных, и недостойных, и пьяницу спасла… Через неделю выписали его из больницы…
Икону я довышивала, в багетной мастерской оформили её в красивую рамочку. И попросила я свою тётушку Тому, когда она приезжала в Москву, передать «Взыскание погибших» в Краснокутский храм. Но в Краснокутский храм её не взяли, видно, там икон уже было много, а рекомендовали отдать в один из ближайших сельских храмов. Тётя Тома позвонила мне и спросила, не возражаю ли я, если она отдаст её в Лавровку. Тогда-то я впервые и услышала о новом храме Св. Иоанна Воина и о Вере Николаевне. Конечно, я согласилась, и таким образом «моя» икона вскоре поселилась в Лавровском храме. А когда через некоторое время мы с мужем приехали в гости к родным на Саратовскую землю, то, конечно же, захотели посмотреть тот храм, где висит «наша» икона.
*
Тётя Тома созвонилась с Верой Николаевной, и мы втроём: тётушка, Олег и я, на машине поехали в Лавровку. Народу в храме было немного, несколько человек прихожан. Вера Николаевна, немолодая высокая стройная женщина в косынке, встретила нас как родных, с такой радостной улыбкой, как будто всю жизнь нас знала и как будто мы самые близкие для неё люди. Показала «свой» небольшой храм: кроме просторного богослужебного помещения, была здесь обширная прихожая и рядом небольшая комната, где разместилась воскресная школа. Занятия в школе вела дочь Веры Николаевны, Наталья Резько. Внутри храма светло, уютно, небогато, и икон немного, подсвечники сварены местными умельцами из подручных материалов и наполнены чистым песком. А вот и «наша» икона на стене - мы её сразу узнали. Поставили свечи, помолились. Вера Николаевна усадила нас на деревянную скамью и стала рассказывать: о том, как «начинался» их храм; о том, как она обрадовалась, когда узнала, что Преосвященный решил освятить его в честь Святого Иоанна Воина - очень она уж любит и почитает этого святого; и о том, как настоятель Краснокутского храма (в 90-е годы им был отец Георгий Гонцелевич) научил и благословил Веру Николаевну проводить службы мирским чином, и она старалась ни одной вечерней службы не пропускать: утром - на работу, на птицефабрику, вечером - на службу; и о том, как мало людей поначалу ходило к ним в церковь. «Бывало, приду сюда после работы и  молюсь одна, а бывало: сама молюсь, а внуки маленькие рядом на скамейке спят - оставить не с кем было. Расстраивалась, что никто больше не пришёл. А тётя Зина - её у нас в Красном Куте многие «провидицей» считали - мне и говорит: «Не переживай, Верочка, ещё сам архиерей в твоём храме служить будет!». И ведь правда! На днях к нам Преосвященный приезжает! Приходите на службу!».
Когда 23 сентября 2012 года, пред праздником Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершал Божественную литургию в храме во имя святого мученика Иоанна Воина села Лавровка, на службе присутствовало несколько десятков человек: кроме жителей Лавровки, были здесь гости и из Ахмата, и из Красного Кута.
А ещё в Лавровской церкви мы впервые увидели чудо: обновившуюся икону Святого Николая Чудотворца. Вера Николаевна рассказывала: «Эту икону купила я в поезде много лет назад, когда возвращалась домой с Украины. Это была обычная чёрно-белая фотография. - (И правда, в 80-е годы такие иконы-фотографии часто по поездам носили, как правило, немые или притворяющиеся немыми торговцы). - Я принесла её в наш храм, как только его открыли. Она сначала стояла на подоконнике, там и другие иконочки стояли. А однажды был какой-то праздник, и мы с женщинами решили пойти крестным ходом вокруг церкви. Я им говорю: берите иконы, пойдём! Все иконочки разобрали, остался Св. Николай Чудотворец. А женщина, которой он достался, его брать не хочет - мол, некрасивая икона, фотография простая! А другая женщина говорит: а я возьму! И взяла эту фотографию, а той женщине другую икону отдала. И пошли мы крестным ходом, вернулись в храм, поставили иконы на место. А на другое утро пришли мы в храм, смотрю я и не пойму: что-то не так! А тётя Зина и говорит мне: «Что, Верочка, Николай Чудотворчик-то обновился!». Я так и ахнула: там, где вчера всё было чёрно-белым, сегодня как будто кто краской закрасил: местами оранжевые пятна, местами зеленоватые (вроде цвета «морской волны») на облачении святителя проявляются. Я даже подумала, не нахулиганил ли кто - да нет, не похоже. Мы икону в рамочку убрали, на стену повесили, стали за ней следить. И видим - со временем всё больше и больше окрашенная область становится…».
