65 первых звонков

Рита Аксельруд
               
     Впервые я переступила порог школы  31 августа  1950 года, мне было 6 лет. На  мне новая школьная форма с белым воротничком, а за спиной две светлые косички с белыми атласными лентами. В нашем городе  первый звонок проводился обычно не 1 сентября, а именно накануне. Мы все приходили в школу нарядные, в школьных формах с белыми фартуками, нас приветствовали на общешкольной торжественной линейке, звучал первый звонок, и мы расходились по классам.

    Мою первую учительницу звали Евдокия Марковна. Она мне сразу понравилась – молодая, круглолицая, приветливая. Мой класс 1-В  оказался на первом этаже, справа от входа. Нас рассадили за парты. Рядом со мной сидел Алик Петровский, с которым мы вместе ходили в детский сад. Уроков в этот день не было. Все ребята уже с тетрадками и другими школьными принадлежностями сели за парты 1 сентября, а нам, нескольким выпускникам детского сада, очень не повезло. Так как в садике был карантин по ветрянке, нам запретили приходить в школу десять дней.  Но первый звонок у нас был. И с тех пор каждый год моей жизни был связан со школой, потому что я стала учительницей.

   У меня было только три школы. Эта первая школа, Балтская школа №3, школа нашего детства и юности, конечно, незабываема. Мы, все её выпускники, разлетелись в разные уголки планеты, но храним в сердце тёплые воспоминания и помним нашу песню, написанную в те годы нашим преподавателем музыки Константином Николаевичем Вишневским. Там был такой замечательный припев:
                Где бы ни жил ты,
                И где б ни бывал ты,
                В  жизни, в работе гори,
                Если учился ты в городе Балте,
                В школе под номером три.
            
 После окончания 10 класса я поступила на физический факультет Одесского педагогического института имени К.Д. Ушинского и  1 сентября 1960 года  стала  студенткой. Посвящения в студенты у нас не было. По звонку мы – сто первокурсников -  вошли в аудиторию №29 на первую лекцию по физике. Мне 16 лет, и за спиной у меня две толстые светлые косы с синими лентами, а в руках маленький коричневый чемоданчик с общими  тетрадками. Я очень волнуюсь, так как ни с кем не знакома. Другие девчонки живут в студенческом общежитии и успели познакомиться, а я живу у своей дальней родственницы и никого здесь не знаю. Сажусь на свободное место рядом  с невысокой  девушкой, которая назвалась Светой.  Тут же входит  преподаватель физики Софья Яковлевна   и представитель деканата Ольга Михайловна. Нас поздравляют, секретарь  зачитывает списки групп, называет фамилии наших старост. Начинаются занятия.
 
     А через три года мы все разъехались по школам Украины на годичную педагогическую практику. В 1963 году по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева четверокурсники всех вузов СССР отправлялись на рабочие места по специальности туда, где  не доставало специалистов.
1 сентября 1963 года для нас с моим однокурсником и будущим мужем прозвучал Первый звонок  в небольшой сельской школе, в болгарском  селе Яровое Одесской области.  Я учительница физики и математики. Мне 19 лет. Мои волосы уложены в высокую прическу. На мне строгий темно-синий костюм.  Мои первые ученики, первые уроки, первые трудности и радости учительского труда. Здание школы старое, одноэтажное. Школе почти 150 лет. Старинный колокольчик сзывает учеников и учителей на уроки. Но все парты и все полы выкрашены свежей краской. Большие окна сверкают чистотой. И всё очень нравится – от симпатичного, добродушного директора Белова Ивана Ивановича, ветерана войны, до смешного маленького пятиклассника Гриши Денева, которому очень трудно высидеть за партой 45 минут урока.
 
   Потом был последний год учебы в институте. Наконец сданы выпускные экзамены, мы с мужем получили назначение в ту же Яровскую школу.
1 сентября 1965 года снова первый звонок. Мы  уже дипломированные специалисты. Я учу детей математике и черчению, муж – учитель физики. Совхоз нам выделил отдельную квартиру в двухквартирном доме, выстроенном для специалистов. Наш годовалый сын определён в ясли.  В этом селе мы прожили два года, но нас там помнят до сих пор.

   1 сентября 1967 года – новая школа, санаторная школа-интернат на юге Одесской области. На торжественную линейку выстроены 350 воспитанников, все в школьной форме – и мальчики, и девочки. Школа новая, ей всего три года. Двухэтажный учебный корпус, трёхэтажный спальный корпус, между ними два тепловых перехода и столовая с кухней.
     48 раз День знаний я отмечала в этой школе, работая учителем, воспитателем, завучем, социальным педагогом, заведующей музеем истории школы-интерната на общественных началах. Здесь первый звонок звучал для моего сына  в 1971 году и для дочки через пять лет.

   Только один раз 1 сентября 2003 года я была вдали от школы. Мне пришлось уволиться и уехать на целый год  в родной город Балту, так как мои близкие, самые родные люди, мои родители нуждались в моей помощи и заботе.
   Я сидела у постели больного отца и представляла, как на торжественной линейке стоят сейчас мои воспитанники, нарядные, с цветами и улыбками, как звучит первый звонок и блестит на солнце колокольчик с красным бантом в руках малышки-первоклассницы. Всё это было знакомо до слёз.

    Вдруг прозвучал звонок в дверь. Кто бы это мог быть? Я никого не ждала.
Я открыла и попала в объятия своей школьной подруги, тоже учительницы. Она с букетом цветов пришла после школьной линейки, чтобы поздравить меня с Днём знаний. Вот это 1 сентября оставило самый глубокий след в памяти.