Туфли под кроватью

Татьяна Тес
                «Рана, видно, уже запеклась» (Рюноскэ Акутагава. «В чаще»)

От автора
     В городе остался один человек. Не потому, что другие люди исчезли, а потому, что только одного ОНА чаще других встречала ,  и неосознанно обращала на него внимание.  ОН постоянно попадался ей на глаза. Прямо напасть какая-то, возмущалась ОНА.
     Человек шел по улицам, переходил дорогу, в ее сторону не смотрел.  ОНА же, как сторонний наблюдатель,  случайно узнавший его судьбу,  следила за ним. Мысленно разговаривала с этим человеком, и его образ становился все более таинственным.
   При этом она не подозревала, что человек так же обращает на нее внимание. Почему? У каждого на этот счет, скорее всего, есть  своя версия...
***


О чем люди рассказали Ей, как стороннему наблюдателю


     Его жена исчезла.  Вот уже десять лет ее никто не видел. А ведь жили они последнее время хорошо. Им комнатку в коммуналке дали.
     Встретились они очень загадочно. Говорят, он ее пьяную подобрал, отмыл, откормил, помочь хотел, а потом она так и осталась у него. Вскоре и поженились они, девочка у них родилась. Он ведь в церкви служит, не высший чин, а потому мог быть семейным. В принципе, человек он внимательный, и вежливый в общении. 
     А жена оторва, как он не берег ее от рюмки, как не старался, все ее в пьяные компании заносило. С дочкой всегда он нянчился, а жена его не очень-то заботливой матерью оказалась. Правда, временами, пока не пьет, преображалась, можно сказать, даже красавицей была, а уж как запьет, то, прости, Господи, лучше не смотреть. И на службы он ее водил и, наверно, к Богу хотел ее вернуть, не вышло. Исчезла она, и не знает никто, что с ней сталось. Может Он и знает, но не говорит. Признали ее без вести пропавшей. Может еще объявится. Эти бабы живучие. Вот такая история у этого звонаря. Как мужчина он красив и привлекателен, да и молод еще, чего там, лет сорок ему. Он из пришлых, из другой губернии, впрочем, его не так хорошо и знают у нас. 
      А девка  наша,  деревенская БЫЛА, хуторская, с малолетства запойная , хотя мать и отец трудяги, передовики. Пятая в семье, да единственная дочь,четверо мальчиков до нее мать выносила, да все померли малолетками. И вот на старости лет получилась у них девчушка,росла здоровенькой и крепкой. Вот только, видать, сил у стариков не хватило на нее, не доглядели. Тоже потеряли. Так что история печальная, хоть и начиналась красиво, а нет, увел ее кто-то из жизни. Вот судьба, врагу не пожелаешь!


