Трагедия автора комедии

Виктор Санин
Чем я только в жизни не занимался! Был строителем и милиционером, предпринимателем и водителем, геологом и преподавателем… Однажды меня угораздило преподавать в профтехучилище «Основы религии». Удивление руководителей училища и мастеров было велико: мои занятия почти не пропускали. Однажды парень подошел и спросил: «А вы в Бога верите?» Я нашел универсальный ответ, который его не разочаровал, и мне слукавить не дал: «Я в пути».
В этом пути я и сегодня. И конца его не вижу. Решил сверить мироощущение по жизни выдающихся людей.
Вот попытка №1


«Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства, самое глупое, самое подлое и самое вредное верить, что после этой жизни не будет другой», - Данте.

Кем был Данте? За что кардинал требовал сжечь его прах?
Вот представьте, останавливают вас на улице и без подготовки, прямо в лоб задают вопрос: «Кем был Данте для Пушкина?» И не отвертеться, на вас камера направлена, микрофон под носом. Что ответите?

Наберитесь терпения, найдите пять минут, прочитайте эту статейку до конца, и вы получите внятный ответ. И знайте, таких как вы эрудитов в нашей стране найдется всего лишь несколько тысяч человек. Это пушкиноведы и специалисты по искусству Италии.

Нетерпеливый, но малообразованный читатель уже вскипел: «Какая Италия! Пушкина ранил на дуэли француз!» Молодец. Верно. Виновен в смерти Пушкина француз. Только – почувствуйте разницу – имя его Дантес. Здесь и ударение на другой слог и буква «с» в конце имени. Мы же говорим о Данте Алигьери. Точнее о Дуранте дельи Алигьери – таково его полное имя.

А-а-а, вспомнили! Данте! Да-да, тот самый который… Который что? Правильно. Написал Божественную комедию. И все? Это ловушка стереотипов. Знания наши поверхностны и легки. Как одуванчики. Дохнул ветер времени, они разлетелись. Между тем, по мнению ученых мы так по воле Всевышнего устроены, что помним всё, происходившее с нами в жизни. С первых минут. Помним, как заучивали стихи к утреннику в детском саду, и даже сами стихи. Помним все, чему нас учили в каждом классе школы. Вот жаль только, воспроизвести не все можем. Не то CD диск пришел в негодность, не то проигрыватель отказывает…

С Данте ловушка в том, что мы зацикливаемся на Божественной Комедии, так как серьезных знаний о жизни и творчестве Данте мы не имеем. Ну, как правило.
Не беда, мы что-то можем восстановить в памяти. Или кое-что узнать. И раз уж начали разговор с вопроса, то попробуем его выстроить в форме вопросов и ответов. Где-то они будут красочными и подробными, где-то короткими и конкретными.
Поехали?

«Данте Алигьери, человек-светоч…» - сказал о нем француз Виктор Гюго. Но казнить его и прах его хотели не за это…
А за что помнят и ценят Данте в Италии?
Ответ даст любой доступный источник. Кратко он будет выглядеть примерно так: «Данте - итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка»... Мы намеренно написали «один из основоположников». Но лингвисты утверждают, что именно он своим творчеством сделал родной для Данте тосканский диалект основой литературного итальянского языка.

Вот ведь интересная история. Не было языка и появился! Как так? А вот… В средние века во многих европейских странах (относительно небольших по территории) существовали разные языки, наречия и диалекты. Причем в разных княжествах, городах и других территориальных единицах они разнились настолько сильно, что люди одной национальности, но из разных уделов могли с большим трудом понимать друг друга.
Отсюда вывод. Данте не просто дал итальянцам литературный язык, но и объединил тем самым народ. Казалось бы, всего лишь какое-то поэтическое произведение, но какой результат!

