Свет Родины. VII. После возвращения

Тамара Костомарова
     О перспективах наших отношений с Отто мы не задумываемся – мы счастливы уже тем, что судьба подарила нам эту встречу. Подарила и предложила не расставаться, хотя бы в киберэфире. Экран монитора, который распахивается перед нами всякий раз, когда мы устраиваем свидание по Скайпу или ведём переписку в соц. сетях – это место наших встреч сейчас. Общаться с моим одноклассником интересно: он учёный и знает то, чего не знаю я. Но случая подколоть меня в том, что по окончании школы у меня пятёрок было больше, он не упускает.
- Опять я, неграмотный, букву пропустил! - пишет он в очередном письме. - Будет ли отличница по русскому языку со мной после этого разговаривать?
- Так уж и отличница, - настукиваю я на клавиатуре, - насмешил: за выпускное сочинение мне поставили четыре балла, так что задаваться нет повода.
- Так это – насколько я помню – за какую-то незначительную описку.
- Точно так, но тем не менее, - ответствую я.
- Недавно копался в старых записных книжках, - продолжает мой друг, - и вот что нашёл:

Что такое жизнь? Жизнь вещь пустая.
Покуда в сердце быстро льётся кровь,
Всё в мире нам и радость и отрада.
Пройдут года желаний и страстей
И всё вокруг темней, темней.
Что жизнь? Давно известная шарада
Для упражнения детей,
Где первое – рожденье, где второе –
Ужасный ряд забот и муки тайных ран.
Где смерть последнее, а целое – обман!

- Эти выписки, - замечает он, - я сделал лет тридцать назад. А вот ещё:

Переменяют годы нас
И с ними вместе наши нравы, –
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы.

- Кто автор? Не ответишь – поставлю двойку!
- Ты любишь стихи, Отто?! Ты меня удивил! Но дай подумать… Итак, первый Лермонтов, второй Баратынский. Ну, что – пятёрка?
- За первое пятёрка, и за второе тоже. Знала на память, или альманах под рукой? Сознавайся!
- Спасибо за пятёрку (улыбчивый смайлик). Но открою страшную тайну: Лермонтова хоть и помню, но читала давно, а Баратынского – во всяком случае, это стихотворение – кажется, вообще не читала. Так что – подсмотрела в Интернете. На память даже свои стихи не помню, – помню только те, которые положены на песни. А вот и продолжение Лермонтова:

Да, горько я ошибся – возмечтал
О счастье, – думал снова
Любить и веровать, но час судьбы настал
И всё прошло, как бред больного.
Я мог бы воскресить погибшие мечты.
Я мог бы, веруя надежде,
Быть снова тем, чем был я прежде.
Ты не хотела, ты!
Плачь, плачь! Но что такое, Нина,
Что слёзы женские? Вода!
Я ж плакал? Я мужчина!
От злобы, ревности, мученья и стыда
Я плакал – да!
А ты не знаешь, что такое значит,
Когда мужчина плачет!
О! в этот миг к нему не подходи:
Смерть у него в руках – и ад в груди.

- Вот ещё одна запись, - это снова Отто. - Как тебе это высказывание?

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом своим стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?»

- Потрясающе! - пишу я, - как будто о нас с тобой, – о каждом в отдельности, да и вместе взятых тоже. Но ты же знаешь, наверное, что в мире существует три тайны: рождение, любовь, смерть. Эти три тайны сопровождают человечество всегда, – во все времена, – но приблизиться к их разгадке ещё не удавалось никому, несмотря на то что множество копий сломано на эту тему. Зато поиск ответов на эти вопросы рождает гениальные произведения, будь то проза, поэзия, музыка или живопись.

  И пока Отто настукивал цитату из «Бегущей по волнам» о Несбывшемся, я немного поразмышляла над четверостишием Баратынского, – особенно впечатлили две последние строки: «От всей души люблю я вас, но ваши чужды мне забавы», но что имел в виду Отто, – уточнять не стала, только сказала:
- Если тебе нравится Грин, значит, в тебе живёт романтик, и это здорово!
   
  Через два дня от моего учёного друга приходят следующие новости:
- Сегодня отвёл две пары в институте и так устал, что придя домой, выпил сто пятьдесят водки, после чего прилёг. А куда спешить, – я уже стар и ленив.
- А мне в душе – всё ещё двадцать! – парирую я и перехожу к другой теме: - Но правильно ли я поняла, что в Думу ты голосовал за единороссов, а на местном уровне за коммунистов. Так?
- Не знаю, как ты относишься к коммунистам, но я за них не проголосую даже после десятой реинкарнации.
- О, ты знаешь про реинкарнацию?! А говоришь – в астрологию не веришь, кстати, я за них тоже не голосовала, впрочем, и за ЕР тоже.
   Ещё через день.
- Отто, вижу – ты зашёл на сайт, но я убегаю к приятельнице на праздничный ужин. Дети мои уехали.
Он:
- Спасибо за стихи – фото посмотрел. Беги и веди себя хорошо, – по поводу детей понравилась одна цитата: «Если хотите, чтобы ваши дети стали на ноги, снимите их со своей шеи».
Я:
- Да не так уж они и сидят на моей шее, – ну посиживают маленько, как и все дети наверное… Всё – убежала.