О чем рассказала ОНА, как сторонний наблюдатель


     Как я познакомилась с этим служителем в церкви? Снимала репортаж в храме. Был праздник. Открывали новый храм в небольшой деревушке, говорят построенный на деньги, пожертвованные меценатом, вроде как по просьбе его жены, которая решила остаться неизвестной для общественности. А вот сам  благодетель приехал с сыновьями. Четыре ребенка,  мал мала меньше, старшему лет десять.   Утром их в новой церкви и  покрестили, а потом большая служба была назначена. Дело значимое, вот и пригласили прессу. В церкви на службе я обратила внимание на одного прислужника. Взгляд его был потусторонний, далекий, вроде, как и выполняет все действия, положенные во время церемоний, но отстраненно... Присмотрелась к нему. Глаза синие, ясные, и  блестят, слезами заполнены. Поднимет глаза, посмотрит на  прихожан, как ищет кого-то. Потом вздохнет и опустит голову.
     Объектив фотоаппарата дал мне возможность наблюдать за ним.  Вижу тонкие черты лица, мужественный лоб. Странный румянец пылает на  щеках, то ли от духоты, то ли от переживания.  Уже тогда почувствовала, что есть печаль в его душе.  А потом, оказалось, что он еще и звонарь. На колокольне я сфотографировала его, и была поражена, насколько колокольный звон изменил его лицо. Пока он бил в колокола, КАЗАЛОСЬ, ОН ВСЕМУ СВЕТУ ХОТЕЛ РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ БОЛИ. Не знала я еще тогда его историю. Только чувствовала, что непростая судьба у этого человека.  Есть в ней какая-то тайна. Получился красивый и эмоциональный фоторепортаж. 
   Вскоре люди рассказали мне о его жизни. Таинственное исчезновение его жены, меня напугало и заинтересовало. Впрочем, я могла и забыть его историю, но странным образом человек  сам о себе напоминал мне. 
      Я часто стала встречать его в городе. Неведомым образом наши пути пересекались.   Внешне, даже не скажешь, что он служитель церкви. По городу он ходит  в светской одежде, в костюмных брюках,  рубашке и ветровке-безрукавке. Длинные волосы забраны в хвостик, на голове кепка. Идет  ровно, размеренно,  немного припрыгивает.  
    А как-то встретила его с девочкой. Они шли впереди меня. Не трудно было догадаться, что это его дочь. Походка одинаковая. Девочке лет двенадцать, белокурая, волосы длинные и также на голове кепка.
     На перекрестке они кивнули друг другу, и пошли в противоположные стороны. ОН в сторону церкви, она - в школу. Жаль, думаю, что нет рядом с ними женщины, мамы и жены.  
     Мне грустно было смотреть на них. И вдруг у меня мелькнула страшная мысль, а может он знает, что случилось с его женой, может в чем и виноват сам? Может его любовь и забота и погубила женщину, и не причастен ли он к ее исчезновению? Уж, вряд ли, конечно, он мог взять грех на душу и убить человека, но упрятать в монастырь далекий или какую клинику, или еще куда схоронить, мог. Как знать, чужая душа потемки, и кто знает правду?


О чем думает мама исчезнувшей женщины


     Радовалась, что такой человек появился в жизни моей дочери. Девка она не простая, красавица, избаловали мы ее, это да! В душе она добрая, вот только очень задиристая. Все ей жизни веселой хотелось, быстрая была на дела, помощница наша, и коров подоит и молоко в город свезет. Дом у нас старенький, а она все мечтала, что новый построим. Да куда там, откуда деньги. 
     Повзрослела, да и связалась с шальными и разбитными парнями. Яркой жизни хотела, в город уехала. Говорит, мать не переживай, скоро все у нас будет! А потом, уж добрые люди сказали, что видели ее всю побитую, да под забором. Деда снарядила за ней, так не нашел он ее. Год не знали, что и как у нее. 
     Тут вдруг приезжает, да не одна. Мужчина с ней, такой тихий, красивый, тонкий, как Христос. Вот говорит, матушка, вашу дочь в жены хочу взять, благословения прошу. Ой, думаю, как вежливо-то, прямо как в нашу молодость, чай не священник? Так и оказалось, божий человек. Испугалась я этого. Смотрю на дочь, а она глаза прячет. 
     Ладно, пусть так, стыдно наверно, ведь поняла, что люди донесли уже о ее жизни запойной. Дали мы согласие, чего там. Человек взрослый, на десять лет ее старше, при церкви, необычно, конечно, но безопасно. Да и дочь, смотрю, здорова, красива, одета ладно, чего еще надо. Любит не любит, это уже их дело, приживутся. Что и как у них было, не знамо нам. 
     Приезжала она потом один раз, когда беременной была. Говорит, мать давай к тебе переезду, здесь работать буду потом, как дитя рожу, в доярки пойду. Пока в доме говорили, вижу ее бывший хахаль у калитки крутится. Мужик работящий, да дурной, как выпьет. Эй, нет, думаю, опять с ним снюхается, побита будет, да с бутылкой подружится. Говорю ей, поезжай мужня жена, там и комната у вас и все есть. Терпи, дочь, жизнь — не простая штука. Как дитя поднимать будешь? Чего здесь коровам хвосты крутить.
     Уехала дочь, а на сердце у меня тяжко . Больше я ее не видела. Долго молчал ее муж, что она исчезла, вот теперь я думаю, чего скрывал? И такая ненависть у меня к нему разыгралась, и винить себя стала, как я могла дочь на погибель отдать? Бога молю, вернуть ее. Пусть какая есть, такая и придет, главное, жива чтобы была. А то и не знамо нам, может и жива, могилки то нет, и поплакать негде. Куда он дочь мою дел? Даже к ворожке ходила, так та, что-то не сказала ничего, говорит, не вижу я дочь твою, как растворилась она в этом нашем  мире... Что за напасть! 
     Может он ее порешил? Потому нелюбовь у меня к нему. Внучку он ко мне редко пускает, ревнует что ли, или чего боится. А бывший ее, одно время сильно пил, орал на деревню — убью! Кого только, пойми. Проспится, и плачет. Сейчас уже десять лет прошло, чего старое ворошить. Вот только жду я ее, теперь все равно жду!
     А дед? Дед помер, со словами странными — не прощу! Кому говорил, уж не знаю.
Всех забрала эта земля у меня, уезжаю от сюдово. Дом мой купили, кому только он приглянулся не знамо, да столичные какие-то, а мне квартиру в городе купили. Вот бы порадовалась моя потеряшка,  мечта ее сбылась. И зачем мне теперь это счастье одной?


