Горец-Хамид
Хамид возвращался с войны. Это была даже не война, а обычный набег, чтобы пограбить. Эти набеги происходили , когда у хана не было денег для выплаты войскам и те начинали бузить и грабить местное население. А для усиления войск производили набор из этого самого населения. Глашатай на базарной площади объявлял о начале очередной войны и заодно сообщал , что будет с теми, кто не явится на сбор с оружием и верхом на коне, у кого есть. А стражники объезжали дома, составляли списки и следили, чтобы люди не отговаривались ранениями и болезнями .
Но отговаривались не все. Многие хотели пограбить и надеялись на этом заработать. Но это, как правило, была беднота у которой не было другого выхода. Богатые предпочитали вместо себя нанимать других или просто откупались –видели, как много людей не возвращалось. Так и у Хамида однажды не вернулся отец. Самому ему повезло больше – он возвращался живой, хотя и израненый. Сначала ему проткнули пикой бедро.
Он приложил к ране листьев, что предотвращают нагноение и воспаление , а потом, когда рана закрылась и краснота спала, посыпал золой из костра и завязал . Целый месяц он тогда находился в обозе . Нога болела, но ходить можно было . И ему сказали, что хватит отлеживаться – пора воевать . Но какой из раненого воин – боль забирает силу , а уж о воинском духе и говорить нечего. И пришлось Хамиду опять идти в бой. В первой же схватке он получил удар чем-то по голове . Хорошо , что на ней был кожанный шлем, который закрывал голову, шею и плечи. Он сам его сделал из кожи буйвола, из той части , что покрывает шею и плечи животного и которую
они сами не могут проткнуть в своих боях. Шлем , конечно, оказался разрубленным, но голова осталась целой, хотя сильно ушибленной. Когда он пришел в сознание, то обнаружил сильную боль в груди – видимо еще и под копыта попал. При дыхании из груди вырывался хрип . На поле боя никого не было и кто победил, Хамид не знал, но понимал, что спрятаться нужно – после боя мародеры обшаривали трупы. На окраине поля рос высокий и густой кустарник и он пополз туда- идти не мог. В кустах он пролежал до ночи . А как стемнело Хамид уже смог подняться на ноги и пошел в направлении лагеря, где они стояли накануне. Грудь и голова болели , но терпеть было можно . Уже перед рассветом он услышал впереди какой-то шум. Хамид пригнулся и пополз – кто там –свои или чужие? Голосов не было. Приблизившись к месту шума он приподнялся и выглянул . Там оказалась лошадь. Она-то услышала его раньше и пыталась уйти , но ее повод запутался в кустах. Хамид распутал повод и осмотрел ее. Она была под седлом и даже ружье приторочено к седлу, но кожа на крупе была разрублена. Видимо, задели когда зарубили наездника . Рана оказалась неглубокой и двигаться можно было. Хамид с трудом влез на нее – она не стояла спокойно – сопротивлялась. На лошади он довольно быстро нашел лагерь - он был брошен и никого не было . Похоже, наших побили –подумал он .
Обратная дорога не представляла сложности , но был риск встретить чужих и Хамид решил двигаться по ночам. Набрав в лагере провианта, тюк сена и мешок овса он двинулся в сторону недалеких зарослей. Там, стреножив лошадь и задав корма , он стал ждать темноты.
Теперь Хамид ехал по своей земле и мысли одна тяжелее другой
одолевали его. Он рассчитывал после этой войны купить себе невесту и справить свадьбу . Но теперь ни того , ни другого. Вся добыча – немного денег в поясе, да конь с ружьем. Хотя может быть не так уж и плохо, учитывая , что живой . Вот только сможет ли мать вылечить? Как с такими болями работать, а охотиться? Все звери разбегутся, как только в горы войду.
С такими мыслями Хамид въехал в свой аул и никого не увидел. Куда же все подевались ? Подъехав к своему дому он через дувал тоже никого не увидел. Зайдя в калитку и привязав лошадь Хамид вошел в дом. Там в темноте за тандыром сидела вся его семья, смотрели на него и как будто не узнавали . Только мать выдохнула –Болам, живой.
И тут все ожили . Зашумели, засуетились , загалдели и принялись его обнимать и хлопать по спине , по бокам . Как будто хотели убедиться, что он в самом деле живой .
- А нам сказали, что тебя убили.
Оказалось, что остальные, кто остался жив, еще раньше вернулись домой и сказали, что видели, как его зарубили и он упал. Во всем ауле был траур - многие не вернулись , многие вернулись ранеными. Поэтому решили огня не зажигать и не праздновать . И так у каждого на душе праздник.
Хамид рассказал , как все было , в том числе и о своих ранениях.
Мать тут же осмотрела его и принялась лечить. Она умела лечить и лечила весь аул . У нее были все снадобья и травы. С ногой было просто –она уже заживала . Хамид все сделал правильно и своевременно . От боли в груди мать приготовила питье и давала трижды в день. Но вот что делать с головой, она не знала . В месте удара была большая шишка. Но она должна сама пройти и от нее не должно быть головных болей . Тут она была безсильна.
Так и продолжалось лечение пока во двор не пришли стражники за скотиной – собирали на контрибуцию и выкуп за сына хана. Хамид не стал ничего отдавать. -Хан затеял эту войну не умея воевать - вот пусть сам и платит. Стражники хотели силой отнять, но Хамид взял ружье и застрелил одного из них. Стражники опешили – они не привыкли, что кто-то не подчиняется. Они ушли и сказали , что Хамид вернулся с больной головой и не понимает , что делает. А Хамид просто не мог отдать те несколько овец , что у них были - семья в зиму останется без мяса. Охота зимой плохая . Хамид понимал, что его так просто в покое не оставят и , взяв лошадь и ружье, сказал, что дней на десять уедет в горы. Он уже и до этого пытался охотиться –хрип уменьшился, а к головной боли стал привыкать. Мать собрала ему припасы и положила в сумку лекарства , наказав не забывать их принимать.
