Мысли... ч218

Новиков Борис Владимирович
Сколько нас? Так кто ж его знает. До переписи населения Украины в ближайшее время у «предержащих» руки вряд ли дойдут (хлопотное это дело, готовиться надо, людей готовить, опять же: дорогое удовольствие). Это – т.н. объективные аргументы в пользу «отмазки». Но главное, полагаем, в аргументах, которые публично не артикулируются: «а на кой ляд она нам, эта перепись сдалась?! Мы и так знаем, что «с демографией у нас не все так плохо, как вы думаете, а зна-а-чительно хуже… А: меньше знаешь – крепче (хотя и чутким, тревожным сном) спишь…».
Ну, можно, конечно, хотя и грубовато да приблизительно, «на косвенных качать». По потреблению хлеба, бензина; по естественной убыли - прибыли населения etc.
…Печалька, однако.
***
«Несправедливость где-то, это несправедливость везде» (Мартин Лютер Кинг).
«Поки в світі є хоча б один старець – всі старці» (О.П. Довженко).
Чому ці думки бездоганні? Мудрі, точні, істинні etc.
Тому що вони – це закодована в моральні імперативи бездоганна діалектика одиничного та всезагального. А: «в сутності все – відносне» (Г.В. Ф. Гегель).
***
«В сущности все относительно»…
Даже основания Божественного, – по форме, – диалектичны. Бог – убогие; сокровение – откровение; предопределение – попущение; ад – рай; грехопадение – искупление etc. Да само то слова «религия» = relatio. Отношение…   
***
Культура начинается с запретов. С обуздания (определения) «хочу». Чем? «Должен». Абсолютизация «хочу» – животные. Абсолютизация «должен» – тоже. Животное. Социальное. Двуногое и двурукое (ежели валидное, понятно).
Тотальная «задолженность»: Богу должен, хозяину должен, государству должен, семье должен, другу должен, врагу должен etc.
Что есть норма? Баланс, гармония, – отношение диалектическое (как основание), – «хочу» и «должен». Вот мерой этой гармонии «хочу  и «должен» есть их синтез – «могу». Именно это и есть мера могущества человека, людей, человечества.
***
Есть одно весьма любопытное, – ракурсом рассмотрения предмета, прежде всего любопытное, – наблюдение, изложенное Н.А. Бердяевым в его статье «Человек и машина». Это – его акцентированное различение понятий «agir» и «faire». Первое – отражает «свободное упражнение человеческих сил», второе – «создание продуктов, фабрикование».
«В первом случае, – отмечает автор, – центр тяжести лежит в человеке, в творящем, во втором случае – в продукте. Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и притом в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается (другим человеком, другими людьми. – Б.Н.) орудием производства продуктов. Вещь ставится выше человека».
Т.е. она, фабрикация; оно – производство и их результат: продукт, вместо того, чтобы быть условием продуцированя общественности и тем самым – человека, абсолютизируется, подчиняет себе общество и человека, осуществляет их контроверзное разобщение и детерминирует процесс его расчеловечивания.
Притом – на обеих полосах этого разобщения. Хотя, более «успешно» – всё же на том полюсе, на котором находятся «хозяева жизни».
Читай Г.В.Ф. Гегеля (диалектика раба и господина), вникай в суть марксовой констатации: «пролетарий и буржуа представляют собой одно и то же отчуждение, однако…». 
***
У пространства (в отличие от его определенной формы – места) нет «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «сбоку», «тут», «там», «скраю», «справа», «слева» etc. Все эти (и др.) предикаты – места.
Равно, как у вечности (в отличие от времени) нет «раньше», «позже», «до того», «после того», «прежде», «потом», «нынче», «давеча», «днесь», надысь» etc.   