Мы подошли к иконе, - она на северной стороне храма висит, недалеко от алтаря, - стали рассматривать внимательно: чудеса, да и только! В обычной деревянной рамочке, под стеклом, на фоне бордовой с тонким жёлто-золотым узором ткани - не очень большая, наверно, чуть меньше тетрадного листа, фотография-икона Святителя Николая Чудотворца, поясное изображение. Святитель в одной руке держит книгу - Евангелие, а другой благословляет нас. Примерно половина облачения его окрашена, да контуры окрашенной части неровные, нечёткие, будто размытые, пятнами.  А сверху, над плечами Святителя, с каждой стороны - по облаку: на одном облаке, слева, сидит Спаситель Иисус Христос, и его одежды как будто тоже чуть-чуть в такой же цвет «морской волны» окрашены, а справа на облаке - Божия Матерь, её одежды кое-где оранжевыми стали.
Икону я сфотографировала, уже после, в Москве фотографию распечатала, поставила дома на полочке, и тоже наблюдаю за ней. И что интересно, за прошедшие семь лет изменения произошли в окраске не только Лавровской храмовой иконы, но и на моей фотографии, и даже на электронном компьютерном изображении. За это время зеленоватого цвета «морской волны» как будто на иконе стало меньше - сейчас в него окрашены рукава Святителя; практически вся риза - фелонь окрашена в ярко-оранжевый цвет, на епитрахили проступили жёлто-золотые кресты, а край ризы на благословляющей руке Николая Чудотворца, отделанный каймой с крестами, весь окрасился в жёлто-золотой цвет. В Лавровском храме за это время мы с мужем побывали ещё несколько раз - в 2015, 2016, 2018 и 2019 годах, во время летнего отпуска, каждый раз с удивлением замечая изменения на иконе Св. Николая. Потом уже я догадалась: неспроста обновилась в Лавровке икона именно этого святого - ведь долгие годы Лавровка была приходской деревней нашего Ахматского храма, посвящённого ему,  Св. Николаю Чудотворцу!
А Вера Николаевна рассказывала дальше, что чудеса в их храме на этом не закончились. Был случай, когда однажды, придя с прихожанками в храм, вдруг ощутили сильный аромат цветов, стали искать: откуда он, и не сразу поверили, когда поняли, что приятный запах исходит  от иконы «Всех скорбящих радости». А живых цветов в храме не было - были только искусственные. И вспомнила Вера Николаевна, что во время крестного хода в Дивеево в 1991 году, когда шла она в рядах многотысячной толпы вслед за возвращающимися в святую обитель вновь обретёнными мощами Св. преподобного Серафима Саровского, то долгое время она и идущие рядом люди явственно ощущали благоухание, исходившее от мощей и распространявшееся над крестным ходом… 
А ещё мы с Верой Николаевной поделились сведениями о расстрелянных Краснокутских и Ахматских священниках. Мне в интернете удалось найти информацию о двоих за Христа пострадавших отцах Николае Годинове и Андрее Батаеве, замученных в 1931 году. А Вера Николаевна поведала ещё одну удивительную историю: слышала она, что в Красном Куте в 1937 году были расстреляны ещё несколько священнослужителей. И однажды во сне увидела она место, где лежат их мощи - очень явственный был сон! Испросив благословения краснокутского батюшки, послала Вера Николаевна троих прихожанок, в том числе и свою дочь Наталью, взять иконки и идти в то место, что за чертой города, за железной дорогой, и пройти там крестным ходом, да чтоб самим при этом читать молитвы, друг с другом не разговаривать, а только внимательно смотреть вокруг: что им покажется необычного, может, знак какой будет. Три женщины пошли, как им было велено, долго ходили, всё смотрели да читали молитвы. И когда закончили свой крестный ход, то стали делиться своими ощущениями. И оказалось, что ничего особенного никто из них не увидел, кроме одного: когда проходили мимо куста боярышника, - а дело было осенью, - то заметили, что ягоды на нём были необыкновенно яркими, красными, казалось, что они светятся! А когда вернулись, да стали рассказывать об этом в храме, то старенькая тётя Зина, которую считали «провидицей», вспомнила и говорит: «Ну, конечно, там должен быть боярышник!». Оказывается, отец или кто-то ещё из близких родственников тёти Зины был то ли старостой, то ли сторожем в Краснокутском храме, и когда священников расстреляли, он с кем-то из прихожан ночью тайком выкрал тела убитых, вывез за город и похоронил в «посадках». А после тёте Зине, которая тогда ещё была девочкой, рассказал, что найти тела священников, когда придёт время, можно будет по кусту боярышника - он там один растёт. Так оно и вышло.
