Сергей Лесной. Возрождение

Игорь Бабанов
Журнал Возрождение (121), Париж, январь 1962, редактор кн. Сергей Сергеевич Оболенский (2.09.1908, Тифлис, Россия —18.03.1980, Париж, Франция)
https://vk.com/doc238227663_511821592
https://vk.com/wall-77265500_66071
 
…Если мы обратимся к письменности славян, нас поражает грамотность Новгорода, доказанная блестящими находками берестяных грамот советскими археологами в последнее десятилетие. Эта ранняя, кажущаяся несообразной по времени, грамотность объясняется легко, если принять во внимание, что и глаголица, и кириллица употреблялись славянами на юге еще до Кирилла. Кирилл только усовершенствовал и привел в порядок то, что уже давно было в употреблении, но без формально утвержденных норм. Поэтому и в этом отношении нельзя понять Русь на Волхове и Днепре, если не знать Руси на Эльбе, Одере и Дунае. Все это, равно как и многое другое, выпадает из внимания советского историка. Он не видит еще перед собой задачи, что надо заставить историческую науку Запада стать на верные рельсы: прежде всего заняться историей славянства, народа издревле самого многочисленного в Европе. Все эти «лугии»,т. е. лужичане, руги, иначе русины, и т.д., издревле входили в костяк народов средней Европы и играли крупную роль в ея политическом, экономическом и социальном развитии. Но кто занимался, как следует, истоpией лужичан, вандалов, ругов и т. д.?
Конечно, полемикой на- русском языке, и к тому-же в узкоспециальных журналах, таких задач решить нельзя. Вопрос надо поставить решительно и крупно: организовать специальный съезд-диспут и показать совершенно новые горизонты для историков и Запада, и Советов. Само собою разумеется, что для осуществления всего этого надо сначала перевооружиться самим советским историкам. Что это их обязанность, в этом сомневаться не приходится: кому, как не им, вести дело государственной истории своей страны? Не «единоличникам-же» историкам на Западе?
Вот найден замечательный новый исторически документ, который мы назвали «Влесовой книгой» («Дощечки Изенбека»), — по-видимому летопись языческих жрецов на Руси, освещающий абсолютно темную эпоху ея истории, когда Русь вела главным образом скотоводческий образ жизни и отчаянно боролась с готами («Годью»), эпоха в несколько сот лет. Прошло уже более шести лет с опубликования о его находке, а советские историки хранят о нем гробовое молчание. Что это — фальшивка? Истинный документ?
Советские историки об этом не заботятся, предпочитая отдавать время и силы, очевидно, марксовскому Талмуду. Они забывают одно из основных правил марксистской науки: изучать социологические процессы не в отрыве от материальных, экономических и т.д. условий, а во всей совокупности их. Никогда односторонняя картина, вырванная «с мясом» из общего целого, не даст истины (с.106-107).
С. Лесной. Советская историческая наука и норманизм. Журнал Возрождение (121), Париж, январь 1962 с.103-111
 