   По характеру я и мой одноклассник немного похожи, но и разные в то же время: например, я люблю петь, он же говорит, что ему медведь на оба уха наступил, хотя – как выяснилось – каждый из нас в своё время слушал одни и те же оперы.
   В одном из писем он написал: «Похоже – всё основное время ты сидишь у компа вместо того, чтобы стоять у плиты, как подобает женщине. Предвижу вопрос: – «А ты?»  Отвечаю:
- А я по статусу должен лежать на диване и давать ОЦУ (особо ценные указания).
- Ну, ты даёшь! - восклицаю. - Чтобы я всё время стояла у плиты?! Да ты с ума сошёл! Я от неё давным-давно отвыкла (преувеличиваю конечно), а мужчинам – хотя бы изредка – не мешает помогать женщинам, иначе от этой рутины рехнуться можно.
- Это всё вредоносные западные теории, - ответствует он, - они уже давно овладели умами советских и тем более российских женщин. Если конец света и случится, то не от извержения Йеллоустоунского вулкана или падения гигантского метеорита, а от того, что русский мужик будет помогать жене варить щи.
- Дорогой мой, - снова парируя я, - конец света случится по другой причине: он случится тогда, когда напрочь исчезнут любовь и добро.
- У меня иногда создаётся впечатление, что ты воспринимаешь мои слова серьёзно, - улыбается Отто.
- Ничего не воспринимаю – твой юмор поняла, поколебало лишь «извержение Йеллоустоунского вулкана», и то не намного, - улыбаюсь в ответ я. - Уж больно серьёзно оно прозвучало, – как предостережение конца света.
- Не бойся, конец света я отменил, – на нашем веку его не будет А вот через пять миллиардов лет, когда солнце превратится сначала в красного гиганта и вследствие этого на Земле выкипит вода и всё будет сожжено, а потом само солнце сожмётся до белого карлика, тогда – да, – конец света неизбежен. Но по моему разумению, нам будет уже всё равно.
- Спасибо – успокоил (улыбчивый смайлик). - Так и быть, выкину страх из своего сердца и буду продолжать радоваться жизни, правда, радоваться не всегда получается – иногда грущу, и когда это случается, тогда беру в руки гитару и пою. Становится легче.
- А я не пою, – открою не менее страшную тайну: если я запою, тогда точно наступит конец света.
- Ты слишком суров к себе, - настукиваю по клавиатуре, - неужели не хочется попеть?
- Хочется, но нельзя. По причине вышесказанного.
- Повторюсь, – ты суров и ставишь себя в рамки ограничений, - здесь я делаю паузу и думаю, какими бы астрологическими изысками удивить его, – придумываю и продолжаю:
- Об этом, кстати, говорит и точное соединение Солнца с Сатурном в твоём гороскопе (Солнце – эго; Сатурн – ограничение, стремление к защищённости). Мой Сатурн так же, как и твой, находится в знаке Рака, но далеко от Солнца – на гармоничном расстоянии от него – так что моё самоограничение по сравнению с твоим мучает меня значительно меньше. Но Сатурн в знаке Рака – как у меня, так и у тебя – может указывать на проблемы в детстве (строгие родители, например), а также нестабильность в собственных семьях.
- То, о чём ты говоришь, – для меня то же самое, что для тебя адронный коллайдер.
- Ой, Отто, давай не будем о высоких материях – лучше я поздравлю тебя с днём Российской армии. Итак – ПОЗДРАВЛЯЮ! Будь счастлив во все времена и при любых обстоятельствах, береги свою любимую мечту и радуйся новой. Знай, что на земле есть люди, которые думают о тебе. Когда падают звёзды, загадывай желание, когда перелистываешь страницы своей жизни, находи в них изюминку. При взгляде на женщину ищи в ней шарм, а если найдёшь, не забывай обо мне.
 
   Такими шуточными письмами-репликами мы иногда веселим друг друга.
 
   А на днях пришло письмо от новосибирской Гали, – с компьютером она не дружит, и письмо пришло обычной почтой. Как всегда оно было искренним и необычным.
   «Пришли дни послевкусия нашей общей встречи, - написала она. - С одной стороны счастье, – необъяснимое счастье, – а с другой, щемящая грусть. Но когда обращаюсь к нашему пребыванию, то ощущаю его реальность и расположение друг к другу. Кажется, что снова вхожу в этот тёплый солнечный день – день нашей встречи, – снова ощущаю запахи берёзового леса, близость и теплоту всех нас, и это – редкий миг несбыточного счастья.
  Недавно мне позвонил друг моего мужа и не узнал меня. Спросил:
- Я с Галей разговариваю?
- Жора, ты что – с ума сошёл? – удивилась я.
- Но у тебя такой молодой голос!
- Жора, я на целую неделю возвращалась в начало юности».

  Вот и я тоже возвращалась в начало юности. Я и сейчас ещё пребываю в этом блистательном состоянии, и надеюсь, оно долго не покинет меня, потому что свет родины будет жить в моей душе всегда. А с двоюродным братом мы непременно увидимся*, – я уверена, поездка обязательно состоится и преподнесёт события, которые сможет объяснить только одна теория, – теория невероятности.


* Встреча с двоюродным братом состоялась в 2014 году во время моей второй поездки на родину.


(1) - изгородь на сибирском наречии.
(2) - молодые, ещё не ягнившиеся овцы.
(3) - вторая деревня, в которой я жила в Сибири во времена своего отрочества и которая в настоящее время стёрта с лица земли.
(4) - в просторечии – небольшое заведение по переработке молока.
(5) - 1937-1938 годы.
(6) - социальный проект с импровизированными концертами, где может выступить каждый желающий.


Сентябрь-Октябрь 2011 г.