Правда ли, что Данте был образованным человеком?
Чтобы не было кривотолков, договоримся сразу о главном. Мы живем через семьсот лет после Данте. Информация о жизни и творчестве Данте дошла до нас чрезвычайно скудная. Она собрана по крупицам исследователями и в основном базируется на литературной автобиографии поэта. Плюс косвенные источники из истории страны.
Произведения его изучены вдоль, поперек и по диагоналям. А история жизни великого итальянца сводится к нескольким знаменательным событиям. Согласитесь, наш век дарит несравнимо более комфортные условия для биографов. Одни социальные сети дают такой простор, что историкам, чьим предметом служит Средневековье, остается только вздохнуть от зависти.
Из доступных источников мы можем узнать, что с самого детства Дуранте обучали всему необходимому родители. В пятилетнем возрасте был нанят специальный преподаватель – Брунетто Латини. Он преподавал чтение, письмо и ряд точных наук. Помимо домашнего обучения, ребенок, скорее всего, посещал какие-то школы. Но, к сожалению, о том, в какие учебные заведения ходил мальчик, и кто являлся его учителем, также неизвестно.
Некоторые факты говорят о том, что Данте Алигьери мог получить столь обширные знания в университете, который находился в городе Болонье, поскольку именно там он проживал некоторое время. Но, прямых доказательств данной теории нет. Остается только предполагать, что так оно и было. В биографии поэта образование осталось загадкой, которую сегодня невозможно разгадать.
Итак, неизвестно, где будущий поэт учился. Но неоспорим факт, что сам он считал полученное образование недостаточным. Поэтому, а жизнь позволяла, всегда уделял много времени самостоятельному просвещению. В частности, изучал творчество античных поэтов и иностранные языки. Помимо этого, интересовался музыкой и живописью. Важный пунктик, среди античных поэтов он особое предпочтение отдавал Вергилию. Всегда считал его своим учителем и «вождем». Это отразится потом в главном произведении Данте.

В результате такой работы над собой поэт стал выдающимся эрудитом, одним из самых образованных людей Италии. В круг его интересов входили: история, философия, риторика, богословие, астрономия, география. Он не оставил без внимания восточную философию, учения Авиценны и Аверроэса. И, разумеется, изучены великие античные поэты и мыслители: Платон, Сенека, Вергилий, Овидий, Ювенал.
Только ли любознательность подтолкнула Данте к учению? По некоторым утверждениям с головой уйти в науку его заставила смерть любимой женщины. И это косвенная причина, по которой он превратился в одного из образованнейших людей своего времени. Такова созидательная роль утраченной любви!

Любовь? Говорят, что еще в девять лет он полюбил… Это правда?
По преданиям, когда Данте было всего 9 лет (в 1274 году), произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе и в творческой жизни. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседка невероятная по своей красоте Беатриче Портинари. И… цитируем поэта: «С той минуты, когда я увидел ее, любовь овладела моей душой, моим сердцем… Она показалась мне скорее дочерью Бога, нежели просто смертною…»
Вторая встреча влюбленных произошла лишь спустя девять лет, когда Дуранте увидел Беатриче уже в статусе замужней женщины. Она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292 год), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт.

Итальянский поэт, исследовавший творчество своего предшественника, Джованни Боккаччо нередко упоминал о Данте и Беатриче в своих трактатах, называя их Ромео и Джульеттой своего времени. Вместе с тем, многие ученые считают, что возлюбленная Беатриче была выдумана и создана временем, что такой личности никогда не существовало. Однако факт остается фактом: по крайней мере в литературе Данте и Беатриче стали символом огромной и несчастной любви. Они оказались на одной ступени с теми же Ромео и Джульеттой или Тристаном и Изольдой.
Он даже посвящал ей стихотворения, но всё это оставалось строжайшей тайной. В отношении к предмету он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка, если признать, что она вообще была, даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.
Расклад прост. Биче, как ласково называли девушку близкие, замужем за богатым и влиятельным человеком. Её любит Данте. Но она «другому отдана и будет век ему…» И такой короткий век! Всего через три года после замужества Портинари внезапно умерла. Существует две основные версии смерти: первая заключается в том, что Биче умерла во время тяжелых родов, а вторая – что она была неизлечимо больна.
Жизнь Алигьери сильно изменилась со смертью возлюбленной.

И все же, неужели флорентинцы приговорили Данте к смертной казни?
Да-да! Не удивляйтесь. Было такое, политические противники приговорили. Знакомое дело: победителей не судят, а вот те, кто победил, часто случается, судят. И еще как ретиво! Он был заочно приговорен к смерти. Приговор непременно привели бы в исполнение, но по счастливой случайности поэта не было в любимом городе. Он остался в живых.

За что его так? За общественную деятельность, так сказать. Он был разносторонне одаренным человеком. В молодом возрасте увлекся политикой. Не будем вдаваться в подробности. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача сопутствовала поэту. Его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его даже избрали на пост приора. Но… через год политическая ситуация круто изменилась, черные гвельфы захватили власть над Флоренцией и начали беспощадно расправляться со своими противниками белыми гвельфами. Нарочно не будем объяснять кем они были, это можно найти.

Белых отправляли в ссылки и казнили. Напрашивается параллель с историей России, не правда ли? Повторимся, в это время Данте был за пределами Флоренции, поэтому благоразумно решил в город не возвращаться. Там его ждало сожжение сразу же после появления на Флорентийской земле. Началась жизнь в изгнании. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается. Гордый поэт не стал этого делать.