В горах у Хамида была присмотрена подходящая и очень удобная пещера. Она располагалась в очень красивой долине с богатой охотой. По дну долины росла трава по пояс , а склоны гор были покрыты густым сосновым и еловым лесом. По дну долины текла небольшая , но бурная речка. Начало она брала в верховьях долины ,
от водопада. Рыба преодолеть его не могла и вся собиралась перед ним . Поскольку ее никто не ловил, ее в реке было в изобилии. Такое изобилие бывает только в далеких и глухих горах, куда не всякий охотник забредет . Хамид стал устраиваться в пещере. Первым делом натаскал веток , чтобы закрывать вход в пещеру на ночь, и стал сооружать коптильню. Иначе мясо не сохранишь. И только после этого отправился на охоту . За добычей , как он и предполагал, далеко идти не пришлось и к полудню он уже вернулся. А потом началась работа . Тушу надо было разделать, мясо засолить перед копчением, развесить мясо предыдущей охоты в коптильне, развести огонь, а внутренности закопать. Шкуру тоже надо было обработать, засолить и развесить для просушки . А между делом надо нарубить дров, приготовить еду и пообедать . Ночью надо было несколько раз встать и проверять огонь в коптильне , чтоб он не потух и не рагорелся пламенем. И это каждый день. Но это была обычная жизнь сельского мужчины. Когда он собрался домой и нагрузил мясо на лошадь , то оказалось, что он накоптил столько мяса , что ему придется идти пешком. Но возвращаться с добычей не трудно –трудно без добычи .
Дома он узнал , что приходили стражники и велели явиться к управителю . Значит ничего не утряслось . Не долго думая Хамид собрался и уехал обратно, благо мать заранее собрала ему провизию и лекарство . Стояла ночь и никто не видел, как он приехал и уехал. Грустные мысли проносились в голове – Неужели так и придется вором пробираться в свой дом . Но он отогнал эти мысли – и без того голова болит. А голова болела так сильно, что иногда в глазах темнело .
В этот раз Хамид захватил с собой разный инструмент и рассчитывал как-то обустроить свое жилье . Обычно на ночь он вход в пещеру заваливал ветками, но это было ненадежно . Прежде всего надо было соорудить дверь и покрепче - где есть травоядные животные должны быть и хищники . Отлежавшись немного и отдохнув он принялся за дело . Нужно было срубить пару сосен и распилить их вдоль на половинки и потом собрать из них дверь. Вместо рамы он вкопал два бревна по размеру двери . Лишний проем в пещере Хамид заложил камнями. После того как он навесил дверь в пещере стало темно , но уютно. Над дверью он устроил окно, которое закрывалось такими же досками, как и дверь. На все это ушло семь дней и все это время Хамид не охотился – перебивался зайцами. Надо было начинать охотиться. На следующий день после окончания работ по двери он отправился на охоту. Добычу он нашел быстро . Взвалив ее на себя, а это была косуля, Хамид отправился к себе домой. Пройдя какое-то расстояние он почувствовал себя плохо – в глазах потемнело и он упал. Сколько он пролежал , Хамид не знал , но очнувшись увидел над собой потолок дома. На лицо ему лилась вода и он увидел рядом с собой пожилого мужчину, заросшего волосами . Хамид попытался встать , но мужчина удержал его –Тебе не надо вставать. На вопросы Хамида он ему рассказал , что увидел, что над одним местом летают орлы и отправился туда. Там он на тропе увидел лежащего человека без сознания . Он поднял его на лошадь и привез к себе . Но как его лечить он не знает -никаких видимых повреждений не нашел.
-Может , ты сам скажешь, что с тобой?
-У меня болит голова - на войне ударили.
-Тогда я отвезу тебя к одной женщине -она хорошо лечит. Она колдунья. А поговорим потом .
Мужчина, он назвался Сабиром , помог Хамиду забраться на лошадь и осторожно повел ее по тропе . К вечеру дошли до дома колдуньи . Их встретила пожилая женщина . Сабир поздоровался, но та не ответила , а сразу завела Хамида в дом и уложила на лавку. Сабиру же сказала, чтоб он отправлялся обратно . Оставив ружье Хамида тот уехал .
Женщина стала возиться со своими травами и готовить снадобья. Она дала Хамиду выпить приготовленный настой. Он был сладковат с сильным хвойным запахом. Через минуту Хамид уснул и проснулся когда был ясный день. Первое , что он почувствовал –не было привычной боли и страшно хотелось есть. В дом вошла женщина и внесла еду. Но Хамид стал расспрашивать ее , что с ним было .
-Ты ешь. Ты хочешь есть . А я буду рассказывать. У тебя был сильный удар . Какие-то сосуды в голове лопнули и кровь вышла . Она давила на другие участки мозга , мешала работе мозга и создавала боль. Я вскрыла тебе череп и удалила этот сгусток . Потом все опять закрыла, можешь пощупать , там уже затянуло, но шрам останется .
Хамид нащупал на голове шрам , и не один .
-А как вы это сделали ?
- Я могу это делать . Тебе объяснять бесполезно .
-Как вас звать и чем я могу отблагодарить?
-Звать меня Ракия . Если хочешь отблагодарить – не попадай больше ко мне . Ступай, ты уже можешь идти .
С тем Хамид ушел и направился к Сабиру. Он нашел его к вечеру – пришлось поплутать - на больную голову он не очень смотрел за дорогой . Сабир встретил его добросердечно , усадил за стол , выставил нехитрую еду .
-Давай знакомиться ближе. Я здесь живу уже семь лет. Раньше жил в ауле Яглам . Это пару дней хода на лошади. Крестьянствовал, воевал , когда заставляли . Но однажды напали на нас. Кто – не знаю, не из наших мест , издалека . Убили и жену, и сына. Я был на охоте , а когда вернулся, не захотел с людьми жить . Все время кому-то должен. Сколько бы ни работал – налетят стражники, отнимут, что смогут, и все равно остаешься должен. И вот бросил я все и поселился здесь . Сначала тяжело было переносить одиночество , но потом привык . Вот с собакой разговариваю , она все понимает . А ты как здесь оказался ?
-Да у меня все также. Вернулся с войны израненный . Еще не оклимался , а пришли стражники забирать скотину в уплату за ханского сына - он в плен попал . Я отдавать не захотел и пристрелили одного из них. Вот теперь здесь. Но совсем уйти не могу – у меня мать, сестры, братья. Я в семье старший.
-Ну так забирай их сюда. Место , где я тебя нашел, хорошее . Земли, пригодной для огородов , много, зверя тоже, В реке рыбы навалом. Проживешь .
-Я тоже думал об этом , но надо подготовиться. Может к весне и перевезу .
