Виктор Логинов. Реквием

Виталий Бердышев
Нигде и никогда не может быть
равенства перед смертью,
как в условиях подводной лодки.
Герой Советского Союза капитан 2 ранга Магомед Гаджиев
 
   

1 августа 2019 г. в моем почтовом ящике – еженедельник «Вечерняя Москва», который любезно, без подписки, доставляется пенсионерам столицы.
На 28 странице материала «Операция «Глубина» – 50 лет назад в Баренцевом море с глубины 200 метров была успешно поднята затонувшая подводная лодка «С-80».
В книге «Спасатели Военно-Морского Флота», Воениздат М., 1996 г., стр.191-192, подробно расписана операция подъема «С-80».

В 1956 г. началось слияние двух медицинских академий – Военно-Морской и ВМА им. С.М. Кирова. В результате наш курс был первым, слушателям которого после трех лет обучения не было присвоено звание лейтенантов медицинской службы. В 1958 году кадровики медицинской службы вели работу по отбору кандидатов на атомные подводные лодки. Эта группа моих однокашников после завершения обязательного 6-ти летнего обучения осталась в академии еще на полгода, для совершенствования хирургических навыков и радиологии.
 
Из материалов операция «Глубина»: «28 января 1961 г. первая советская ракетная дизельная лодка С-80 не вернулась из полигона боевой подготовки. Ее искали 7 месяцев. На борту ушедшей в последний поход субмарины находилось 68 подводников. Корабли Северного флота, вспомогательные суда, самолеты и вертолеты бороздили воду Баренцева моря и небо вдоль и поперек – безрезультатно». Не сказалась на результатах и солидность Государственной комиссии, председателем которой был уважаемый Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Предполагалось, что лодка погибла при срочном погружении недалеко от границ с Норвегией. Спровоцировал срочное погружение внезапно появившийся самолет НАТО. Но это были догадки, размышления. Был найден только оборванный спасательный буй, а лодка, казалось, канула в морских глубинах. Как сообщалось в статье «Операция «Глубина», пропавшую субмарину случайно обнаружили в августе 1968 г. гражданские моряки. На глубине без малого 200 метров за что-то зацепилась и оборвалась рыбацкая сеть. В дальнейшем было установлено, что найдена С-80, бортовой номер 552.

Подтвердилось предположение, что лодка шла в режиме РДП – режим работы двигателя под водой – выдвижное устройство подводной лодки для подачи при перископном положении субмарины атмосферного воздуха в ее дизельный отсек. Передвигаясь под РДП, экипаж должен точно удерживать глубину и не допускать погружения поплавкового клапана под воду. Из материалов «Глубины»: «Государственная комиссия установила, что С-80 погубила не конструктивная ошибка, а человеческий фактор». При 6-бальном шторме ракетная субмарина шла на перископной глубине в режиме РДП, под работающими дизелями. По инструкциям лодка имела отрицательную плавучесть от 5 до 8 тонн. Неожиданно С-80 ушла ниже перископной глубины. Это должно было вызвать автоматическое закрытие поплавкового клапана РДП для предотвращения попадания забортной воды внутрь прочного корпуса. Но этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана: система его обогрева горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.

Через шахту РДП в прочный корпус лодки хлынула вода. Перекрыть ее поступление экипаж не успел: катастрофа была мгновенной. С-80 легла на грунт и не имела возможности всплыть со 196 метров. Помочь оставшимся в живых морякам – а на С-80 оставались живые – на такой большой глубине было невозможно, даже если бы лодку нашли сразу после катастрофы. Есть предположение, что на встречном курсе вахтенные С-80 внезапно обнаружили неизвестный корабль (наших в том районе не было) и попытались отвернуть. Об этом говорит положение руля «лево на борт» 15-20 градусов. Опасность столкновения оставалось, чтобы его избежать, возможно, было решено уйти на глубину, и тут не сработал поплавковый клапан…
Очевидцы вспоминали: флотские медики оттирали спиртом от солярки и мазута лица погибших и щеки их розовели. На холодных глубинах Баренцева моря кровь в жилах мертвецов не свернулась даже за 7 лет. Останки моряков из экипажа С-80 были захоронены в братской могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области.
Со слов однокашников в 1969 г.

После окончания обучения 6,5 лет во ВМА им. С.М. Кирова вновь «испеченные» врачи подводных лодок лейтенанты медслужбы прибыли на Краснознаменный Северный Флот. На С-80 врачом лодки был назначен Угулава Юрий Сергеевич. Началась спартакиада флота. Юра Угулава, среди однокашников Князь, был мастером спорта по спортивной гимнастике.

В связи со спартакиадой флота командование снимает Князя с лодки, заменив его другим нашим однокашником, Зубковым Владимиром, человеком не спортивным, но великолепным отцом двойняшек. Ну, а дальше произошло то, что произошло. Вспоминать об этом очень трудно, это была первая безвозвратная потеря нашего курса при исполнении служебных обязанностей! Мне рассказывали, что всю оставшуюся жизнь во время застолий Юра Угулава третий тост без слез произносить не мог. Кто же мог предположить:

- что будет еще 7 апреля 1989 года 11 часов 41 минута - атомная подводная лодка «Комсомолец», глубина 1700 метров, погибло 42 моряка, спаслись 27;

- что будет еще 12-24 августа 2000 г. - атомная подводная лодка «Курск» погибло 118 человек;

- что еще будет лето 2019 года - погибли акванавты-глубоководники.

Кто следующий? 

Мертвецы стучат – живые! –
По железному нутру,
Офицеры, рядовые
Бьются как стенокардия,
Помнят дочь, жену, сестру…
Времена глухонемые.
Господи уйми стихию!
Дай надежду, хоть искру…
Куда держишь курс, России?
Андрей Вознесенский, 2000 г. «Курск»

В поход выходим, друг, опять,
Как много раз мы выходили,
До смерти нам рукой подать,
До жизни – огненные мили.
Но нет приказа унывать
Подводным мореходам
Должны мы, друг, довоевать
И мир вернуть народам.
Уходим в море, друг, опять
Как много раз мы выходили,
Нам воевать – не привыкать
И не страшны нам огненные мили.
На страх врагам, назло смертям
Пойдем в огонь и в воду.
Но смерть пошлем ко всем чертям,
А жизнь вернем народу.
Кап. I ранга в отставке
Филипп Константинов

Море является для человека средой, чуждой его естеству… и никогда ни при какой технике и науке стопроцентной страховки здесь не было, нет и не будет…
Все моряки – братья. Когда они идут в боевой поход, они отлично знают, на что идут. Они защищают Родину. И если они гибнут в море – именно там они и находят вполне достойную их духу и мужеству могилу.
Виктор Конецкий, писатель-маринист.