С. Лесной (Сергей Яковлевич Парамонов). Журнал Возрождение (Париж)
N108, 1960г. Кто создал древнюю Русь: Славяне или германцы? с.66-100
N112, апрель 1961г. В.Р. О работе С. Лесного по русской истории с.117-120
N113, май 1961г. Мы и наша древняя история. с.66-75
N116, август 1961г. Audiatur et altera pars. с.112-116
N121, янв. 1962г. Советская историческая наука и норманизм. с.103-111
N124, апр. 1962г. Решенная загадка Слова о полку Игореве. с.110-112
N125, май 1962г. Новая книга о Слове о полку Игореве. с.124-126
N126, июнь 1962г. Вторая перестановка в Слове о полку Игореве. с.119-120
N127, июль 1962г. Две поправки к Слову о полку Игореве. с.117-121
N 128, авг. 1962г. Доолеговская история Руси. с.66-95
N 130, окт. 1962г. Утеряно ли что-либо в Слове о полку Игореве? с.117-122
N 135, март 1963г. С. Парамонов. Записки натуралиста в Австралии. с.75-77 (о птице флейте)
N 135, март 1963г. Вопросы русской древности. с.119-121
N 137, май 1963г. Советская наука и Слово о полку Игореве с.142-143
N 150, июнь 1964г. Чуковский и его книга от 2 до 5 с.110-121
N 151, июль 1964г. Не пора ли очнуться? с.106-109
N153, сент. 1964г. Конек-Горбунок с.71-78
N154, окт. 1964г. Две пиковых дамы. с.102-106
N154, окт. 1964г. С.Я. Парамонов. Эволюция в биологии и ея суть. с.120-126
N155, нояб. 1964г. Из забытых рассказов И.Ф. Горбунова. с.89-91
N157, янв. 1965г. Неугасимая лампада. с.122-127
N159, март 1965г. С. Парамонов. В КэнбрЪ - столице Австралии. с.123-127
N163,164 июль-август 1965г. Новый поход против Слова о полку Игореве. с.99-113, с. 102-115
N165, сент. 1965г. Академик-путешественик П.К. Козлов. с.94-102
N173, 1966. Глухие. с.117-121
N178, 1966. О глухих. с.119-125...о переводе Слова о полку Игореве проф. Р. Якобсоном, напечатанного, что особенно знаменательно, в трудах отдела Древней Русской Литературы (том XXI) АН СССР...перевод этот сделан не на русском литературном языке. А на жаргоне некоторых кругов эмиграции, совершенно утративших свое русское ухо...
N184, апрель 1967. Бедный русский язык. с.117-121
 
Журнал Возрождение (193), Париж, январь 1968
 
Ольга де Клапье. Сергей Яковлевич Парамонов. Журнал Возрождение (193), Париж, январь 1968, с.89
23 сентября скончался в Канберре, в Австралии, С.Я. Лесной-Парамонов. Покойный был известным, интернационального класса, ученым орнитологом и энтомологом и историческим писателем. Ему было около 70-ти лет. Родился в средней России в крестьянской семье, окончил Киевский университет, где был впоследствии профессором. Принадлежал к новой эмиграции, покинул Советский Союз через Германию; немцы сначала собирались его убить, но он был спасен чуть ли не в последнюю минуту немцем-коллегой, ученым. Перебравшись в Австралию, С.Я. занял высокий пост в Научной и Промышленной Исследовательской Организации австралийского Союза. Жил человеком одиноким, семьи не оставил. Был selfmadman, при этом хорошо знал три иностранных языка и классическую литературу Германии, Франции и Англии, не говоря о русской.
Целью своей жизни он поставил выяснение истинного происхождения Руси и опровержение обманного официально установленного мнения, что культура на Руси началась лишь с варягами и с византийским влиянием. Сергей Лесной написал и издал в эмиграции: Историю Руси (1175 стр., 9 выпусков), Русь, откуда ты? (336 стр.), Пересмотр основ истории славян, Слово о Полку Игореве (522 стр., 4 выпуска) и наконец свой последний труд - Влесову Книгу (разбор и перевод так наз. Дощечек Изенбека). Все это требовало огромной эрудиции и, в частности, основательного знания не одного, а нескольких древне-славянских языков.
Лесной был метким, нередко страстным полемистом. В далекой Австралии, в благоустроенном бунгало, среди экзотических птиц летающих в саду на свободе и сказочной красоты диких цветов, жил человек корнями своими оставшийся в России далекого прошлого. Молодым ученым он обьездил российскую глушь, знал и устье Днестра, и Уральские ущелья. Возможно, что эти, не всегда безопасные, командировки спасли ему жизнь: Он избежал чистки в киевском университете. В Советском Союзе, излишняя любознательность, даже научного характера была часто связана с серьезнейшим риском.
Долголетний сотрудник Возрождения, Сергей Яковлевич Лесной был моим корреспондентом в течение последних пяти лет. Переписывались мы с ним на темы литературные, философские и политические. Иногда я отвечала ему фельетонами в газете Русская Жизнь (в Сан-Франциско), что его, уже больного, чрезвычайно забавляло.
Лучшим венком на его могилу будет внимание русских читателей к его трудам.
О. де Клапье
https://vk.com/doc399489626_466017553
https://vk.com/doc399489626_462340808
https://vk.com/doc399489626_475296025