Помни, сынок, что родину-мать
Можно утратить, нельзя обменять.
Если покинешь меня — не погибну,
Сам пропадешь… - написал в ХХ веке чешский поэт Виктор Дык.
В общем, хоть Данте не покидал Италию, но до конца жизни находился вдали от родной Флоренции. Он не пропал, но жизнь, и без того омраченная смертью Беатриче, окрасилась в трагические тона.

Мог ли Данте остаться в стороне от политики? Заниматься только литературой, например. Теоретически, наверное, да. Но ему принадлежат слова: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет». Слышите, как перекликается с ХХ веком? «Господа офицеры, я прошу вас учесть, Кто сберег свои нервы, Тот не спас свою честь…»
Как известно, обвинительные заключения бывают слишком суровыми, а иногда и вообще несправедливыми. Проходит время, и приговоренного реабилитируют. Вряд ли ему от этого легче, если уже казнен. Но справедливость должна восторжествовать. Ведь правда сильнее лжи.

Неоспорим факт, что флорентийские власти (лучше поздно, чем никогда) пожалели о своем решении. Не сразу. Нет! Больше семисот лет прошло, пока в 2008 году городской муниципалитет вдруг не задумался о реабилитации Данте. Но и на этот раз далеко не все поддержали мнение большинства. Некоторые чиновники высказались против. При этом так аргументировали свою позицию: «Если бы его казнили, мы что, просили бы о его воскрешении?» Тем не менее, поэта все-таки решено было реабилитировать. Потомка Данте, графа Пьера Алвизе Серего Алигьери, такой подход шокировал. «Это было что угодно, только не коллективное покаяние и символическое окончание ссылки», — сказал он и отказался принять подобные извинения, а потому не почтил своим присутствием официальную церемонию реабилитации.

А не слишком ли много на себя брал этот средневековый итальянец?
Абсолютно правильный вопрос. Он брал на себя много. Он вообще был о себе очень высокого мнения и был удивительно уверенным в себе человеком. Например, ещё в 18 лет юноша говорил, что умеет в совершенстве писать стихи, и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. Судя по литературным произведениям, он оценивал себя объективно.

В политике он оставался последовательным оппозиционером по отношению к власти Флоренции. Написал «Пир». В нем Данте не только открыто критикует существующий во Флоренции правительственный строй, но и обвиняет власть во всех бедах народа, насмехаясь над глупостью и наглостью чиновников.
Он, как и другой великий итальянец и его современник и собрат по цеху поэтов по имени Франческо Петрарка (кстати он был сыном другого изгнанника из той же Флоренции), имел на все собственное мнение и имел мужество отстаивать его. Помните высказывание Петрарки? Ну, как же! Поэт провозгласил: «Нет выше свободы, чем свобода суждения. И, признавая ее за другими, я требую ее для себя». Это не просто слова, это позиция. А сам Данте говорил: «Следуй своей дорогой, и пусть другие люди говорят, что угодно».

В путешествии Данте по кругам Ада поэта встречает стон «ничтожных», то есть ни живых, ни мертвых. Ничтожные обитают до Ада, в преддверии. Это стон тех людей, которые никак не проявили себя в земной жизни. Данте резко осуждал тех, кто сохранял нейтралитет в борьбе добра и зла. Сберегли нервы – не сберегли душу!
Ученые дают психологический портрет поэта. Они утверждают, что, несмотря на поэтический идеализм, это был исключительно решительный и энергичный и очень честный человек твердый в своих взглядах.

«Оппозиционер» Данте когда-нибудь менял свои взгляды и убеждения?
Конечно, да. Все течет и все меняется. Жизнь Данте Алигьери прошла на рубеже двух сменявшихся эпох. Особенно это отразилось в творчестве. В юности поэт – мистик в духе любовной лирики трубадуров. Данте в зрелом возрасте – пионер новой реалистической культуры начинавшегося Возрождения. Данте на склоне лет – приверженец средневекового аскетического мировоззрения. Он объявил земные блага прахом и тленом (Чистилище, XIX, Рай, XI) и сосредоточил свои помыслы на Боге, как на высшей цели бытия.

Вот из этого аскетического настроения выросла «Комедия» Данте, прозванная так, потому что она открывается ужасом и кончается блаженством. Позже в 1555 году эпитет «божественная» (в смысле «несравненная») дал Боккаччо. Эпитет был добавлен как обозначение высочайшей степени совершенства произведения.