***
Павло Васильович Копнін (1922-1971). Народився 27 січня 1922 р. у с. Гжель Раменського району Московської області в сімї селянина. В 1939 р. після закінчення середньої школи вступив на філософський факультет Московського інституту філософії, літератури та історії. З 1941 р. до 1944 р. знаходився в діючій армії. Філософську освіту завершив в аспірантурі Московського міського педагогічного інституту (1947 р.). після захисту кандидатської дисертації працював співробітником кафедри філософії Академії суспільних наук, завідуючи кафедрою філософії Томського університету. За період з 1947 р. по 1953 р. підготував і опублікував ряд праць з проблем логіки й теорії пізнання. У 1955 р. захистив докторську дисертацію «Формы мышления и их роль в познании», деякий час працював завідувачем кафедри філософії АН СРСР, завідуючим сектором діалектичного матеріалізму Інституту філософії АН СРСР. У 1958 р. переїхав до Києва, де спочатку створив та очолив кафедру філософії Київського політехнічного інституту, а потім кафедру філософії Київського університету. У 1962-1968 рр. – директор Інституту філософії АН України. Останні три роки життя був директором Інституту філософії АН СРСР».
… Отакий  він, початок родоводу кафедри філософії Київського політеху.      
***
В чем различие, – принципиальное, – между предысторией и историей действительной?
Aus erdem (кроме прочего) в том, что в случае первом техника и технология «истончают человека» (выражение Н.А. Бердяева), в случае втором – утончают его. В смысле: делают, – во всех отношениях, – более утонченным. 
Впрочем, касается это отнюдь не одних только техники и технологии (и «техне», разумеется), но любого культурного феномена, – духовного, чувственного материального, – вызываемого к жизни. Ничего не поделаешь: неумолимо «срабатывает» принцип культурной амбивалентности.
***
Чем отличается труд (работа), производство от творчества? В первом случае (приближение) – тем, что производство есть тиражирование продукта (материального, чувственного, духовного), однажды в акте творчества человеком (людьми) созданного. Тиражирование, с целью инициации и удовлетворения потребности в нем каждого, кто имеет в нем потребность. В сущности, производство: это условие, – главное условие, – производства самое человека, людей, общества в целом. Это субстанциальная, базовая составляющая, условие самой возможности «культурного обмена веществ», социального взаимодействия каждого с каждым, многих со многими, всех со всеми (и всех возможных прочих вариантов его).
Однако труд, работа, производство предполагают наличие вполне себе строгой и четкой, – объективно обусловленной, – дисциплины, регламентации, организации (технической, технологической etc. в первую очередь).
Вопрос: является ли творчество и креативность с одной стороны и производство, с другой – контроверзными по отношению друг к другу? Всё зависит от доминирующих в обществе отношений: экономических, социальных (в переходный период: от предыстории к действительной истории – политических), духовных (в указанной выше период – идеологических) etc.
В случае предыстории – они антиподы. По сущности и естеству своему. Хотя, следует признать, предыстории уж совсем без творчества, – по крайней мере в тех (меньше десятка) странах, которые кичливо и абсолютно безосновательно называют себя «высокоразвитыми» etc. – не обойтись. Однако, во-первых, речь о творчестве ограниченном, сознательно «обкорнанном»: научно-техническом; а, во-вторых, ноу-хау, хайтеки и т.п. вещи (технические и технологические инновации) вполне себе можно купить, отобрать, украсть etc. у других (разумеется, «невысокоразвитых»). Но главное даже не это. Главное – то, что творчество – это универсальная (и высшая) форма достойного жизнебытия человека, людей, человечества. Когда оно, – творчество, – удел каждого, многих и всех – можно констатировать: творчество существует в форме практической всеобщности. Заметим: из трех основных видов творчества (и производства): вещей, идей и людей, самым простым является первый. Вещей. Именно там в наибольшей мере – поле приложения для творчества научно-технического. Однако же, а при  соответствующих предпосылках, если его абсолютизировать, им ограничиться и, – самое главное, – осуществлять его в режиме доминации хрематистики, то вполне себе утверждается и банализируется императив: «ем, чтобы жить, живу, чтобы есть». Только что-то очень мало напонимает подобной обмен веществ, в котором определяющую роль играет кишечно-желудочный тракт: человеческую жизнь. Человеческую. Жизнь.