О чем мечтает  дочь исчезнувшей женщины


     Мать свою не помню, говорят, я очень на нее похожа. Отец мало что о ней говорит, только вздыхает и молится. Иной раз так посмотрит на меня, что мне страшно делается, как не на меня глядит. Мамины вещи трогать не разрешает. Чего бережет! Я украдкой примеряла два платья, так мне в них тепло и радостно.  Даже надевала обручальное кольцо. Оно у иконы лежит. Запылилось, но мне в пору на пальчик.
     Скучаю я по ней? Скучаю. Плакать? Нет, не плачу. Мне кажется, что все на меня с уроком смотрят, вроде в чем виновата. Не знаю в чем, но чувствую  косые взгляды. Отец, он добрый. Не балует меня, но все что нужно, покупает. То, что он в церкви служит, этого я стесняюсь. Хотя церковь для меня, как сказочный дом, так там мне уютно и спокойно. Икону одну люблю, там Богоматерь, на маму мою похожа, вот с ней и разговариваю. 
     Снилась мне мама пару раз. Смотрит на меня, молчит и показывает рукой, уходи, не подходи, а куда, мне не понятно и почему гонит меня, от кого. От себя ли, от какой опасности. Не знаю. А потом сказала мне - ты старшая. Странно, да! Нет у меня больше никого, одна я ребенок в семье. Сон не пугает меня, но мне грустно. Бабушка все к себе зовет жить,  отец не пускает.  А бабушка порой обнимает меня, да так странно, как спрятать хочет.
     Про маму рассказывает лишь как она ребенком была, даже куклу ее мне отдала, а как с папой они жили — не говорит. Один раз горько сказала, что доброта тоже убивает, только я не поняла ее слов. Стоит у нас мамин портрет, но без черной ленты, вот может она и жива, просто заблудилась, хотя я понимаю, ведь взрослая уже, что так не бывает. А раньше думала, что она по ягоды в лес ушла и там жить осталась. И хотела я пойти в тот лес и спасти ее. Только не знаю в какой лес. Прошло время и я перестала верить в эту сказку.     
     Потом думала, что она заболела, как в сериале, память потеряла или в коме, и пройдет время, она вспомнит нас и вернется. Иногда я придумываю, что моя мама волшебница, и летает вокруг меня и может исполнить любые желания. Просто мы ведь не видим волшебников или феей. Глупости, я понимаю, взрослая уже, но так думала, лет пять назад. 
     Сейчас решила, окончу школу и уеду учиться в другой город, что-то мне плохо здесь, надоели все. И отец со своими молитвами тоже, хочу чтобы у него машина была, что бы мы ездили куда-нибудь, большие города мечтаю увидеть, где много людей, может там и есть моя мама. Главное, что там меня никто не знает.
О чем рассказал ОН - муж исчезнувшей женщины
     Рос я крепким и сильным мальчиком, семья интеллигентная, родители городские, матушка - в школе учительница, отец - ректор университета. Статус был большой. Ребенок я поздний, а потому воспитанием занимались моим тщательно и усердно.
Как то, гуляя во дворе, я увидел черную, худую кошку. Она жалобно мяукала и пыталась встать на лапки, но не могла. Я наклонился, хотел взять ее, она зашипела. Потом притихла. Я испугался, вдруг она умерла, сердце заколотилось, пробежала на спине легкая холодная дрожь. Все же я переборол свой страх и взял ее на руки. Принес домой. 
     Родители устроили мне воспитательный урок, и настаивали на том, чтобы я отнес ее обратно на площадку. Я помню, что расплакался. Кошку все же оставили дома, мы выходили, но однажды она убежала. Вот я испытал боль и разочарование, я не мог понять почему так произошло, где благодарность за мои добрые дела. Я почувствовал себя одиноким, несчастным и обманутым. 