Вообще, настоящего леса вокруг Красного Кута нет - а есть «посадки», в бескрайней степи вещь крайне необходимая. Сажают более или менее засухоустойчивые деревца и кустарники по большей части вдоль дорог, да по краям полей - для снегозадержания и для борьбы с засухой, чтобы пустыня сюда не подступала. Сажать леса в степи начали со времён Петра Первого, да немного сейчас здесь лесов осталось, ухаживать за ними с некому - с 2007 года нет в России лесников, уволили всех, так что те леса, что были раньше насажены - многие погорели, не следит за ними никто…
Я спрашиваю Веру Николаевну: а можно ли увидеть то место, где священники похоронены?  Она покажет, если Олег подвезёт. Олег, к счастью, согласился. Вера Николаевна обрадовалась, засуетилась, взяла иконку, свечи, спички, и мы поехали за город, на то место, сначала по асфальту, потом по грунтовой дороге. Остановились, вдали виднеется железнодорожный мост, перед нами невысокий земляной вал, а на нём растут деревца да кустарники. Вылезли из машины, идём по валу, ищем боярышник. А его не видно… Вера Николаевна говорит: «Где-то здесь, смотрите внимательнее!». Вчетвером ищем, а никто не найдёт. Прошли в одну сторону по валу метров сто и больше, Вера Николаевна говорит, что дальше идти не нужно, дальше точно нет. Пошли в обратную сторону. Все ушли вперёд, а я чуть поотстала, уж очень мне боярышник найти хочется, иду, каждый встречный кустик внимательно оглядываю, а боярышника всё нет и нет. И тут я про себя подумала: «Господи! Дай мне, пожалуйста, какой-нибудь знак! Помоги найти!». И только я так подумала, вдруг споткнулась о какую-то палку. Опустила глаза: палка сухая-сухая, дождями да ветрами выбеленная, а по размеру и по виду напоминает посох, почему-то подумалось: «монашеский посох». Наклонилась я, подняла палку двумя руками, держу перед собой, поднимаю глаза: а передо мною, прямо перед лицом моим висят ягоды боярышника!.. Слава Богу! Зову скорей своих. Ягод-то на кусту немного, и не сильно они яркие, да и листва уже наполовину облетела - осень всё-таки, конец сентября. Подошли Олег с Верой Николаевной. Вера Николаевна говорит: давайте поминальную службу по погибшим священникам пропоём. Спустились мы с вала, Вера Николаевна зажгла свечи, поставила иконку, стала мирским чином читать поминальные молитвы и петь, а я уж, где знаю, подпеваю. Возвращались домой радостные, думалось: хорошее дело сделали. А памятного знака никакого на том месте не разрешил пока краснокутский батюшка поставить, чтобы злые люди не прознали… Через несколько лет были мы снова, уже без Веры Николаевны, у того боярышника, помолились…
*
Виделись мы с Верой Николаевной летом 2016 года. На престольный праздник, в день памяти мученика Иоанна Воина, в Лавровку вновь приезжал Епископ Покровский и Николаевский Пахомий и служил Божественную литургию. Было очень жарко, и окна в храме были открыты. Шла благолепная, торжественная служба. Пел бесподобный архиерейский хор, - Владыка привёз с собою нескольких певчих, - Вера Николаевна тоже пела, а в открытое окно было слышно, как несколько ласточек, заслышав звуки молитвенных песнопений, начинали дружно щебетать - подпевать певчим. Смолкал хор, и они затихали, певчие снова начинали петь - и ласточки радостно подхватывали песню. Удивительно! Незабываемые впечатления…
*   
В 2018 году, похоронив нашу «бабу Надю», мы навестили Веру Николаевну в Ахматской больнице - сердце у неё пошаливало. А она радостно рассказывала, как, несмотря на болезнь, в течение нескольких дней принимала участие в ежегодном крестном ходу в Вавилов Дол, и очень переживала, что не могла пройти с крестным ходом весь путь.