Переночевав у Сабира Хамид ушел к себе . Его беспокоила лошадь, которую он закрыл в пещере . Запас сена там был большой, но вот вода могла кончиться. Но беспокоился он напрасно. Дверь он только притворил и подпер какой-то палкой. Лошадь видимо толкала дверь и она открылась . Когда Хамид пришел, она спокойно паслась возле пещеры . В этот день он отдыхал и занимался домашними делами. Спать на земле было нехорошо и сначала он хотел сделать себе нары. Но после разговора с Сабиром решил делать сразу большие полати. Если он перевезет сюда семью, то какое-то время придется спать вместе и нужно, чтобы все поместились. А это нужно было опять валить сосны и пилить их . Этим Хамид и занялся . Он завалил несколько деревьев и оставил их сушиться . А тем временем занялся охотой. Накоптив мяса , сколько лошадь могла унести, он отправился домой. Хамид долго не был дома и не знал, что там происходит. Но на всякий случай зарядил ружье и дождался ночи. Дома все обрадовались ему и мать сказала, что приходили стражники, всячески грозились. Но как-то не очень грозно . Так не грозятся , когда хотят что-то сделать. Но все может измениться. Хамид сказал, что хочет перевезти всех в горы. Там у него есть подходящая пещера. Пока поживут там, а потом построят
дом . Надо будет только под зиму посеять там рожь, а весной уже все переберутся. А сейчас он заберет с собой брата постарше - пусть помогает и привыкает. Рассказал он и о том, как его вылечили . Теперь у него ничего не болит, и попросил мать купить ей что-нибудь такого, чего в горах нет .
- А чего там нет?
- Я вот думал об этом . У колдуньи все есть, одежда, еда. Может, сладости –пряники , конфеты. И еще Сабиру нужно будет вэять одежду – штаны, рубашки . Заодно и себе запасите на первое время. А сейчас собери мне зимнюю одежду . К следующему приезду собери пару мешков, что не понадобится зимой. Постепенно буду перевозить . А сейчас скоро рассвет, надо ехать. Захватив братишку Хамид уехал .
К себе в горы он ехал с таким же нетерпением, как в дом в ауле. Все его мысли были там, и заботы тоже . Надо было не только сделать полати, но и соорудить что-то вроде хижины в пещере на зиму. Всетаки пещера была холодная . Строить хижину придется из шкур – их уже скопилось немало. Часть шкур придется выделать на постель и одеяла. Надо будет наделать побольше полок в хижине и в пещере. Вот с такими мыслями Хамид въехал в горы и остановился до рассвета -ночью ехать опасно. А к обеду они уже входили в пещеру .
Пообедав они отправились разделывать бревна – очищать от веток , коры и пилить для полатей. Вдвоем работа шла быстро- один работает пилой, другой топором. Через пару дней полати были готовы и они перебрались спать на них . На следующий день навалили деревьев для хижины и Хамид отправился на охоту. Тут ему сильно повезло – он нашел траву , которой у них в ауле обкладывали мясо когда вялили. Она отгоняла мух. Без нее мухи обсиживали мясо и оно приобретало нехороший запах . Эту траву покупали на базаре и говорили, что ее привозили с гор. Теперь мясо можно будет не только коптить, но и вялить . На обратном пути уже с добычей Хамид набрал вдоволь этой травы . Дома они вдвоем разделали косулю , порезали мясо на полосы , обсыпали солью и развесили в тени на ветерке, обложив травой. Дня через три, когда оно достаточно высохло, чтобы уже не портиться, они его сняли и убрали в пещеру. Вялится мясо, конечно, долго, зато не нужно строить коптильню и жечь огонь. А времени у них вдоволь.
Однажды Хамид добыл оленя. Вот когда ребята оценили траву. Хамид даже дотащить не мог тушу . Пришлось ему вернуться домой за лошадью и мешками. Портить шкуру не хотелось и они ошкурили тушу на месте . Потом разрубили мясо на куски и в мешках погрузили на лошадь. Дома они целый день обрабатывали шкуру и мясо, но зато и наготовили его на месяц .
После зтого взялись за хижину . Пока Хамид охотился, его братишка очистил стволы и осталось только пилить. Пилить надо было много. Но через десять дней хижина была готова. Конечно , она была неказиста и в ней было темно , но зимовать можно было. Печь сложили из камней. Ничего хитрого в ней не было – в ауле в каждом дворе стоят такие. Трубу тоже сделали из камней и глины и вывели ее за пределы хижины в пещеру. А там дым поднимался куда-то вверх и исчезал. Возле печи наделали несколько полок. Появились полки и там, где разделывали мясо и шкуры. Работать стало удобнее и следовало возобновить охоту . Как обычно, за добычей далеко ходить не надо было и Хамид задумался -что-то уж очень легкая охота, откуда столько дичи. Он и раньше охотился , но такого изобилия не было - Надо будет пройти по долине до конца и внимательно ее осмотреть. До сих пор такой возможности не представлялось. На следующий день он отправился на обследование долины , захватив с собой брата – пусть тоже знает, что там. Чем дальше они углублялись в долину , тем красивее становились места. Описать эту красоту невозможно – только в горах бывает такая красота .Сосновый и березовый лес то подходил к самой реке, то отступал, образуя большие поляны . В одном месте они увидели на уступах небольшое стадо диких баранов. Это их заинтересовало и они поднялись туда. Там они обнаружили пещеру, перед которой вся земля была утоптана следами коз, косулей и оленей. Там же они нашли и следы волка, медведя и рыси. Но так и должно быть. Войдя в пещеру они увидели, что ее стены были гладко вылизаны. Соль. Теперь все стало ясно . А он то думал. что животных привлекает трава по пояс . Так она здесь везде по пояс. Находка эта весьма полезна - на обработку мяса и шкур соли уходит много. Хамид даже собирался ехать за ней в ближайший городок – только там ее продавали .
Отколов несколько кусков братья двинулись дальше и везде они видели места удобные для поселения. А травы для животных чем выше, тем больше . И места здоровые – нет оводов и других кровососущих насекомых .
На обратном пути буквально натолкнулис на добычу – это была косуля со сломанной ногой. В горах все бывает . Она уже и бежать не могла и должна была оказаться в зубах у волка или медведя. Ее погрузили на лошадь и вернулись домой .
