Психологический портрет личности

Алексас Плаукайтис
В самом названии статьи заложен взгляд на человека(личности), как на субъект социальных отношений. Так как даже врождённые качества характера и наклонностей с самого рождения и до кончины подвержены деформации от его социокультурной жизни. Тем не менее каждая личность остаётся неповторимым индивидуумом, который заслуживает внимания и своей оценки составлением Психологического портрета личности(ППЛ). Только как его составлять, и для чего он нужен, мы рассмотрим ниже.

Некоторые психологи сравнивают ППЛ с произведением художника-портретиста, который своим мастерством смог передать некоторые (или одну) черты характера изображённой личности. Скажем, или высокомерие, или мужество, или покорность, или упрямство и т.д. Подчеркнём, только одну-две черты. Например, мимика лица и выражения глаз говорят о благородстве, а поза и жест о решимости. Наиболее известный и характерный пример такой художественной выразительности – статуя Давида резца Микеланджело, особенно лицо: «… в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несгибаемая воля».  И всё … ! Мы ничего не знаем о способностях Давида, его склонностях, самооценке, отношению к другим людям, и множестве иных понятий характеризующих личность. Поэтому нас и удивил Давид, своим подлым поступком по отношению к Урии, мужу понравившейся ему Вирсавии. Посему ставить на один уровень, талантливо выполненный художественный портрет и ППЛ, совершенно не корректно. Тщательно и объективно (насколько это возможно) выполненный ППЛ конкретного человека даёт доступ в его внутренний мир, а на высшей стадии познания, может предопределять его поступки в различных жизненных ситуациях.

Составление полного ППЛ, задача трудоёмкая, а результат весьма субъективен. Поэтому в реальной жизни, на практике составляется редко. Чаще его заменяет служебная или производственная характеристика, иногда в виде рекомендательного письма. Но эти, мягко сказать «произведения» нельзя назвать даже бледной тенью ППЛ. Некоторые факторы ППЛ используются в профориентации, особенно на стадии профессионального подбора, который основывается на результатах психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В остальном  ППЛ представляет интерес для досужего обывателя и профессионального психолога занимающегося научными изысканиями в этой сфере. Правда, многие секретные спецслужбы составляют полный ППЛ на свой оперативный состав, потенциальную и действующую агентуру и реального противника, привлекая для этого профессиональных психологов-аналитиков.

ППЛ составляется обычно на основе анализа свойств личности, основные из которых: 1.Темперамент; 2.Характер; 3.Способности; 4.Интеллектуальность; 5.Эмоциональность. Некоторые психологи добавляют к ним ещё: 6.Мотивацию; 7.Умение общаться; 8.Волевые качества; 9.Уровень самоконтроля; 10.Самоценку. У автора несколько иной взгляд на свойства личности. Во-первых, убрал бы из этого списка пункт «7.Умение общаться», так как это свойство вытекает из других свойств личности. Во-вторых, объединил бы темперамент(1) с эмоциональностью(5), так как второе является проявлением первого.  Также объединил бы интеллектуальность(4) и способности(3), так как второе, это только часть первого. И наконец, соединил волевые качества(8) и уровень самоконтроля(9), так как оба понятия относятся к психической саморегуляции.

В итоге у нас получилось: 1.Темперамент+эмоциональность; 2.Характер; 3.Интеллектуальность+способности; 4.Мотивация; 5.Волевые качества+уровень самоконтроля; 6.Самооценка+локус контроля.

А сейчас вкратце опишем эти свойства личности:
1. Темперамент отображает работу психики – заторможенную, или подвижную, и характеризуется известной классификацией Гиппократа: меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик. Эта типология большинству хорошо знакома, поэтому углубляться в неё не будем. Эмоциональность – способность внешне и внутренне отображать содержание переживаний, как ответной реакции на окружающий мир.
2. Характер, это индивидуальные особенности личности, имеющие стабильное проявление в отношении к другим людям, к самому себе, к труду, к вещам. Например, отношение к другим людям: от чуткости и отзывчивости, до чёрствости и грубости. Или отношение к самому себе: от самокритичности и скромности, до заносчивости и гордыни.
3. Интеллектуальность – прежде всего, это умственные возможности каждого отдельно взятой личности и предрасположенность к развитию, обучению и даже самообучению в самом широком диапазоне деятельности. Способности – возможность успешного осуществления какого-то ОПРЕДЕЛЁННОГО рода деятельности, быстроте и прочности овладения его приёмами и способами.
4. Мотивация – по-русски: стремление к образу, представляющему для личности материальную или духовную ценность. Мотивация бывает внутренняя, определяемая природной одарённостью, и внешняя, определяемая приобретённой склонностью.
5. Волевые качества – способность принимать решения, сообразуясь с логикой и здравым смыслом, а главное, претворять их в существующую действительность и доводить до конца. Уровень самоконтроля – способность контролировать свои эмоции и поведение в соответствии с ситуацией или принятым ранее решением. Уметь жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения нечто большего.
6. Самооценка – определение собственных качеств, достоинств и недостатков на фоне других людей, своего окружения. Локус контроля – свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним(интернальность), либо только внешним(экстернальность) факторам.