Традиционный ежегодный крестный ход в память всех новомучеников и исповедников Российских выходит из Балашова 16 июня, проходит через все три епархии Саратовской митрополии и десять районов Саратовской области, в том числе через Саратов и Балаково, и заканчивается 17 июля, в день гибели русского Императора Николая II и его семьи, в Вавиловом Доле Ивантеевского  района, на месте мученической кончины монахов здешней православной обители, что были оклеветаны и расстреляны в 1929 году. Протяжённость крестного хода - более 700 километров. Сейчас на месте бывшего пещерного монастыря выстроена часовня во имя Св. Николая Чудотворца, вновь освящён целебный источник. 17 июля здесь совершается Божественная литургия, на источнике служат водосвятный молебен. Тысячи паломников ежегодно посещают это святое место в заволжской степи…
В этот раз Вера Николаевна была уже в чёрных монашеских одеждах и просила называть её матушкой Манефой, оказывается, в 2017 году Успенским постом она приняла монашеский постриг. Но жила она пока не в монастыре, а всё так же в Лавровке: епископ Пахомий благословил её собирать средства на новый, настоящий храм в Лавровке и заниматься согласованием проектной документации с разными инстанциями. А место для строительства нового каменного храма и сам проект были определены ещё в 2016 году. Да вот средств-то удалось собрать немного: небогаты местные жители. Надежда лишь на помощь Божию…
Зато в начале 2018 г. в храм Св. Иоанна Воина назначен свой настоятель, отец Дионисий Веску, и теперь богослужения проводятся намного чаще, и прихожан заметно прибавилось. Именно отец Дионисий отпевал несколько дней назад нашу дорогую «бабу Надю» - Надежду Егоровну, хороший батюшка, благодатный. Его добрые и мудрые слова, что сказал он после отпевания, очень поддержали нас…
Рассказывала матушка Манефа, что приезжала к ним в Лавровку и настоятельница её общины, матушка Георгия, и пожертвовала храму Св. Иоанна Воина маленький колокол. А община их находится в Энгельсе, а настоятельница у них очень хорошая и большая молитвенница…
*
С начала лета 2019 года церковное начальство повелело матушке Манефе жить в монастыре. Когда мы с мужем приехали в этом году в Красный Кут, матушки Манефы здесь уже не было. А нам очень хотелось её повидать. Мы разузнали, где находится её община, и поехали, а с нами - учитель лицея № 5 ОАО «РЖД» и одновременно руководитель Ахматского народного музея Галина Евгеньевна Кузьмичёва, её внук Дмитрий 16-ти лет и её помощница по музею, филолог и журналист Татьяна Васильевна Потапова. Галина Евгеньевна заранее созвонилась с матушкой Манефой, предупредила о нашем приезде.
Было 24 июля, день памяти Святой Равноапостольной Княгини Ольги. Выехали мы утром. От Красного Кута до Энгельса на машине часа два пути, шоссе большей частью хорошее, дорогу недавно отремонтировали. А на окраине Энгельса, в районе Мясокомбината, надо найти храм Успения Божией Матери, при нём-то и устроилась женская община. Надо сворачивать с шоссе. Навигатор вывел нас, через какие-то просёлочные дороги, мимо деревенских домиков, снова на широкую улицу, а вот и указатель - поворот к храму. Приехали! Выходим… За ажурной металлической оградой храм - белоснежный красавец, новенький, с яркой синей крышей и золотыми куполами. На улице жарко, но чувствуется близость Волги - воздух как будто проникнут лёгкой свежестью. Храм находится на небольшой возвышенности, и хотя Волги отсюда не видно, но великий речной простор ощущается всем существом. Цветники пред входом в храм небольшие, но очень красивые, много цветущих розовых кустов, газоны вокруг аккуратно подстрижены, и на них растут несколько берёзок. Заходим внутрь: идёт служба, молящихся человек пятнадцать. И матушку Манефу слышим - она читает на клиросе. Купили свечи, - их продавала молодая на вид монахиня, когда потом познакомились, выяснилось, это и была настоятельница общины, матушка Георгия, - подали записочки и тоже стали службу слушать. Кроме обычных молитв, в этот раз читали житие Св. Княгини Ольги. Было около десяти причастников, большинство из них - детишки. В конце службы все приложились ко кресту, только после этого матушка Манефа смогла подойти к нам. Как радостно было видеть её милое улыбающееся лицо, когда она приговаривала: «Паломнички, паломнички к нам приехали!».