Тем временем пришла пора ехать в аул. Хамид нагрузил лошадь мясом и травой, с которой вялят мясо, и отправился в путь. Как обычно в аул он вошел ночью. Дома мать сказала, что приходили стражники и сказали, что заберут кого-нибудь из семьи , если ты не явишься. Хамид понял , что ждать нечего и пошел к соседу – у него была лошадь с телегой. В ауле между соседями по обычаю всегда была маленькая калитка, которой редко пользовались. Разбудив соседа он рассказал , что с ним происходит и что ему нужно вывезти семью. Сосед ни слова не говоря начал запрягать лошадь , а Хамиду велел таскать вещи к нему во двор , чтобы выехали от него. Вся семья живо перетаскала вещи и вскоре телега выехала в горы. Овцы и два осла были привязаны к телеге сзади. Хамид тронулся следом , оставив свою поклажу соседу и проследив , чтобы за ними никто не увязался . Догнав телегу они углубились в горы , пока телега могла ехать . Когда дальше ехать стало невозможно, вещи выгрузили и телега отправилась обратно , чтобы до рассвета вернуться. Хамид же на рассвете , посадив мать на лошадь, отвел ее и сестер уже в новый дом , оставив братьев сторожить вещи. А потом до конца дня перевез и их. Все произошло неожиданно, зато теперь все будут жить спокойно. К тому же теперь семья может заняться полем и огородом до зимы . Надо было не только подготовить землю, но и огородить ее от непрошенных гостей - коз , кабанов, да и медведь мог пожаловать . Между делом Хамид разжился в горах на местных волкодавов, но они были еще молодые и , кроме как бороться друг с другом , ничего не умели.
Пока семья обживалась на новом месте, Хамид с братом начали валить сосны на дом . Материала нужно было много – предстояло строить дом из трех комнат – мужскую и женскую половину и кухню . Бревна надо было очистить , распилить в размер и оставить для просушки .Стройку предполагалось начать весной. Навалив достаточное количество леса Хамид начал охотиться. Теперь ему не надо было разделывать мясо и шкуры –этим занимались младшие братья и две сестры. И он стал приносить дичи в два раза больше -надо было делать запас на зиму и что-то на продажу . Хамид не хотел резать своих овец , чтобы они давали только приплод. И он не знал , какая охота будет зимой. А продавать что-то надо - на охотничий припас , на муку , масло , сахар. Братья до зимы заготавливали сено для скота -его тоже надо было много. В горах зима длинная. Все надо было делать , но эта работа была привычная . И была мать , которая знала , что когда лучше делать. Поэтому все успели во-время. И дрова , и мяса, и сена, и даже соли заготовили в достатке. Оказалось , что если все заготавливать для себя, не отдавать половину куда-то , то все можно успеть спокойно и не рвать спину. Хамид даже смог съездить к Сабиру и Ракие , Сабир очень обрадовался гостю и особенно обновкам – он уже ходил в лохмотьях. Хамид рассказал, что пришлось раньше времени перевезти семью и пригласил его в гости. При расставании Сабир сказал -
- Ты бы поберег лошадь -может сбросить.
Хамид даже рот открыл, У него никогда не было лошади и он не знал ,что она беременна . К Ракие он захватил с собой брата , чтоб тот знал где она живет. Подъехав к дому Ракии Хамид послал к ее дому брата , наказав, чтоб тот положил гостинцы перед дверью и тут же вернулся. Всетаки она была сурова. Когда они отъезжали, Хамид оглянулся -Ракия вышла, взяла гостинцы и стояла смотрела им в след .
Вернувшись домой Хамид стал советоваться с матерью – он хотел отдать младших братьев в ученики . Одного кузнецу, другого плотнику. По своей жизни в ауле он знал, что эти люди, а так же кожевники и шубники живут , как правило , зажиточно . Не то что крестьяне. Мать это тоже знала. Поэтому сразу согласилась. Не дожидаясь зимы Хамид набил два мешка вяленым мясом и солью , посадил братишек на ослов и отправился в город мимо аула. Туда они прибыли вечером. Переночевав в караван-сарае с утра пошли по базару. В ряды ремесленников . Нашли , кто согласился за такую плату в месяц взять учеников . Хамид заверил их, что если зимой не сможет доставить плату, то весной привезет больше. Ударив по рукам Хамид отбыл к себе, выменяв на мясо и соль муки, рису и , главное , двух коз и козла. Животные были молодые и их предстояло еще вырастить . Но он был доволен – в горах козы предпочтительнее. За ними меньше уход и они всеядны.
Когда Хамид приехал домой , в горах уже сыпался снежок, но охота еще была. И он не терял время . Семья только успевала обрабатывать мясо и шкуры. Причем шкуры только солили и складывали –зимой будет время. А когда наступили холода , то и мясо солить перестали - просто подвешивали туши в пещере. Но пришло время, когда снег завалил тропы и перевалы и животные спустились вниз. За ними ушли и волки . Если бы не ходить за водой, семья вообще могла не выходить из пещеры до весны. Настало время обрабатывать шкуры и заниматься овечьей шерстью, за которой Хамид специально съездил в аул. Там оставалось несколько мешков с шерстью и много кошмы. За зиму переработали все шкуры . Ее перерабатывали на жесткую кожу для обуви и на мягкую для одежды , Заодно нашили и себе тулупы. Из шерсти женщины навязали носки и какие-то кофты. Товара на продажу набралось много. Так в трудах и пережили первую зиму .
Ранней весной надо было ехать в город за братьями, рассчитываться с учителями, а заодно продать кожи и шерстяные изделия. Нагрузив товар на лошадь и ослов Хамид поехал в город . Там он быстро оптом распродал весь товар и поехал за братьями. Но учителя попросили, чтобы ученики остались еще на полгода потому, что весной начинаются всякие работы. И плату за них привозить не надо. На том и порешили. Набирая товар на обратный путь Хамид увидел в одной лавке купца, который был одет в шерстяной халат. Разговорившись с ним он увидел, что это та же шерсть, только не вязанная, а тканная. У них в ауле ткали ткань из хлопка, а вот из шерсти нет. Оказалось , что эти халаты привозные и стоят недешево. Он там же на базаре нашел мастера, что изготавливал такие станки и купил один . Самое трудное было погрузить станок на лошадь так , чтобы она могла пройти по тропе и не попортить его и самой не свалиться. Наконец , закупив необходимые продукты и уще двух коз Хамид покинул город .