Очевидно, творчество духа и творчество души (творчество идей и творчество людей), в снятом виде, – как витальное основание, – содержащее в себе творчество вещей, творчество тела – есть приоритет номер раз, когда речь идет о творчестве как способе бытия действительного гуманизма, о творчестве, сущем в форме практической всеобщности.
Впрочем, чтобы не быть истолкованным превратно, подчеркнем: «разведение» творчества тела, духа и души (производство вещей, идей и людей) – вещь в полне себе условная. Как условны и приоритеты какого-либо из видов этого триединого творчества (производства). Как голова, сердце и руки (дух, душа и тело) принадлежат одному человеку, находятся в неразрывном единстве и взаимопроникновении, так все, – условно самостоятельные, – виды творчества – суть целостный, гармоничный и единственный процесс (и результат). В случае – нормы. В условиях действительной истории. В случае утверждения в форме практической всеобщности социального «равенства как разноцветного проявления неравенства» (К. Маркс), равенства как «неравенства равных» (Г.С. Сковорода). Иными словами, акцент и основные усилия общества переносятся в сферу творчества духа (науки) и творчества души. Образования и воспитания как ядра социализации (педагогики как обучения воспитывающего и воспитания обучающего). Тех самых усилий, вектор, направленность которых: производство (творчество) каждого, многих и всех, живущих в состоянии «веселия души» (Г.С. Сковорода), усилий по опредмечиванию тех идей, которые вырабатывались на протяжении веков мыслителями от Я.А. Коменского до Э.В. Ильенкова, от Г.С. Сковороды до Г.С. Батищева…               
***
Діяльний потенціал людини (завважимо, що «потенціювання» не повинне віддаватись на відкуп стихії: як посієш, так і пожнеш) може актуалізуватись або в режимі реалізації, або в режимі здійснення. Відтак, маємо (в формі результатів) або соціальну (культурну) реальність або дійсність.
Саме тут точка біфуркації: розгалуження діяльності на звиття та творчість.   
***
«Талант – это любовь». Кто любит, тот и талантлив. Смотрите на влюбленных – все талантливы!» /А.М. Горький/.
***
Действительное управление – взаимодействие самоорганизованных и самоуправляющихся сообществ, базируемое на строго научных основаниях, безупречно-гуманистическое  в этическом и эстетическом отношении, предполагающее пользу (и истину, и добро, и  красоту) в форме практической всеобщности. 
***
«Только интеллигентность, очищенная от язв буржуазного строя, станет солнечной народной правдой. Станет солнцем Разума и красы» (А.М. Горький).
…P.S. Станет солнцем Разума, Красоты, Добра и Пользы.
***
Мечта – отложенное в исполнении (осуществлении) желание. 
***
«Демос» – это не народ. «Демос» – это граждане» (Пьер Левен, Эллинистический мир).   
***
Плохой руководитель борется с недовольными, нормальный – с причинами недовольства (Парафраз прочитанного). 
***
Любопытно.
Украинская булава – синтез скипетра (указующего направление посоха – жезла) и державы (шара, символизирующего абсолютную власть).
***
Трансгрессия – амбивалентна, как и всё (без изъятия малейшего) в культуре.
Совершенствоваться (перманентно) можно в творчестве (в истине, в добре, в красоте, в пользе).
Совершенствоваться (перманетно) можно в свитии (в лжи, во зле, в уродстве, во вреде).   
***
Творец – это неопределенная (перманентно трансгрессирующая) сущность во плоти, чувствах и практиках. 
***
«Все подлое и скверное, что есть на земле, сделано и делается нами, и все прекрасное, разумное, к чему стремимся мы, – в нас живет.
Вчерашний раб сегодня видит своего владыку поверженным во прах, бессильным, испуганным, – зрелище величайшей радости для раба, пока не познавшего радость, более достойную человека, – радость быть свободным от чувства вражды к ближнему.