Вышли из храма, матушка Георгия пригласила нас всех на трапезу. Трапеза у них в общине всеобщая, за одним большим столом кушают все вместе: монахини, послушницы, священник, трудницы и трудники - прихожане храма, и гости. Трапеза происходит в монастырском корпусе, под который приспособлено здание бывшего детского сада, рядом с храмом.  Перед входом - обширный палисадник, растут несколько кипарисовых деревьев и цветёт множество флоксов белых, розовых, малиновых оттенков. Над входной дверью под крышей - икона Спаса Нерукотворного, а чуть пониже - Успения Божией Матери. В самом корпусе, кроме трапезной, размещаются кухня, семь монашеских келий, обширный зал с библиотекой, и большие комнаты для занятий воскресной школы. У нас есть немного времени, чтобы осмотреться, на разговоры пока нет благословения настоятельницы. Внутри помещения чисто, красиво, мебель (школьные парты, стулья, столы) новая, вдоль стен зала два больших книжных стеллажа, почти до потолка, книг много, все православной тематики - и для детей, и для взрослых. Привлекает внимание многотомное издание Св. Иоанна Златоуста с крупными золотыми буквами на корешках. Вот несколько экземпляров Библии, энциклопедические справочники «Храмы России», «Русская иконопись», «Здоровье ребёнка», жития святых. Взяла полистать красиво оформленный буклет «Священноисповедник Иоанн Оленевский» - его икону с частицей мощей потом увидим в храме. В зале много комнатных растений, видно, что за ними заботливо ухаживают. У стены стоит фортепиано, на нём целая выставка грамот и благодарностей в рамочках - их заслужили ученики воскресной школы за победы в различных конкурсах ежегодных епархиальных фестивалей «В единстве - наша сила!». А выше, на стене три небольшие иконы иконы: Святые Царственные мученики; Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София; Св. преподобная Мария Египетская.  На другой стороне стены - в рамочках большие портреты иерархов: в центре - Святейший Патриарх Кирилл, справа - Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, слева - Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, а ниже - десяток фотографий храма, местных священнослужителей и монашествующих. Оформлено всё красиво и со вкусом.
Пока мы осматривали помещение, несколько женщин в обычных, «мирских» одеждах хлопотали по хозяйству. К матушке Георгии за это время не раз подходили разные люди за советами, указаниями, о чём-то спрашивали, договаривались. Но вот нас позвали в соседнюю комнату к столу, усадили на длинные лавки. На стене фотообои: берёзовая роща, наверху в углу на полочке иконы с лампадой, а рядом картина «Тайная вечеря». Все встали, матушка Георгия прочла молитву, перекрестились и принялись за трапезу. Мясо по уставу в монастыре не полагается, зато рыбных блюд было несколько, сытных и вкусных, и на первое - замечательная уха. Все мы, нынешние гости, в первый раз участвовали в монастырский трапезе, и всем нам она пришлась по душе. Позже других пришёл батюшка, отец Алексий, достаточно молодой, он задержался, беседуя с прихожанами. Помолившись, он тоже стал обедать. Мы сначала немного смущались и не знали, о чём говорить. А батюшка рассказал несколько интересных случаев из своей практики, как бы невзначай, на примерах, давая нам наставление, а после трапезы всех нас благословил.
Матушка Георгия сказала, что она может уделить нам минут пятнадцать времени и провести небольшую экскурсию по храму, а потом она будет занята. Мы отправились снова в храм, а матушка Манефа вдогонку спросила настоятельницу: «А меня на что благословите? Мне чем сейчас заняться?». Матушка Георгия улыбнулась и скомандовала: «А Вы собирайте груши в саду - всем гостям по пакету!».
