Свет Родины. V. Отто

Тамара Костомарова
    Когда мы с сёстрами вошли в сад, уже смеркалось. Моросил мелкий дождик. В лучах светящихся фонарей поблескивал влажный асфальт, загадочно темнела главная аллея, и похоже мы здесь были одни, лишь невдалеке, справа у постамента, в одиночестве стоял худощавый мужчина.
  На протяжении всей прогулки по саду я спрашивала сестёр, почему он называется Лагерным, и поскольку уверенного ответа не получила, то решила узнать об этом у незнакомца.
- Простите, можно вас спросить? - подойдя к нему, сказала я.
- Можно, - ответил он.
- Скажите, почему сад называется Лагерным?
  Незнакомец улыбнулся:
- Потому что в дореволюционные времена здесь лагерями стояли военные.
Я поблагодарила незнакомца и хотела уже попрощаться, но что-то удержало меня. Не помню, как продолжился наш разговор, только он сказал:
- В Томске живу давно, но вообще-то сам я из Омска – на Иртыше родился, – и зовут меня Юрий Михайлович.
- О, а я родилась на реке Таре, притоке Иртыша, - воскликнула я.
- Ну как же, – знаю этот район, – обрадовался Юрий Михайлович, – там эстонцы жили, их фамилия Л.
- Как, – вы знаете семью Л.? – воскликнула я. – Я же с их сыном три года в одном классе училась, и не только в одном, – мы жили по-соседству. Его звали Отто.
- Что вы говорите? – удивился Юрий Михайлович. - Ну, тогда у меня для вас сюрприз, - он загадочно улыбнулся. - В общем…
- Ну, не томите, Юрий Михайлович!
- В общем, Отто Оскарович – мой друг и коллега.
Я едва не упала, сёстры во все глаза смотрели на нас.
- И вы можете дать его телефон? - воскликнула я.
- Даже два! Записывайте.

  По одному из указанных номеров я позвонила вечером.
- Алло, - послышался в трубке приятный мужской голос.
- Здравствуйте, добрый вечер, - сказала я.
- Здравствуйте.
- Вы Отто?
- Да.
- Можно, я вас буду называть на «ты»?
- Можно, - последовал ответ.
- Отто, ты не узнаёшь меня?
- Нет.
- И даже мой голос ни о чём не говорит?
- Нет.
- Отто, я – Тамара… – и назвала свою фамилию.
Пауза.
- Тамара?! Ты? Но откуда?
- Сейчас от сестёр из Томска.
- А вообще, где живёшь?
- В Рязанской области.
- Бог ты мой, – куда тебя занесло!
- Да вот, занесло... А ты вспоминал меня по жизни?
- Конечно, вспоминал! Мы ведь не только учились с тобой в одном классе и жили по-соседству, но ты была ещё и моей первой любовью! Неужели не замечала?
- Кажется догадывалась, - приврала я, чтобы не обидеть.
  На самом же деле я ни о чём не догадывалась. Времена тогда были другими: девушки и юноши вели себя скромно, чувства свои держали при себе, и о том, что немногословный Отто мог влюбиться в меня, даже представить было невозможно.
- А помнишь, как я учил тебя эстонскому языку? – снова заговорил Отто (он – сибирский эстонец). - Как толкал тебя в снег, когда однажды зимой мы возвращались из школы?
- Как учил эстонскому языку, – помню, а вот как в снег толкал, – нет.
- Ну, как же, – толкал, толкал тебя... а ты говорила, – дурак, дурак!
- Не помню.
- А мне твои слова были, что бальзам на душу, и мне хотелось, чтобы ты их повторяла снова и снова...

  Встретиться мы договорились через день, потому что на следующий у нас с сёстрами было запланировано посещение Томского государственного архива, где нам хотелось разрешить некоторые вопросы относительно наших репрессированных родственников, Отто в этот день тоже был занят.
  К вечеру, освободившись от всех дел, мы поехали на «Чеховские пятницы»(6). Они проходят каждую неделю по пятницам под открытым небом над рекой Томью в так называемом «губернаторском квартале» неподалёку от местного Белого дома. Вид отсюда открывался невероятно красивый: внизу Томь, а на её высокой набережной – множество зрителей. Напротив - палатка с организаторами концертов, около неё – импровизированная сцена с микрофоном, где выступают барды, поэты и танцоры. В перерывах между номерами артисты и зрители танцуют. Конечно, мне захотелось оставить на память фотоснимок, и я сказала сёстрам:
- Девочки, вот мой фотоаппарат, и пожалуйста, Вера, сфотографируй меня, я сейчас приглашу кого-нибудь на танец.
  Партнёром выбрала красивого черноволосого мужчину с пышными усами, – во время танца сказала, что приехала в Томск к родственникам и что прежде побывала на своей малой родине в Кыштовке.
- А я ведь ваш земляк, - ответил он, - и тоже оттуда родом, правда, в Томске живу давно.
Я была ошеломлена. Как, каким образом я выбрала из толпы именно его, своего земляка? Что за удивительные совпадения происходят со мной на родной сибирской земле?

  С Отто мы встретились через день в Академгородке. После радостных объятий, – когда немного пришли в себя, – он сказал:
- Если бы мы случайно встретились, я бы тебя не узнал.
- Я бы тебя наверное тоже... Но неужели я так плохо выгляжу?
- Ты отлично выглядишь, просто прошло уже полвека.
О том, что мой одноклассник преподаёт высшую математику в Томском политехническом университете, я узнала ещё от Юрия Михайловича, а его спросила:
- Ты наверное уже докторскую защитил, – профессор?
- Нет, только кандидатскую в области физики, я же на физмате учился.
- Не захотел работать над докторской?
- Да нет, всё гораздо проще: работа над ней пришлась на смену эпох в нашей стране, и я понял, что моя диссертация в этот судьбоносно-исторический период окажется невостребованной, поэтому и защищать её не стал, хотя она была уже готова. Но давай не будем об этом, лучше пойдём ко мне, – приглашаю, – если тебя, конечно, не смутит мой ремонтный раздрай в квартире.

  Моя флешка была с собой, и я сбросила на компьютер Отто некоторые свои фотографии и песни на мои стихи. От него мы позвонили другой однокласснице, и тоже Гале (томичке). Встретились у неё дома, но были недолго, потому что я торопилась: к вечеру для меня готовился прощальный ужин, на котором должно было собраться всё наше многочисленное семейство. Примерно через час Отто проводил меня, на следующее утро к поезду он пришёл с цветами.

Послесловие

Отто Оскаровича больше нет с нами: он ушёл из жизни в 2020 году в начале коронавирусной пандемии.


http://www.proza.ru/2019/09/03/387