Былинные земли. Путешествие в Бели, часть 1

Василий Азоронок
ТРАЕКТОРИЯ СИСТЕМЫ

Мы настолько увлеклись погоней за материальным благополучием, что не обращаем внимания на последствия. Между тем, опыт предыдущих лет показывает: погоня за благосостоянием превращается в насилие над природой, и матушка-земля стонет...

Когда Екатерина II принимала решение о строительстве великого водного пути с юга на север, то замысел состоял в увеличении доходов и укреплении могущества государства. А проект был взят из королевских «закромов», где хранился с давних пор. «Перелицовывание» местности, изменение потоков рек в связи с прибылью, накоплением богатств волновало властные умы издавна.

…Мы идем по дороге, которой неизвестно сколько лет. Она вела с юга, из окрестностей Берещи – исторического центра, знаменитого тем, что служил перевалочным пунктом – переходом из одной водной сферы в другую, и назывался «волоком»: там в варяжскую эпоху перетаскивались речные суда, чтобы попасть в дальние страны.

Чтобы устранить волок, расчистить путь торговцам, Российская империя, присоединив часть Великого княжества Литовского, озаботилась созданием свободного водного перехода. Была создана так называемая система, названная Березинской. Она заключала в себе магистральную сеть искусственных каналов и ряд вспомогательных водоемов, шлюзов и плотин. Маршрут, объединивший два водостока – южный и северный, начинался у Березины, пересекал Берещу и «скатывался» в Эссу, которая соединялась с центральным Лепельским озером. Там были размещены органы управления, оттуда водоток устремлялся к Западной Двине по «накатанной» веками колее – природной Улле: речке-улице.

Сегодня древний водный путь заменен сухопутным, где проложены скоростные асфальтированные шоссе, устроены мосты и заправочные станции. Всё на благо человека!

И мы идем по дороге, которая отжила свой век?

Не знаю, что нас ждет впереди, но очень хочется заглянуть в прошлое и увидеть свой край в первозданном облике.

А помогут нам в этом исторические документы – старинные географические карты. Одна из них – доекатерининская, изданная в 1772 году итальянским картографом Риччи Заннони. Обратим внимание на междуречье, а именно ту часть, где лежал, образно выражаясь, спуск с горы, где странники, использовавшие водный транспорт, преодолевали «перевал», то есть переходили из одного водного бассейна в другой, где лежал так называемый водораздел. Теперь здесь уникальный биосферный заповедник, функционирующий под покровительством президентской администрации.

С чего же начинался новый этап движения, когда путешественник заканчивал плавание по Березине, преодолевал водораздел и вступал в зону северного стока? Какой была та область до магистрального соединения, до создания системы?

Вот это да!

На старинной карте четко прописано латинскими буквами: «Ula R.»!

Невероятное свидетельство! Главная река междуречья начиналась в области южного сброса воды, неподалеку от Березины!

Факт настолько невероятный, что переворачивает все представления о cложившейся на сегодня системе водопользования. Современные картографические издания указывают, что главная река между Березиной и Западной Двиной – Улла берет начало в Лепельском озере, "сердце" междуречья.

Составитель карты ошибался?

Вряд ли. В то время Улла была на слуху - еще с грозновских времен, когда всколыхнулась вся Европа: там был разбит экспедиционный корпус московского царя Грозного, шедший в междуречье, чтобы предотвратить захват водных коммуникаций ливонцами.

Выходит, что Улла когда-то «пронизывала» всю междуреченскую область – снизу доверху?

Если разобраться, то ничего удивительного в этом нет: «улла» - производное от «улицы», то есть, большая речная улица пролегала на протяжении всего водного перехода, с юга на север.

Удивительно другое: куда пропала часть магистрального речного пути – одна из его составляющих? Из той же карты видно, что, начинаясь в прибрежье Березины, Ula R. пересекала Берещу, и… пропадала - исчезала.

Куда же она девалась?

(Продолжение следует).

На снимке: схема системы, начертанная в период функционирования (архивное фото из проспекта-брошюры заведующей Лепельским районным краеведческим музеем Алины Стельмах).
03.09/19