Но и эта радость будет познана, – не стоит жить, если невозможно верить в братство людей, жизнь бессмысленна, если нет уверенности в победе любви.
Да, да – мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас и ослепляют многих; да, порою кажется, что эта пошлость отравит, задушит все прекрасные мечты, рожденные нами в трудах и мучениях, все факелы, которые зажгли мы на пути к возрождению.
Но человек все-таки – человек, и, в конце концов, побеждает только человеческое, – в этом великий смысл жизни всего мира, иного смысла в ней нет» /А.М. Горький, Несвоевременные мысли/.
***
Любопытно.
Время от времени землян «радуют» сообщениями о том, что вот-вот в нашу планету врежется к.-л. небесное тело. Метеорит, астероид etc. Вот и давеча, 29.08.19 мимо (со скоростью 45 000 км/час) мимо промчался астероид размером с пирамиду Хеопса. Расстояние (минимальное) до Земли было 1 000 000 (один млн.) километров.
P.S. Потенциально опасным считается сближение Земли с небесными телами на расстояние меньше радиуса орбиты Луны, который составляет примерно 384 000 километров.   
***
Кто, а, вернее: каковы они, эти субъекты, не живущие, но умеющие жить, чемпионы, рекордсмены и вообще – «воздушные акробаты». Ну, в смысле, из всех видов спорта предпочитающие один - единственный: переобувание в воздухе?
Ну, это многогранные существа. Одну из этих граней блестяще охарактеризовал А.М. Горький «… эти люди насквозь пропитаны духом лицемерия, трусости, мелкого торгашества и ожидания наследства» (М. Горький, Литературные портреты).
***
«Сродность труда». И – несродность. «Остолбенелость души» (Г.С. Сковорода).
«Неуместность сердца» (А. Платонов).
«Лишние люди» (И.С. Тургенев).
«Голые человечки» (М. Горький).
«Недостоверный человек» (В,М. Шукшин).
«Отвлеченные люди» (Ф.М. Достоевский).
…Реальные люди.
А жизнь стоит – на действительных.
***
Які вони багаті?!!
Так, загрошивлені…
***
«Лишний человек» – очень распространенный литературный тип (герой) в отечественной красной словесности ХІХ-го века. В первой итерации – тип человека с незаурядными способностями, которые не могут им быть реализованными. Ну, ясно, что у литературного типа в реальной жизни было, – немеряно, – прототипов.
В жизни нынешней «лишних людей» нет. Такое ощущение, что все – лишние. На этом празднике свития.   
***
Правда уникальности – в универсальности. Правда универсальности – в уникальности. Ибо: уникальная универсальность (универсальная уникальность) есть основание творчества. А посему – есть основание: действительного человека; действительных людей, действительного общества. Действительного гуманизма. Аминь.   
***
«Равнодушие… выпаривает из человека душу, как воду медленный огонь, и когда очнешься – останется от сердца одно сухое место» (А. Платонов, Сокровенный человек).
***
Война сожрала тех. Война сожрет этих. Если ее немедленно не остановить. Аминь.
***
Из гармоничного (недеформированного) взаимодействия в его культурной форме, – общественного отношения, – проистекает творчество. Из деформированного социального взаимодействия, – воздействия, – только свитие. 
***
«Первое место на Евровидении дается. Остальные – выигрываются» (Андрей Данилко).
***
Аналитика, оторванная от синтетики, абсолютизированная etc. – это уже превращенная форма ее (аналитики) – аналитизм. Аналитизм – это невалидный, ущербный интеллект, интеллект с ампутированной способностью синтеза. 
***
Многоглаголание и глубокомыслие разными дорогами ходят.
(Чем больше у тебя есть что сказать, тем меньше для этого нужно времени). 
***
Чем различаются суть (сущность) и смысл?
Перефразируя Аристотеля («закон – это разум без страсти») могу утверждать: смысл – это сущность со страстью (сущность – это смысл без страсти).