Придя в храм, матушка Георгия первым делом рассказала о его истории. Начинался этот храм, так же, как и Лавровский, с небольшой комнатки в брошенном подростковом клубе, которую местные власти выделили верующим в 2002 году. Позже и всё здание отдали под храм; при помощи благотворителей (ген. директора ЗАО «СИГНАЛ» А.В. Никонова и др.) его отремонтировали, украсили, установили купол с крестом. Уже в 2003 году была открыта здесь воскресная школа, создан народный хор. А в 2011 году, благодаря Алексею Сергеевичу Михайлову, ген. директору холдинга «Белая долина», началось строительство нового храма. «Белая Долина» — сегодня один из крупнейших агропромышленных холдингов Саратовской области, производит молочную и мясную продукцию. Помощь в строительстве храма оказали и другие предприятия («Газовик-С», торговая сеть магазинов «Глория», Энгельсское преприятие «Гофротара»). 28 августа 2015 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение нового храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Матушка Георгия показывает на богатый трёхъярусный иконостас и объясняет: «На первом ярусе слева у нас большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, потому что епархия наша Покровская, а справа от Царских Врат - икона Успения Божией Матери, потому что храм в честь этого праздника освящён. Слева икона Св. Алексия Митрополита Московского - небесного покровителя строителя храма А.С. Михайлова, в правой части иконостаса икона Св. Сергия Радонежского - небесного покровителя его отца, Михайлова Сергея Анатольевича (Председателя Совета директоров ОАО «Молочный комбинат Энгельсский»).
Мы спрашиваем, есть ли в храме особо чтимые иконы? Матушка Георгия указывает на иконы с частицами мощей Св. Луки Крымского и Св. Иоанна Оленевского, а также на икону Св. Спиридона Тримифунтского с частицей ткани его тапочка.
Просим матушку рассказать о себе. Родом она из Москвы, там же закончила педагогический колледж, а в 27 лет ушла в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, что в Малоярославце Калужской области. Долго жила в этом монастыре, прошла почти все послушания, умеет читать Псалтирь по усопшим. Эта молитва идёт непрерывно ночью в течение 12-ти часов, либо у тела усопшего, либо в храме. Обычно читают Псалтирь две монахини по очереди, меняясь через каждые два часа. Матушка Георгия говорит о великом значении такой молитвы для души усопшего. Говорит, что в Энгельсе, да и в самом Саратове, сейчас всего несколько человек могут так читать Псалтирь. Поэтому её часто приглашают читать. Говорит, что если читают в доме усопшего, то сразу заметно, как изменяется «атмосфера» вокруг и настроение окружающих: отступает неутешное горе, прекращаются распри и споры, всё настраивается на строгий, тихий и благоговейный лад.   
В Свято-Успенский храм г. Энгельса (Покровска) матушка приехала в марте 2017 года, по приглашению Епископа Пахомия и по благословению игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Владыка с помощью матушки Георгии надеется создать здесь настоящий женский монастырь, а дело это непростое и не быстрое. Пока же здесь только монашеская община при приходском храме. Чтобы называться монастырём, необходимо как минимум три монахини, а сейчас их с матушкой Манефой двое. Приезжают в общину послушницы из разных мест Саратовской епархии, живут подолгу, помогают, но не все уживаются, не все могут выдержать монастырский режим.  Хотя послушаний в общине немного: уборка храма, уход за цветниками, садом и огородом, различные хозяйственные работы, а главное - молитва: общая и монашеская. А ещё матушка Георгия с гордостью сообщает, что из их Черноостровского монастыря вышло уже 19 игумений и настоятельниц женских общин, сама она 18-я.
Работы в общине всегда хватает. «Вот вы скоро уедете, а я сама буду храм мыть. Я очень люблю мыть наш храм - подножие Божие, и никому бы этой работы не уступила!». Матушка Георгия хотела бы завести при общине курочек, но это в будущем, может, на следующий год. А пока больше занимаются огородом, рассаду в этом году им привезла супруга А.С. Михайлова - Алёна. Конечно, без помощи трудников-прихожан двум монахиням было бы не справиться со всеми работами. Но прихожане и прихожанки у них очень хорошие, отзывчивые, трудолюбивые, и очень много помогают.