      Мои сверстники прозвали меня горе Айболит. Смеялись. Злорадствовали. Говорят, что кошку мою видели у девочки из соседнего дома, это ее хозяйка, вот кошка  и вернулась домой, а я был для животного чужой, хоть и спас его, да  еще и терпел насмешки. Потом я решил, что делать добро — это плохо, и что никогда не стану врачом, чтоб не называли меня Айболитом. После школы, я отслужил в армии, а потом  пошел в духовную семинарию. Мне казалось, что у церкви найду спасение для себя и смогу многих спасти. Да, я верил в это!
      Зачем я подобрал ту женщину? Первое чувство было — жалость. Искренне,говорю,  мне стало жаль ее, вижу, что молодая, даже не так, а юное создание, и в таком неприглядном виде. Уж лучше я один ее буду видеть, и этот стыд останется между нами, чем другие будут потом насмехаться. Впрочем, она и не помнила того момента, это и хорошо, и плохо. А потом, когда отмыл ее, привел в порядок, почувствовал стойкое желание охранять ее всю жизнь. О ее падении не напоминал, но видел, ее это тревожит и она чувствует вину.
     Она пару раз убегала, я горевал, и ко мне возвращалось то скорбное, пережитое в детстве чувство обиды и несправедливого к себе отношения, когда я потерял кошку.      Да, хотелось благодарности. Это грех! И молитва помогала мне пережить это чувство. Она возвращалась, и потом я решил взять ее в жены, во имя ее же спасения.   
     Она тихо согласилась. У меня все в душе ликовало. Хоть я и выслушал предостережения от своего настоятеля, но не хотел верить в печальный исход. Старался создать ей жизнь светлую, пусть тихую, но сытую. Она же день ото дня становилась все краше. Мы долго не жили, как муж и жена. Она была для меня, как прихожанка, как послушница, как сестра, как дочь. Слушала мои проповеди, читала молитвы, а однажды, вдруг резко закрыла молитвенник и прильнула ко мне. Говорит, вот теперь хочу узнать, как ты меня любишь, не божественной любовью, а простой, земной.
Тут все и случилось. Сотню раз я спрашивал Бога, грех это или милость, но он молчал.
     Потом родилась дочь. И это божье существо стало верным доказательством нашей семейной жизни. Оно плакало, смеялось, корчило нам рожицы, крепко цеплялось за наши пальцы и кусалось. Моя жена отрешенно смотрела на дитя, грудью кормить отказалась. Так постепенно я взял все обязанности по уходу за малышкой. Прошел год. В доме стало как-то тихо и холодно. Она не разговаривала со мной, смиренно слушала, и почему-то зачастила в церковь. Пришла как-то из церкви, сильно подвыпившая и говорит, вот , а твоя церковь и не против, смотри как я причастилась. Потом я выслушал неприятную историю про ее поведение, хотя думаю, на то  и воля Божья, всех привечать и всех уметь выслушать. Ведь у каждого своя боль. 
   Однако ее не стали слушать, сказали, иди домой, твою исповедь есть кому слушать. Она ушла, но  вернулась в церковь с открытой бутылкой красного вина. Несколько капель брызнула на алтарь и остальное зелье выпила сама, присев на лавку. Батюшка к ней вышел, и решил вразумить. Она же преклонила перед ним колено, сняла платок, и жестом приказала ему молчать. Он, говорят, осекся на полуслове. Потом все же одарил ее крестным знамением и произнес: «С Богом!».
Она изобразила жест, дескать вот так и надо, молодец!
     Отец потом долго мне высказывал недовольство и понизил в сане. Я был зол. Просто по-мужски  взбешён. Мне хотелось прийти и выбросить свою жену, как ту кошку из дома. Дома я ее не застал, она пришла позже и, как я уже говорил, заявила, что причастилась и исповедовалась.
    Да, мне хотелось ее ударить... но я этого не сделал. Проснувшись рано утром, а это около пяти, я понял, что ее нет дома. Больше я ее не видел. Заметил ли что-то странное, взяла ли она вещи, документы? Нет, все было на месте. 
     Только мои черные туфли почему-то  стояли не в коридорчике,как обычно, а валились под кроватью.