Когда он прибыл к себе домой , его ждал сюрприз – гости . Из его аула приехали его сосед и еще один его старый товарищь. После обязательного застолья они пошли осматривать его хозяйство. А осматривать было что – овцы нарожали ягнят , козы, жеребенок , запасы мяса , овощей, на поле взошла рожь, посеянная под зиму –все как у богача. Они сами были людьми бедными и знали , что и Хамид был таким же. Но вот же -встал на ноги . И они сказали . что приехали не просто так , а хотят тоже переехать . Тогда Хамид поднялся и позвал их за собой - Я вам покажу, где вы будете жить, - и повел их вверх по долине. Каждый может взять земли сколько освоит и скажите другим -места всем хватит . И чем нас будет больше, тем лучше -это только места здесь райские, а несправедливость и здесь есть . С тем гости отбыли .
С наступлением весны Хамид с братом подготовили большой огород – овощи будут нужны не только людям, но и скотине , и занялись стройкой. Бревна вытаскивали лошадью и ослами и укладывали в сруб, перекладывая мхом. Хамид видел деревяные дома , но никогда сам не строил их. Так что ему пришлось учиться на ходу. Сруб сложили довольно быстро и закрыли его бревнами. Щели тоже законопатили мохом. Крышу решили закрыть дранкой, которую Хамид видел в городе. С ней пришлось повозиться, но потом приспособились и дело пошло. Много времени ушло на распиловку бревен на пол ,на дверь, на окна, но , тем не менее, к концу года дом был готов. И это одновременно с охотой и поездками в город для продажи мяса и травы для вяления. Трава оказалась выгодным товаром- она продавалась небольшими пучками , а привозил ее Хамид большими снопами. Весь товар он отдавал перекупщикам , так как торговать не было времени, да и не любил он это дело .
Еще летом к нему приехало сразу пять семей и Хамид всех разместил по долине. Они ему сообщили что другие тоже хотят переехать , но только весной - перезимовать они хотели в своих домах в ауле. Приехавшие привезли с собой много кошмы – видимо, зимовать будут в юртах . Ну чтож, вообще-то в них можно преспокойно жить постоянно .
К началу лета убрали урожай ржи и под осень поле опять засеяли ею , Обмололи ее руками как всегда, а муку толкли в толкушках. Работу эту делали женщины и Хамид решил обязательно посмотреть, как это делают в городе.
Осенью Хамид поехал в город за братьями . Хватит учиться , все равно им предстоит доучиваться всю жизнь. Отдавая ученика кузнец- учитель дал им еще немало металла на первое время . А учитель плотник договорился с Хамидом , чтоб тот ему поставлял пиленные доски .
Почему бы и нет? Доски -дорогой товар , а у нас леса много. Правда пилить вручную трудно и небыстро. Но ведь у нас рядом река, ведь подымаем же мы воду колесами , пусть она и бревна пилит. Вот и дело братьям нашлось. Перед отъездом Хамид пошел к мельникам и увидел , что те мелят муку на двух камнях – жерновах. В верхнем камне отверстие , куда сыпят зерно, и которое вращает осел - Вот нашлось дело и моему помощнику – хватит ходить в помощниках – подумал Хамид.
Вернувшись домой он с братьями сразу принялся за строительство. Надо было строить большой сарай для обработки мяса , шкур и шерсти. А также предстояло строить кузницу и мельницу . Строить их решили из камня, но на крышу нужен был лес. С него и начали. Навалили достаточно леса и начали соображать, как его пилить. Нашли на реке подходящее место поуже, чтоб можно было перекрыть. Вырыли отводную канаву и брат-плотник начал делать водяное колесо, а кузнец- металлические детали к нему. Когда это было сделано, реку перегородили деревянной плотиной с отверстием посередине , которое закрывалось задвижкой. Укрепили все камнями и лесопилка ожила. Конечно не все получилось сразу и два раза ее переделывали. Но перед зимой она заработала. Правда была всего одна пила , но и она облегчила и ускорила работу . Над ней построили навес и оставили до весны .
Зимой обрабатывали шкуры и шерсть. Когда напряли достаточно шерсти, опробовали ткацкий станок . И все получилось с первого раза. Ткань получалась ровная , плотная и гладкая . За день получалось до трех метров ткани. Когда пошили первый халат, в доме был праздник. Особенно радовалась мать. Она такие халаты видела только на богачах да на муллах, а тут все ее дети будут такие носить. И она видела, что это путь к богатству . Но тут встала другая незадача - мало было шерсти, и прядение было медленным. Но решили этим вообще не заниматься-скупать шерсть в готовом виде -прочесанную и спряденную. Женщин в каждом доме много и зимой особой работы у них нет, а запасы шерсти многолетние. Но для этого нужно было попасть в аул и договориться с женщинами. Поэтому это отложили до других времен .
Хамид время от времени ездил вверх по долине, навещал переселенцев. Интересовался , достаточно ли у них запасов до весны . Но у них запасов было, как когда-то у Хамида - все были работящие и работали на себя.
Зиму перезимовали благополучно. Весной приехало еще десяток семей и с ними четверо молодых парней – хан опять собрался с кем-то воевать, а парням это было ненужно . Хамид расселил их по долине . Он стал как бы старшим в новом ауле -все молча признавали его старшинство. И не без причины Даже мать иной раз удивлялась его здравому разуму и ответственности. А ведь он еще не был даже женат и по тем обычаям считался молодым парнем.
Приехавшие без промедления начали устраиваться, копать огороды и делать запасы на зиму. А Хамид весной начал строить мельницу. Выше по реке нашли еще одно подходящее место , все сделали как на лесопилке. Только для мельницы построили высокое помещение и к лету она уже заработала . Теперь сестрам не надо было толкучкой добывать муку , да и соседи потянулись .
Но тут случилась неприятность. Один из поселенцев ходил в старый аул и принес оттуда весть , что поскольку аул значительно опустел хан послал стражников в горы , чтобы разорить их аул и вернуть людей обратно. Хамид тут же собрал поселенцев, чтобы решить , что делать. Естественно, возвращаться никто не хотел - все уже вкусили свободы и решили сопротивляться . Тем более, что все вооружены. Тогда Хамид предложил устроить на тропе в ущелье засаду –обрушить тропу перед отрядом и сзади, а на противоположной стороне ущелья посадить стрелков . Так никто из поселенцев не пострадает . Если нападающие не сдадутся –перестрелять, сдатутся - возьмем в плен , заставим работать .
