Поэт Григорий Александрович Хованский 1767-1796

Александр Гами
На картине изображен Николай Карамзин 1766-1826 (художник А.Венецианов), с которым Григорий Хованский был довольно дружен.

Смотреть видео о поэте и слушать его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=Q54HsrBHsZs


   Князь Григорий Александрович Хованский родился в 1770 году. Служил в Рязанском пехотном полку майором. Был прекрасно образован, владел немецким и французским языками. Как поэт наиболее преуспел в песенном жанре. Его известной тогда песней "Я вечор в лугах гуляла, грусть хотела разогнать" восхищался Пётр Вяземский. Хованский был близок с Николаем Карамзиным, который писал о нём, что он «добрый весельчак, чуждый зависти, готовый отдать последнее бедняку».
   Печататься начал в 1787 году и принимал участие во многих журналах, в частности в 1792 году в "Зрителе" И.А. Крылова и в "Санкт-Петербургском Меркурии" в 1793 году. В "Полезном и приятном препровождении времени" им были помещены стихотворения и переводы с французского, особенно из Флориана. В 1793 году в Петербурге вышла в свет его книга "Моё праздное время", а в 1795 году в Москве была напечатана ещё одна книга Хованского под названием "Жертва Музам, или Собрание разных сочинений, подражаний и переводов в стихах". Несколько его пьес были опубликованы в I книжке "Аонид" 1796 года.
   Скончался Григорий Хованский в 1796 году в возрасте 26 лет.


ДЕРЕВЕНСКАЯ ПЕСНЯ
(на мелодию «Ой, Наташеньки здесь нет...»)

  Я слыхал в Москве пространной
  Много злата и сребра;
  Град престольный, град избранный,
  Много всякого добра!
На клячонке я собрался
На Москву хоть посмотреть,
И Катюше обещался
Там на девок не глядеть.
   Ах! Мой ангел, успокойся!
   С кем могу тебя сравнить?
   Будь уверена, не бойся:
   Буду век тебя любить.
Признаюсь тебе, я встретил
Множество в Москве девиц;
Но божусь, что не приметил
Я тебе подобных лиц.
   Как-то щёки их краснее
   Щёчек кругленьких твоих,
   Но ты их сто раз милее,
   Что-то всё не так у них!
Здесь огромные палаты,
Много, много здесь всего!
Люди всем в Москве богаты,
Нет лишь счастья одного.
   Ворочусь-ко в деревушку
   На клячонке я своей!
   Там оставил я подружку,
   Привезу гостинцу ей.
Ленточку я голубую
В знак любви Катюше дам;
За подарок поцелую,
И найду я счастье там.

1795


***
"Не знаете ль, судаАрь, скажите, кто такая
Та харя мерзкая, что подле вас была?"
- "Она, сударыня... моя сестра родная".
- "Ах, боже, как она прекрасна и мила!"

1795


ЭПИТАФИЯ

Под камнем сим лежит достойный сожаленья
Богатый человек без злата, без сребра,
Разумный без ума, учёный без ученья,
Предобрый, никому не сделав ввек добра.

1788


Статью подготовил Александр ГамИ