Если применительно к оцениваемой личности(в том числе и к себе), мы можем конкретно определиться с её свойствами, то можно составлять ППЛ. Для этого существуют специальные опросники, именуемые по их составителям: Роттера, Собчик, Леонгарда и т.д. Но мы остановимся на 16-факторном опроснике Кеттелла, как наиболее известном, популярном и универсальном. Сами факторы приведены в иллюстрации к статье.

Для большей иллюстративности раскроем один из факторов противоположностей, скажем «I»: Чувственность(сентиментальный, с развитыми эстетическими потребностями, сочувствующий и ищущий сочувствия у других, приветливый, требующий внимания других, ипохондрик, боязливый) – Твёрдость(реалист, надеется на себя, берёт на себя ответственность, суровый, жёсткий, самостоятельный, бывает циничный, нечувствительный к своему физическому состоянию, скептик).

По оценке факторов у Кеттелла составлены 187 тестовых вопросов, каждый с вариантами трёх ответов: «да», «не знаю», «нет». Причём вопросы составлены так, что открыто не указывают на определённое свойство личности. К тому же вопросы, определяющие одно свойство не сконцентрированы, а разбросаны по всему полю. Это сделано специально, так как человек, даже на подсознательном уровне, при заполнении опросника, может сам с собой играть в поддавки. После заполнения опросника производится пересчёт итогов в баллы, но мы на этом останавливаться не будем, так как этот процесс достаточно громоздкий. Итак, мы получаем оценку каждого свойства личности по десяти бальной шкале. Причём, начало(1, 2, 3, 4) и конец(7, 8, 9, 10) шкалы относятся к противоположным чертам личности. А середина(5 и 6) к нейтральным, которые можно не учитывать. Возьмём за пример оценки условной личности «Х» таблицу, предложенную в иллюстрации к статье.

Субъект «Х» отличается замкнутостью(А), обладает высоким интеллектом(В), эмоционально не устойчив(С), отличается независимостью(Е), несколько беспечен(F), достаточно беспринципен(G), в меру застенчив(Н), в меру доверчив(L), достаточно практичен(М), несколько прямолинеен(N), в меру самостоятелен(Q2), внутренне слегка напряжён(Q4). Об остальных его свойствах утверждать что-то конкретное, мы оснований не находим, так как эта оценка укладывается в его эмоциональную погрешность при заполнении опросника. Скажем, если субъект «Х» переживает в этот момент жизненные трудности, или наоборот, находится на пике своего эмоционального биоритма, то его реакция на положения опросника будет различна. В итоге, из 16-ти факторного теста об исследуемой личности «Х», мы можем сказать что-то определённое по 12-ти факторам. А по четырём: (I)чувственность-твёрдость, (О)неуверенность-самоуверенность, (Q1)радикализм-консерватизм, (Q3)самоконтроль-индифферентность, можем констатировать с большой долей погрешности стабильное равновесие. То есть практически ничего конкретного.

В представленном нами ППЛ ещё не учтена значимость факторов – какие из них доминирующие, а какие второстепенные. Косвенно это можно определить по баллам. Скажем фактор «В» высокий интеллект – 10 баллов, вроде бы должен быть доминирующим, но … личность беспринципна(Г), застенчива(Н) и доверчива(Л). А уже проявление этих факторов стирают значимость, доминанту «В». Приходим к выводу, что даже максимально объективно(насколько это возможно) ответив на заданные вопросы, сам опрашиваемый, полученный результат сможет оценить весьма поверхностно, то есть субъективно. Поэтому лучше оценку доверить профессиональному психологу. Правда, они больше доверяют не результатам таблицы, а личностному общению.

Но, в личностной оценке есть тоже свои подводные камни. Скажем, один и тот же человек в семье белый и пушистый, прямо душка-очаровашка, хоть вместо иконы в красный угол его портрет размещай. А на работе, начальствующий изверг-тиран, мракобес, самодур и т.д. Так где же он настоящий, и как будет выглядеть его 16-ти факторная таблица? И какая у него будет доминирующая черта: доброта(чувствительность) или жёсткость(бессердечие)? Разум подсказывает, что у такого субъекта раздвоение личности, или по-научному диссоциативное расстройство идентичности. Но это уже серьёзная болезнь, которой занимаются не психологи, а психиатры. Впрочем, такие субъекты, сочетающие в себе одновременно доброту-жёсткость и чувствительность-бессердечие, в жизни не редкость, и никто их психами не считает.

Сейчас остановимся на условиях тестирования и примем к сведению, что ППЛ – это комплексная психологическая характеристика человека и его внутренний склад. Правильно составленный ППЛ может даже прогнозировать действия человека в определённых обстоятельствах. Прежде чем составлять ППЛ на определённое лицо, нужно собрать о нём массу нужной информации и тщательно её проанализировать. То есть у вас должно быть чёткое представление о свойствах личности, которые мы рассматривали выше: темперамент, характер, интеллект, мотивация, воля, самооценка.