Так и сделали . Когда стражники увидели, что деваться некуда – вниз ущелье, вверх- отвесная скала, они ,конечно, сдались. Погибать никто не захотел . Их заковали в кандалы, привели в аул, а потом раздали поселенцам для строительства - таскать камни , обтесывать бревна , месить глину. Польза и поселенцам и стражникам – те хоть чему-то научатся . Хамид отправил по следам стражников людей с наказом, чтобы никто не ушел . Поселенцы спустились вниз по долине и увидели лошадей, на которых прибыли стражники , и двух человек охраны. С ними справились быстро, да они и не сопротивлялись. Лошадей и пленных переправили в аул по дороге , которую знали только поселенцы. Среди стражников оказался сын хана . Тот не думал, что в этом походе могут быть осложнения. Хамид понимал, что он вышлет на поиски сына другой отряд , более крупный. И тот будет более осторожен. Поэтому Хамид взял несколько человек и отправился строить сторожевую башню. Ее постороили в таком месте, что мимо нее никак нельзя было пройти . Устроили наверху площадку и заготовили хворост, траву и листья с деревьев , чтобы костер был дымным. И договорились, что поселенцы будут по очереди там дежурить.
Через три недели на башне увидели дым. Прибежавший дежурный сообщил , что в горы вступил большой отряд . Но в ауле уже подготовились. Один отряд отправился в засаду с приказом , если будет разведка , то ее не трогать- пусть пройдет туда и обратно. Второй отряд отправился в обход, чтобы за отрядом разобрать тропу , а потом спуститься и забрать лошадей с охранниками . Но на сей раз нападающие решили уйти в горы на лошадях, что только усугубило их положение, потому , что на тропе лошади даже развернуться не могли. После того как поселенцы застрелили нескольких охранников, остальные проклиная глупость их начальника, сдались. Их оказалось пятьдесят человек . Их также заковали и часть раздали поселенцам , а часть послали строить крепость на входе в долину, где располагался аул . Она располагалась на скале, которая была сама неприступной - бревна, доски и глину туда поднимали на веревках , также как и людей, а камни там были в избытке . Десять человек построили эту крепость за месяц . Но одного охранника пришлось отпустить с донесением к хану, где писалось, что поселенцам все равно , сколько охранников выйдет против них , чем больше , тем лучше - рабочая сила всем нужна, а сына отдадим за выкуп . И дальше сообщался размер выкупа в деньгах, чтоб хан не переложил выкуп на простой народ.
Через месяц посланник вернулся с выкупом . Выкуп у него взяли и сказали , что сын вернется к зиме. За охранников выкуп даже не назначался , так как Хамид знал , что хан за них платить не будет – дешевле новых набрать . И он их отпускать не собирался, потому что будут новые поселенцы и им надо будет помогать .
Поскольку товара на продажу становилось все больше его стало трудно перевозить во вьюках и Хамид все чаще стал задумываться, чтобы иметь телеги. Теперь, когда один из братьев стал плотником, это можно было осуществить. Но оставлять ее можно было только на въезде в горы . И Хамид решил построить там сарай, тем более, что рядом стояла сторожевая вышка. Он послал туда пленных охранников, которые за месяц из камней и глины сложили большой сарай на три телеги и накрыли его бревнами. Ворота сделали из толстых досок. Телегу изготовили дома , а потом по частям перевезли и собрали в сарае. Теперь можно было не ограничивать себя в количестве груза. Да и пиленый лес было на чем вывозить. А досок накапливалось все больше. Хамид в очередную поездку привез из города несколько пил и теперь бревна распиливались за один проход. Туда поставили двух пленных и они только успевали исполнять заказы поселенцев, Относительно заказа из города Хамид посоветовался с братом и они решили первый заказ выполнить, раз уж пообещали , а потом перейти на изготовление изделий – дверей, окон, мебели. Это гораздо выгодней .
И еще одна мысль беспокоила Хамида. Они возили свои изделия в город и продавали их перекупщикам . А это за полцены . Как торговать самим -сидеть там целый день и каждый день никто не может. Может купить там лавку и торговать только два базарных дня ? И если останется непроданный товар- оставлять его там. Посоветовавшись с матерью решили, что лавку взять надо, а торговать там будет мать -из Хамида продавец никакой. А он будет там для охраны- в дороге все может быть . Так и жили спокойно и не очень. Аул разрастался -люди приезжали , устраивались . Хан больше не нападал, видимо, решил, что проще потерять один аул . Да и сын, он к осени вернулся, сказал , что в горах воевать себе дороже.
Но не воевать поселенцам не удавалось. Где-то на третьем году спокойной жизни, когда наладили какое-то производство и в городе торговал магазин, однажды на телегу с товаром напали грабители. Людей побили, хорошо не до смерти. Телегу развернули и уехали в степь . Люди вернулись в аул и все рассказали. Хамид тутже собрал людей и на конях бросились в догонку. След от колес привел их в степной аул , где во дворе у правителя стояла их телега уже пустая. Поселенцы ворвались в дом правителя, повязали всю охрану и избили самого хозяина . Потом заставили вернуть все украденное, забрали все его имущество-деньги , скот, запасы продовольствия и сыновей . Телега с товаром поехала в город, а сыновей с охранниками повели в свой аул – пусть работают. Перед отъездом сначала хотели убить правителя , но потом подумали, что пришлют другого, непуганного. Пусть лучше остается зтот , уже ученый. И жителям сказали , что если кто-то пойдет в охранники -с ними будет тоже самое.
После этого поселенцы спокойно ездили в город и обратно. Молва разнесла этот случай по другим аулам и городам и люди с одобрением восприняли это - хоть раз наказали бездельников. Да и в охранники уже никто не шел.
Другой случай произошел еще через два года. Поселенцы уже крепко стояли на ногах . В каждом доме были стада овец и коз. В хозяйствах были уже коровы , быки и много лошадей, большинство из которых забрали у охранников. И тут на их аул напали горские жители. Они знали горы и обошли и сторожевую башню, и крепость перед долиной поселенцев. Нападение было внезапным, поэтому поселенцы просто убежали в лес. Нападающие побезобразничали в ауле крепко -поломали мельницу и лесопилку , угнали весь скот, забрали весь запас продовольствия и подожгли поля ржи. Надо сказать, что жители горных аулов всегда были воинственными . У них царил обычай кровной мести, от которого жители долин давно отказались. Этот обычай царил так давно, что никто уже не помнил , кто кого первый обидел и кто отомстил. Люди просто враждовали родами и эпизодически аулы воевали между собой и грабили друг друга. Поэтому они и жили бедно. Никто из них не мог развить свое хозяйство, да и не пытался . Проще было сходить в набег , тем более когда рядом такой богатый сосед.