Как же так! На Боге мысли сосредоточил, а выступал, по некоторым сведениям, против папской власти? Повторимся, он всегда имел собственное мнение. И, наконец, не надо отождествлять власть, пусть и папскую и Бога.
«Комедия», «Божественная Комедия». Какие-то мифы вокруг нее… Что это за труд?
«…Все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены и преданы, так сказать, осознанию в живописных терцетах Данте», - утверждал А.С. Пушкин.
Поэма «Божественная Комедия», написанная терцетами, состоит из трех частей и 100 песен. Она заключает в себе 14230 стихов. Это итог, квинтэссенция всех поэтических и философских идей Данте. Название «Комедия» поэме дал сам Данте, который исходил из классификации жанров, выработанной средневековой поэтикой. На всякий случай сразу предупреждаем. Смеяться при чтении поэмы вряд ли придется. Это не комедии Рязанова или Гайдая, не Камеди Клаб, и не шоу «Уральских чебуреков». Правильно… пельменей.

В основе поэмы – путешествие поэта по загробному миру, в которое он отправляется после смерти Беатриче. Часть первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто жил не по-христиански и аморально. «Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти сферах, которые получили названия основных планет солнечной системы.

Данте — активный флорентийский гражданин — рассуждает в поэме не только о спасении души, но и о таком политическом строе, при котором не было бы раздоров, и люди жили бы счастливо. Его волнует внутрифлорентийская борьба, судьба Италии, раздираемой войнами, падение авторитета церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Религиозная поэма проникнута мирскими интересами,

И о мифах. Действительно, о «Божественной комедии» Данте ходят легенды. Например, заключительная часть поэмы – «Рай», была написана в Равенне. По утверждению Боккаччо, после того, как поэт умер, его дети очень долгое время не могли найти последние тринадцать песен. Затем одному из сыновей Алигьери приснился поэт, который поведал, где находилась рукопись. Там ее и обнаружили.

Где Данте и Италия, и где Россия! Какое нам дело до его жизни и стихов?
Знакомство России с поэзией Данте началось в конце 18 — начале 19 веков. У мира искусства свои границы и свои межвременные связи. По мнению исследователей, Данте и Шекспир были для нашего Пушкина учителями поэтического мастерства. Помните, Пушкин писал о сонетах: «Суровый Дант не презирал сонета…»
Влияние Данте прослеживается в творчестве крупнейших поэтов русского символизма ХХ века. Александр Блок и Валерий Брюсов испытали на себе его чарующее воздействие. Стихи Блока о Прекрасной Даме уходят корешками в итальянское Возрождение, в творчество Данте.

Между поэтами-символистами в начале XX в. была договоренность, что «Божественную Комедию» они переведут коллективно: Брюсов — «Ад», а Иванов — «Чистилище» и «Рай». План этот, к сожалению, не осуществлен. Брюсов оставил нам только I песнь «Ада» (впервые увидела свет в 1955 г.) и начало III песни.
Величие поэмы Данте подтверждается и отношением к ней безбожной власти. Михаил Леонидович Лозинский перевел поэму. В его переводе «Ад» появился в 1939 г. И… война! В аду блокадного Ленинграда переводчик продолжал свою работу.
И… чудо! В атеистическом государстве, когда страна испытывала нужду во всем, в том числе в бумаге. Когда не было достаточно типографских рабочих, все же нашлись силы и средства, чтобы издать бессмертное творение великого итальянского поэта. В 1944 г. в Москве вышло «Чистилище», а в год победы - «Рай». Более того, в 1946 г. перевод Лозинского был удостоен Государственной премии.

Впоследствии «Божественная Комедия» в его переводе переиздавалась еще много раз. Эти факты — неоспоримое доказательство большого значения поэмы Данте для нашей культуры. Для нашего духовного становления и развития.
В том числе (и особенно!) для нашего религиозного мироощущения.
Смерть всех уравнивает. Примирила смерть Данте враждующих?
Увы, нет. Последние годы жизни Данте жил в Равенне. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор. На обратном пути поэт заболел малярией и скончался в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. Через восемь лет кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Не сожгли при жизни, хоть так… Но останки поэта никто не тронул.

К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Неизвестно, кто этот Антонио, но есть предположения, что это может быть родственник художника Рафаэля.
На сегодняшний день Данте Алигьери захоронен в красивейшей гробнице. Его прах по-прежнему находится вдали от родного города, который его отверг, осудил и как-то криво реабилитировал, но для которого он остался самым преданным сыном.
Таким был итальянец Данте Алигьери – величайший и известнейший человек, рожденный в Средневековье. Он ушел из жизни, оставив после себя огромнейшее литературное и философское наследие. Его творчество оказало влияние на развитие и итальянской литературы и всей европейской культуры. Русской, как мы видим, тоже.