Об Одоевцевой. Ленинград. Ничего. я это сотру

Тамара Воронина 2
Об Одоевцевой.  Ленинград. « Ничего….я это сотру…»
     О  каждом дне общения с Ириной Владимировной можно  записывать историю, потому что  каждый день открывал в ней новые качества, черты, воспоминания. И вот однажды, когда никого  дома   не было ,гостей тоже, я решила сделать с ней запись на магнитофон. Моя тетушка Зина(кстати ,она из Алапаевска и рассказывала мне, как она девочкой видела погребение Великих Князей Романовых).  Вот к ней мы раньше и приезжали. Она любезно  разрешила взять магнитофон с бабинами для записи бесед с Одоевцевой, за что я была ей бесконечно благодарна. Мне это удалось. Мы с Ириной Владимировной были одни, гостей не было, помощниц по дому тоже не было, и я решила записать  разговор с Ириной Владимировной. Надо сказать, что она не очень любила записи, но  соглашалась, -раз надо, значит надо. Я поставила микрофон  около нее и говорю: «Ирина Владимировна, не обращайте внимания, он выключен. И я стала записывать. Ей было так интересно, что она не заметила, что уже мы три часа беседуем, так она было увлечена. Она спела мне  Кузмина, а потом мы спели вместе, и она поправляла меня: выделите GluAr, он делал округло и гулко.» - «Ну, повторите..»-просила она и я повторяла. Она с удовольчтвием читала свои стихи,мы повторяли,она ошибалась,на что я говорила: «Ничего… я это сотру…».Она: «За столькот лет   такого маянья/по городам чужой земли/ Есть отчегот прийти в отчаяние/ И мы в отчаяние пришли/ В отчаяние-приют посмледний/Как будто  мы приши зимой/С вечерни в церковке соседней/ По снегу русскому домой». Ей было очень трудно, ведь ей было 93 года. Сколько раз она повторяла эти сточки ,столько раз  и навертывались слезы.Я видела , как глубоко все это было прожито,пронесено  до сегодняшнего момента. Она читала и свои поэмы, ранние  петербургские,с таким завидным азартом,что я видела: она сейчас опять  в своей юности. Чтобы ей было легче,я дала ей в руки книжечку с ее стихами- «Я ошиблась опять,» -
 « Ничего,я сотру.. это же магнитофон…», «Давайте про Гумилева..»   и она:
  « …и нет на его могиле креста, ни холма ..ничего....но любимые серафимы….». Я записала обе стороны бабины, и сегодня для меня, как актрисы, это бесценный материал.Когда я читаю Одоевцеву,я перед выступлением, обязательно, прослушиваю эту запись,вслушиваюсь в ее речь, в ее интонацию, в эпоху,которую она несет так ярко,что оказываешься в атмосфере  того времени.Она режиссер двух моих концертных программ. И я сначала  прочла  в Москве в Доме Актера на Горького.Тогда меня пригласила с программой «На берегах Невы» Ирина Дмитриевна  Месяц(зав. Худ частью).Была хорошая реклама и был очень теплый радушный зал.Спустя полгода был   Большой зал Дома Актера, и  мы приехали уже  с Ириной Владимировной,ей был оказан такой горячий прием,что она счастливо переживала  волну признания в России. А после выступления   был устроен роскошный чай для Ирины Владимтировны. Ирина Дмитриевна испекла для Ирины Владимировны пирог с  лесными ягодами,и надо было видеть Ирину Владимтировну ,которая с огромным аппетитом поглощала этот вкусный русский пирог. Должна сказать ,что великое счастье для актрисы не только работать с автором,а,главное, читать в его присутствии.Я принимаю это ,как великую награду, которую подарила мне творческая судьба.
Позднее меня с этими программами пригласили и в Российский Фонд Культуры, встречу организовала  Основикова Ксения Николаевна(зав худ. отделом). Я читала два вечера подряд,и тоже был праздник. Тогда мне удалось  передать книгу «Нас берегах Невы»   Дмитрию Сергеевичу Лихачеву.
 Приготовив с Ириной Владимтровной две программы «На берегах Невы» и «На берегах Сены», я поехала в Свердловск,и сдала эти две программы Художественному Совету.Эти программы получила высокую оценку и решение напечатать  афиши и выехать с этими программами на гастроли. Это было высокое  признание наших творческих трудов  -автора и актрисы. И очень достойное поощрение.  Надо сказать, что залы на эти программы были переполнены:  в Ульяновске два вечерам подряд с аншлагом,а в Йошкар Оле у меня был запланирован один концерт,но зал был переполнен ,очень много желающих не смогли попасть, и меня попросили на следующий день дать дополнительный  концерт.Хорошо,что был последний город,я возвращалась уже  домой.Надо добавить,  что после программы ко мне за кулисы приходило много  людей и поблагодарить и  еще что-нибудь спросить.Так что я после каждого выступления очень и очень задерживалась. Но для меня это тоже был праздник,потому что я звонила Ирине Владимировне и обо всем ей рассказывала.Читала я и в Москве, и в Ленинграде ,и в Сочи,и Воронеже, и в Краснодаре.Я рада,что мне посчастливилось раскрыть моим слушателям одну из интереснейших живых страниц поэтов Серебряного века. Это огромный результат тщательной отделки текста  с  автором,и поэтому мне было что сказать моим слушателям.
Народная арт России Тамара   Никитична  Воронина               
3 сентября 2019г     г. Екатеринбург.