*
Экскурсия наша закончилась, и мы с Галиной Евгеньевной и Татьяной Васильевной отправились в келью к матушке Манефе. Келья - это небольшая комнатка, в ней кровать, круглый маленький столик и над ним полка с книгами и иконами, с другой стороны комнатки - два кресла, столик-тумбочка, на нём аппарат для измерения давления. Ближе к двери у стены висит одежда матушки. Мы расспрашиваем, а матушка много и интересно рассказывает о себе, о своей жизни, о встречах с необыкновенными людьми, о своих любимых книгах, о любимых батюшках-подвижниках: отцах Иоанне Крестьянкине, Николае Гурьянове, о Митрополите Иоанне Снычёве и других, показывает их фотографии. Показывает старинные книги, одну из них ей подарила пожилая прихожанка в Лавровке - это Киево-Печерский патерик Девятнадцатого века. Татьяна Васильевна увлечённо записывает рассказ матушки Манефы, для будущей статьи. Галина Евгеньевна с разрешения матушки фотографирует…
*
Но нам пора уезжать, нас ждёт дорога в Красный Кут через золотую степь. (Точно так же - Золотая Степь - называется и большой посёлок недалеко от Энгельса-Покровска). Матушки, провожая, вручают нам в подарок несколько больших пакетов с грушами из монастырского сада, приглашают приезжать ещё. Делаем общее фото на память на фоне Свято-Успенского храма. Просим у матушек святых молитв, прощаемся.
Домой везём не только груши, но и удивительно светлое настроение, внутреннюю радость и надежду на новую встречу.

Маргарита Бирюкова


АДРЕСА:

1) Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса): 413123, Саратовская обл., г. Энгельс (Покровск), пос. Приволжский, пересечение ул. Центральная и ул. Хлебная База, 42. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Монахиня Георгия (Кузенкова) - председатель приходского совета храма, глава женской общины.
Эл. адрес: uspenie-pokrovsk@yandex.ru
Телефон храма: +7-917-219-53-37

2) Храм во имя Св. мученика Иоанна Воина:
413259, Саратовская область, Краснокутский район, с. Лавровка. Храм Св. Иоанна Воина.
Настоятель - священник Дионисий Веску.
Руководитель воскресной школы - Наталья Фёдоровна Резько.

Обращение настоятеля храма Св. Иоанна Воина в селе Лавровка, отца Дионисия Веску:

«Уважаемые братья и сестры!
Обращаюсь ко всем православным людям доброй воли, ко всем землякам, где бы они ни были, ко всем, кому дорога наша земля, наша память, наша история. Прошу оказать благотворительную помощь на строительство нового храма в честь Иоанна Воина в с. Лавровка.
В  самые трудные минуты мы все приходим в дом Божий, подходим к святым образам, ставим свечи, молимся за ушедших, просим Господа о помощи.
Обращаясь ко всем людям доброй воли, просим вас оказать посильную помощь в этом богоугодном деле. Не имеет значения сумма, которую вы сможете пожертвовать. Любая сумма будет бесценным вкладом в это благое дело. Для всех, кто решит откликнуться на просьбу и внести свою лепту, сообщаем реквизиты прихода:
Местная религиозная организация православный приход храма мученика Иоанна Воина с. Лавровка Краснокутского района Саратовской области Покровской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)
ИНН 6417069260
Р/С 40703810956000003278
К/С 30101810200000000607 ПАО Сбербанк
БИК 043601607
Назначение платежа: пожертвование на строительство храма.
В России всегда строили храмы «всем миром». И сегодня пришло время, когда каждый из нас может положить «свой кирпичик» в основание храма. Только сообща мы осилим это святое дело на родной земле!».


ЛИТЕРАТУРА:
1. Официальный сайт Покровской епархии: http://www.pravpokrov.ru/
2. Официальный сайт храма Успения Пресвятой Богородицы и монашеской общины при нём: http://uspeniya.cerkov.ru
3. Елена Гранкина. Огонёк живой веры // Церковная жизнь. (Издание Покровской епархии). 2012. № 22. Ноябрь. С. 4.
4. Юлия Попова.  Малый храм большой веры // Краснокутские вести. 2018. № 15 (27 февраля).