Когда нападавшие ушли, Хамид собрал своих людей и пустился в догон. Перед сторожевой башней у аула они спрятались и дождались темноты . В ауле шло веселье – обилие пищи и вина сказалось. Но это же обилие и угомонило горцев , тогда поселенцы и напали. Аул был окружен и никому не удалось уйти - перебили всех мужчин. Собрали скот, продовольствие и ушли . А жещинам предложили –или гибель их и детей от голода , или идти за ними. Кормить их будут , но работать они должны . Конечно , они все пошли за поселенцами. Тогда весь аул был сожжен . В ауле скот и продовольствие было разобрано , а женщин раздали поселенцам, кто сколько прокормит и кому сколько нужно в хозяйстве. И Хамиду дсталось несколько женщин, что ему было кстати, потому, что шерсти набралось столько , что сестры уже не успевали ткать и шить халаты. Да и пора было отдавать их замуж . Двое охранников, которых уже освободили , вместо того, чтобы уехать , вдруг попросились остаться и поселиться в ауле с поселенцами. Хамид сказал, что это дело добровольное и его разрешения не требуется. Но они еще и попросили отдать им сестер. Хамид позвал сестер и спросил их –согласны ли. Те кивнули. Надо было играть свадьбы и отселять их . Поэтому новые женщины были нужны .
Среди этих женщин Хамид присмотрел и себе жену . Это была молодая девушка , которая своей красотой сразу привлекла его. Но он, по обычаю, показал ее матери и после этого привел в дом .
И тут к нему пожаловал Сабир. Они все это время временами встречались- ездили друг к другу и всегда были рады встрече . Но в этот раз он был озабочен- Ракия сказала, чтоб ты приехал к ней. Она очень рассержена, что ты уничтожил аул. Езжай к ней и имей в виду, что она почти всесильна . Продумай, как ты будешь вести себя и что будешь говорить .
На следующий день Хамид был у колдуньи Ракии -
- Ты зачем устроил побоище и уничтожил аул ? Здесь моя земля и только я решаю, кто здесь будет жить , а кто умрет . Я не вмешиваюсь в дела людей , но и бойню не допущу.
- Да, здесь твоя земля и мы здесь живем потому , что ты не прогоняешь. Мы живем спокойно , никого не обижаем и никому не мешаем . Горцы напали на нас из-за жадности, угнали весь скот и вывезли всю еду. Они обрекли нас на голод и в зиму половина аула вымерла бы. Конечно, мы могли бы побить их , отобрать свой скот и продовольствие. Но рано или поздно они окрепнут и опять нападут на нас . Потом мы ответим. И так бесконечно, сколько людей погибнет при этом , сколько хозяйств порушится, сколько прибавится вдов и сирот. И все это из-за их жадности, из-за того , что они не хотят работать, а хотят грабить. А так все будут знать , что мы не воюем , мы уничтожаем . К нам уже приходят жители из других аулов заключить союз на совместную защиту . И главные условия – не нападать ни на кого и отказаться от обычая кровной мести. И они соглашаются, все уже понимают , что кровная месть главная причина войн и бедности. Они видят, как мы живем, и хотят жить так же .
- А женщин зачем забрал ?
- Мы предложили им выбор - остаться или уйти с нами. Они ушли за нами потому , что понимали – без мужчин им не выжить. И их никто не обижает - мы едим из одного котла . И они узнали, как это быть сытым каждый день. Конечно они работают , но у нас все работают. Поэтому мы и поднялись.
- Да, я видела , как вы живете . Ну что же. Может, в самом деле прекратятся эти бесконечные войны. Ладно ступай.
-Если вы на меня зла не держите, примите подарок, это работа моих сестер -и он принес халат из белой шерсти и заметил , как у колдуньи сверкнули глаза. Но она сказала –
-Не надо меня задабривать .
-Я не задабриваю . Вы спасли мне жизнь, если бы не вы -не было бы меня и не было бы аула. А сколько людей там живет в достатке и благополучии. Как же мне не быть благодарным .
- Ладно ступай.
С тем Хамид уехал к себе и в горах воцарился мир и спокойствие. До тех пор, пока не случилось другое происшествие.
Прошло насколько лет с того нападения горцев. Со многими аулами были заключены договоры о совместной защите. Аулы жили спокойно и люди уже не брали с собой оружие в поле. Постепенно появлялся достаток в семьях. О каких-то набегах даже говорить перестали . Люди из разных аулов перестали бояться друг друга. Давно поотпусквли взятых когда-то пленных охранников , из которых многие потом возвращались жить в ауле. Рядом с сараем для телег Хамида появились другие. На базаре в городе появились новые лавки поселенцев и теперь к базарному дню с гор ехал караван телег. Кто-то вез продукты земледелия, но многие везли продукцию ремесленичества. На въезде в долину, по договору с другими аулами, поставили сторожевой пост и не пускали чужих охотников и лесорубов. Они и зверя били в любое время , и рубили все подряд.
И вот тут и случилось , чего не ожидали . Молодой парень из поселенцев убил другого из горцев . Убийство произошло из-за девушки. Она нравилась обоим , но ребята, по молодости, думать еще не привыкли и решать миром тоже не могли . Родственники убитого пришли к Хамиду и сказали, что они не хотят устраивать охоту на убийцу и его родственников и потребовали выдать убийцу. Хамид ответил, что убийца исчез, но если бы он был, то они его сами наказали бы . У них за убийство только одно наказание – смертная казнь. Тогда родственники потребовали выдать другого родственника убийцы.
- Но вы же поклялись отказаться от кровной мести –возмутился Хамид. -Чего же стоят ваши клятвы? Давайте сделаем так. Мы выгоним всю его семью из аула без имущества и скота –это очень серьезное наказание и заплатим вам , сколько вы скажете .
-Нет . Выдай нам отца убийцы и мы уйдем.
Сколько бы Хамид ни уговаривал горцев , те уперлись и стояли на своем.
-Ну чтож, забирайте отца , вот он перед вами. Но подождите я вам еще одну вещь отдам . Хамид сходил домой и вышел с листком бумаги -
- Это наш договор – и он порвал его на глазах горцев , - забирайте отца и проливайте его кровь у себя в ауле . Ступайте .