Что сказал следователь о без вести пропавшей женщине


     Мы закрыли это дело, как только прошло полгода. Суд признал ее умершей. До этого ориентировки по поиску рассылали по разным регионам, но так и не нашли человека. Была информация, что женщину с похожими приметами видели в других городах. Труп выловили в Волге, опознание было осложнено, приметы по длине волос, телосложению и возрасту совпадали, муж приезжал на опознание. Не признал, так скажем. 
     Потом еще пару раз его вызывали. Нашли женскую руку в мусорном баке, совпадало то, что остался след от обручального кольца, но экспертиза показала, что это был труп другой потерпевшей. Отреагировали мы и на звонок из морга, куда привезли труп женщины без документов, приметы тоже совпадали, однако нашлись родственники и дело закрыли. Вызывали мужа и в больницу, куда поступила женщина с ножевым ранением, оказалась не наша пропавшая. Искали в кликах для душевнобольных, даже монастыри обзванивали. У нас, как всегда людей не хватает, не до поисков нам было. Тогда помню банду разыскивали, которая инкассаторскую машину ограбила, никого правда так и не взяли, след грабителей пропал. Там женщина у них главная была, кстати, с похожими приметами.  
     Можно было так и не усердствовать, но все же муж ее служитель церкви, человек не простой, потому сделали все возможное и даже больше.
Был, правда,  не так давно, странный звонок у нас зафиксирован. В журнале дежурного записано, что звонила женщина и сказала, что все счета оплачены. Теперь она свободна и никому ничего не должна, даже Богу. Звонок был международный, уж не помню какой город, европейский, но таких смешных сообщений, знаете, сколько к нам поступает. Больше ничего по этому делу сказать не могу.