А вот тут-то как раз и начинается субъективизм порождающий неверную оценку. Человек, как правило, даже сам о себе знает недостаточно, не всегда может прогнозировать свои поступки в определённых условиях, особенно в экстраординарной ситуации. А уже оценивать другого человека, всесторонне охарактеризовать его, автору кажется малореальным. Скажем, вы на работе разделяете несколько лет свой кабинет с сослуживцем, кажется знаете о нём всё.  Но на самом деле не представляете и половины свойств его личности. Пусть даже дружите, бываете у него дома, но и тогда ваши познания о нём далеки от полноты.

Наиболее полное представление о человеке в плане ППЛ автору видится так: 1.Члены одной семьи, живущие вместе, знают о друг-друге достаточно много; 2.Члены одного небольшого коллектива волею условий профессии проживают и работают вместе месяцами, годами. То есть общаются круглосуточно. Как пример, солдаты срочной службы одного взвода, одного отделения, или заключённые одного отряда. Вот эти знают о коллеге всё, или почти всё. Но … если им придётся составлять ППЛ на своего товарища, то оценки каждого будут разниться, что объясняется симпатиями-антипатиями к объекту исследования и особое восприятие окружения своим внутренним миром. Тем не менее, суммирование коллективной оценки исследуемого лица даёт наиболее объективный результат.

Но и тут есть свои подводные камни. Объект ППЛ может по жизни играть какую-то не свойственную ему роль! Скажем, робкий и нерешительный, зная и прикрывая свой недостаток, в коллективе может быть нарочито груб и громогласен. Определить эту игру, анализируя поведение, мимику, жесты и речь может только психолог освоивший конгруэнтность (непротиворечивость речи представлениям и убеждениям). Есть ещё один подводный камень, пожалуй основной – крайне экстремальная ситуация. Тут очень сложно прогнозировать действия человека, особенно когда она, ситуация, случается впервые, да ещё внезапно, не ожидаемо. Например, ситуация вызывающая сильный страх может породить панику переходящую в депрессию или наоборот, в агрессию. Или экстрим, требующий для его устранения активных действий, у одного вызовет  оцепенение, а другой свернёт горы. Всё это у объекта исследования трудно предопределить, пока он впервые не столкнётся с такой ситуацией. Поэтому человек лучше всего проявляется и познаётся в трудностях, опасностях и бедах.

А сейчас вернёмся к составлению ППЛ по методу Кеттелла, впрочем и по любому другому методу. Тут мы приходим  к выводу, что ни один метод не гарантирует 100% объективность, как бы мы тщательно не проводили исследования. Напрашивается ещё и то, что оценку исследований нужно доверять профессиональным психологам. Отсутствие полной объективности подтверждается практикой. Например, кадровые разведчики проходят полное психологическое тестирование и практически на протяжении всей своей профессиональной деятельности находятся под наблюдением психологов. Тем не менее, процент предателей в их среде достаточно высок, вспомним:  Леонид Полищук(КГБ), Джорж Блейк(MI6), Олег Пеньковский(ГРУ), Ким Филби(SIS), Олег Калугин(КГБ), Джон Кернкросс(MI6), Олег Гордиевский(КГБ), Пётр Попов(ГРУ), Дмитрий Поляков(ГРУ), Сергей Скрипаль(ГРУ) и т.д.

И всё-таки полностью отказываться от составления ППЛ нельзя. Особенно это касается некоторых профессий, точнее специфики некоторых должностей, имеющих руководящие или командные функции. Автор бы предложил вариант оценки критериев  военно-командной сферы, как наиболее ему близкой. Скажем, берётся курсантский взвод и каждый курсант, каждого своего коллегу инкогнито оценивает по десяти бальной шкале по следующим показателям:  1.Психологическое лидерство; 2.Организаторские способности; 3.Выдержка и самообладание(психологическая устойчивость); 4.Инициатива и самостоятельность; 5.Решительность и настойчивость; 6.Требовательность к себе и подчинённым; 7.Дисциплинированность; 8.Стойкость к лишениям и тяготам; 9.Преодоление страха; 10.Военно-профессиональные знания.

Единственно подчеркнём, что первые три показателя приоритетны для офицера-командира. Курсанты, набравшие максимальное количество баллов рассматриваются непосредственным и прямыми начальниками как перспективные кадры именно для командных должностей. Для остальных больше подойдут штабные и технические должности. Но и первые, уже службой в войсках должны доказать свою командную профпригодность награждаемую воинскими званиями. Так как звания, по мнению автора, это уровень командной зрелости … и ничто иное.

Подводя итоги нашего исследования, приходим к выводу, что ППЛ – это комплексная характеристика человека, включающая описание его внутренней психологической сущности, позволяющая в определённых обстоятельствах предопределить его поведение. Но тут же вынуждены оговориться, что ППЛ, даже при тщательном и профессиональном его выполнении, достаточно субъективен и скорее предполагает, чем определяет, как исследуемая личность будет реагировать в той или иной ситуации.

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19: 21).

Вильнюс, 4 сентября 2019 года.