Горцы ушли, а поселенцы остались в трауре .
Но через неделю горцы вернулис вместе с отцом убийцы -
-Горе нам замутило разум. Мы не хотим нарушать договор с вами. Накажите виноватых сами .
- Мы понимаем как переступить через вековой обычай. Семья убийца будет наказана на ваших глазах.
Хамид послал за семьей убийцы и когда они пришли сказал –
-Вот как стоите так и уходите из аула. Это вам наказание за сына и брата .
Вокруг стояли горцы и поселенцы и все понимали , что семье некуда идти и половина из них не переживет зиму . Но на это их обрек их родственник и кровь семьи будет на нем . Мир в горах будет сохранен. А это основа благополучия всех . От материальной компенсации горцы отказались – гордый народ . Но тутже возник вопрос - куда девать имущество изгнанной семьи – поселенцы категорически отказались взять что либо. Тогда решили отдать все вновь приехавшим, им на первых порах тяжелее всех .
И потекла жизнь своим чередом в трудах , заботах и радостях. Много людей приезжало из города . Они видели, как много лавок на базаре поставили жители горного аула и какие богатые лавки. И они понимали , как можно жить, когда тебя не обдирают со все сторон. Сборщики налогов пытались содрать с лавок большие налоги , но они все вместе живо осадили их.
Но еще больше чем приехавших народилось детей. Благополучная, спокойная и сытая жизнь способствовала этому . В каждой семье было по восемь-десять детей. Стали заселять соседние долины . Хан не один раз пытался обуздать горцев, но в горах сладить с ними не мог. Тогда он попытался прижать их в лавках, но когда перед его дворцом появились всадники числом более тысячи , которые подожгли дворец и спокойно уехали , то он решил не замечать их более . Но горожане все больше и больше замечали горцев. Они видели , что горцы богаче их, свободнее , не боятся ни охранников , ни полиции. Наоборот те стараются быть с ними вежливыми и сдержанными. Горожане видели, что горцы сплочены и чувствуют свою силу. Они понимали , что если организоваться , то и они могли бы
противостоять поборам со стороны всех чиновников, но как это сделать в большом городе , где каждый сам по себе и никто никому не верит. Конечно, глядя на горцев, отдельные люди пытались как-то возражать, когда их пытались произвольно штрафовать и даже хватались за оружие . Но их сопротивление было слабым и безрезультатным. Но оно было . И хан понимал, что причиной были горцы . Тогда он собрал воинов и охранников с соседних городов и решил запереть горцев в горах . А для начала он ограбил все их лавки и сжег их На выходе из долины хан расположил войска и не впускал и не выпускал оттуда никого. Вообще-то горцы могли долго жить в горах и не спускаться – продовольствие они производили сами . Но все равно было достаточно неудобно . Хамид столько труда положил, чтобы поселенцы меньше занимались сельским хозяйством и больше ремеслом- это гораздо выгодней. Но ремесло без торговли не может существовать. Надо было искать выход из положения .
Горожанам эта война тоже не нравилась . Из-за того , что горцы перестали привозить продуеты на продажу , цены поднялись. В город перестал поступать лес -остановились стройки . Да хан ввел специальный налог на войну – воинам надо было платить. Горожане стали возмущаться. Нескольких сборщиков налогов побили. Даже полицейские старались лишний раз не трогать горожан. Но хан не хотел уступать –он окружил свой дворец охраной и полагал, что все как-нибудь рассосется -люди пошумят и успокоятся .
Хамид тоже не сидел сложа руки – он послал в город людей, чтобы они разузнали положение , нашли самых активных бунтовщиков и поговорили, смогут ли те организовать поддержку, если горцы придут в город. Те вернулись и сказали, что у горожан нет оружия и они не организованы – на них рассчитывать нельзя. Но Хамид и сам это понимал. Ему только важно было знать , не будут ли они защищать хана. Теперь он был в этом уверен. Тогда Хамид собрал своих людей на совет и сказал им , что город им нужен - там торговля, много людей , там деньги . Без города все будут обречены на бедное крестьянское существование . Все с этим согласились. Тогда опять нужно идти в город , но есть один вопрос –что делать с ханом. Люди стали высказываться и почти все склонялись к тому, что это гнездо зла надо выкорчевать полностью и поставить своего человека . Хамид высказался последним –
Мы можем это сделать – это легче всего. Но правитель страны не потерпит простолюдина на месте хана и придет со своим войском в этот город . Противостоять ему мы не сможем . Он убьет нашего человека , разорит город и поставит своего человека. В любом случае мы потеряем этот город . Тогда зачем туда идти? Нужно убить хана , но оставить его наследника. И запугать его так, чтобы он помнил нас даже во сне .
Люди поговорили и признали правоту Хамида. Договорились выйти на следующий день в обед, чтобы из гор выйти в темноте. Никто даже не вспомнил, что горы закрыты. Для горцев их закрыть невозможно .
В город вошли на рассвете тихо, а во дворец ворвались с шумом, криком, стрельбой. Порубили всех охранников поотрезали им головы и побросали на террасе ханского дома. Затем то же сделали с ханом и вытащили его сына -
- Жить хочешь ?
- Да.
- Тогда жить будешь и останешся ханом. Но примешь условия - не воевать с нами и не чинить препятствий, отменить горожанам штрафы , в пять раз сократи количество всех чиновников, охранников и полиции и обяжи всех горожан иметь оружие . Если согласен, пойдем на городскую площадь - будешь давать клятву на Коране .
На городской площади собрался весь город и новый хан перед всеми произнес клятву. После этого горцы собрались обратно. Но перед уходом они потребовали возврата того , что прежний хан награбил в их лавках - А сами лавки мы построим новые - прежние все равно были маленькие.
Хамид на прощанье сказал хану -
Прими мои советы –не пытайся воевать – только на войске разоришься. Если будешь держать клятву –чере два- три года город разбогатеет и ты тоже. В случае если на тебя нападут – позови нас, мы тебя поддержим. Но только если ты будешь верен клятве. И отзови войска от гор – ничего они не перекрыли, а оплату потребуют. После того, как похоронишь мертвых , подумай над советами . Вроде у тебя голова на месте – когда ты жил у нас , я присматривался к тебе. Поэтому ты и жив .
Сын действительно оказался толковее отца. И горцы долго жили в согласии с городом- вместе торговали , вместе богатели и вместе отбивались от врагов .