О чем рассказал  знахарке-медиуму дух исчезнувшей женщины


     В тот миг,  когда я очнулась, то испугалась. Куда это я попала? Это ад или рай? Жива я или уже померла? Чисто и тепло вокруг, пахнет ладаном, на мне белая рубаха, я в чистой постели, кровать у окна. О, Боже! Сон или явь! Потом вижу, молодой человек ко мне подходит и говорит.
Не понимаю его речь. В душе смятение и злость, уж  простите, но так было. Голова немного болит. И очень хочется пить.
    Говорю я незнакомцу, что пить хочу. Он несет мне кружку с водой. Первые глотки холодной воды меня оживили.
    Осматриваюсь. Спрашиваю, где я и кто он такой? ОН начинает медленно мне рассказывать историю, дескать я сама попросила его о помощи.  Он на улице меня подобрал, пьяную и чумазую. Привел к себе домой, чтобы дать возможность прийти в себя и протрезветь. А то, не гоже такой молодой под заборами валяться.
     Чего бы я его просила о помощи? Глупости! Не помню такого! Ну, погуляли с компанией, подвыпили лишка, так ничего, не впервой. Может повод был, рассталась я со своим парнем, горе у меня. А тут вон как обернулась, в доме чужом, человек незнакомый, да еще и обвиняет меня в грехах земных. Ему то ЧТО? Чего-то даже страшно стало. Вдруг, насильник какой! Я решила успокоиться и придумать, как бежать. А он все говорит и говорит, да так складно и так красиво. Тут я и спрашиваю, дескать, ты что поп? Нет, говорит, я звонарь! Мне без разницы, хоть черт лысый, но меня не надо воспитывать, на это есть у меня мать и отец. Собралась я было уходить, да не смогла.
     Так опечалился этот человек. Говорит, может тогда поешь, прежде чем уходить. Тут я согласилась с предложением. Позавтракали, и он предложил, остаться мне сколько я сама решу, дверь открыта. Он же пошел на службу.
Так я и осталась. И день прошел, и второй и вот уже года пошли. Жаль МНЕ ЕГО БЫЛО. Была ли я ему благодарна? В большей степени, мне было стыдно, и я не могла смириться с мыслью, что он видел меня грязной, обоссанной, побитой. Мне казалось, что он должен испытывать ко мне отвращение, а нет. Он признавался мне в любви. 
     Не верила я! Самой себе была противна. Я потому и хотела быть хуже, чем есть, думаю, вот напьюсь, и он бросит меня. Нет, принимал обратно. Вроде, как сам над собой издевался. Жертвовал собой. Кормил, одевал, в церковь водил. Не любовь это, накормить мало, любовь — это другое. Дочь родилась у нас. И такое отвращение у меня к ней было, даже прикоснуться к ней не могла. 
     А потом, в один из дней, проснулась и не помню где я. Вроде это я есть, и не я. А рядом со мной странные мусорные  пакеты…


Что сказала знахарка-медиум, после того, как вызвала дух исчезнувшей женщины


     Не ищите эту женщину, в нашем коварном мире ее уже нет. Вас интересует, жива ли она? Тогда скажите, вы сами хотите покинуть этот мир? Не лукавьте, я знаю, вы хотите жить, но так боитесь жизни, что ищите спасение в благополучии. Вот только, кто вам его даст, за просто так?
     Жизнь стоит очень дорого, но возможно, та женщина заплатила слишком большую цену, чтобы жить! Сделал ли ей Всевышней перерасчет? Небеса молчат на этот счет...


От автора

 
Итак, .....
     В городе остался один человек. Не потому, что другие люди исчезли, а потому, что только одного его ОНА видела.  Обращала на него внимание и почему-то ОН постоянно попадался ей на глаза.
    Может быть ОНА случайно, сама не ведая того, задела магические нити, которые могут пролить свет и раскрыть все тайны его жизни, вот только нужно ли это делать? Правда — не всегда правда, и ложь, порой, больше, чем правда. И не всегда все так, как есть на самом деле.
     ОНА теперь так думает, когда видят этого священника , идущего по городу. 
     ОН тоже обращает на нее внимание, вот только обходит стороной и старается раствориться среди людей…