Записанные в Книге Жизни. p150-154

Протоиерей Анатолий Гармаев
Как узнать об этом – записаны или нет? Первое – по тому
узнаём, что волнуемся об этом. И волнение это не панику рож-
дает, не уныние и упадок сил, но рождает силы к жизни право-
славной, толкает разумение, чтобы знать, какой он – церков-
ный уклад и православная жизнь в нем, и побуждает ревность
духовную, возводящую до чувств посвящения себя Богу.
Люди, чьи имена не записаны, узнаются так: они и значе-
ния этому вопросу не придадут. Отмахнутся и забудут, или
пройдут мимо со словами: «Надо вам это? Чепуха все это. Есть
много полезных дел. Займитесь ими». И слушающие такие их
слова согласятся и успокоятся.
Еще это те, о ком писание говорит «проклятые». Это люди,
в нечестии согласившиеся между собою, взаимно друг друга

151
убеждающие и убедившие, тремя нечестивыми духами води-
мые и поэтому в земную жизнь погруженные, великолепием
ее устроения, обширностью, массовостью ее потрясенные,
участием в ней самодовольные, новыми мировыми учения-
ми, основанными на общечеловеческих ценностях, возвы-
шенностью их религиозных, нравственных, экономических,
социальных смыслов вдохновленные, и через все это, вместе
взятое, сами себя от общения со Святым Духом отлучившие,
духами, враждебными Христу, плененные.
Эти люди, ложно на словах христианами Христа исповеда-
ющие, в глубине души своей сами себя своим само- и себялю-
бием обрекли на поклонение зверю, образу его – интернету и
числу имени его. Узнаешь их по тому, как будут они морщиться
и злиться на все предупреждения Евангелия и Апокалипсиса и
на данный текст, другие и прочтут и послушают, но смысла не
поймут, и значения сколь-нибудь серьезного не придадут, или
пошумят и успокоятся, ничего о прочитанном не помня.
Третьи ни читать , ни слушать не захотят.
Есть еще признак – по плодам узнаёте их. Плоды нравствен-
ного развития – семья, род, Отечество. Они есть у всех наро-
дов. Плоды культурного, профессионального, экономического
развития – прогресс, цивилизация, глобализм.
А те, кто и в первом разряде себя не чувствуют – среди вол-
нующихся, и ко второму разряду себя не относят – к отмахи-
вающимся, они – какие? Очевидно, что они на краю стоящие,
когда имя может изгладиться из Книги Жизни. Они до такой
степени склоняются к миру сему, так захватываются духом
времени и потакают своему самообольщению, слушая новые
учения духа лести, что сами себя могут вывести из числа запи-
санных. Волнение таких людей приводит их в неустойчивые,
часто сменяющиеся состояния. То разумение православной
жизни, ясность что делать, силы к деланию, то перехватились

152
собственной тленностью и впали в упадок или, наоборот, в
суету и поспешение.
«Не послушались гласа Моего, – скажет им грозный Судия
на Страшном Суде, – ради Бога нищету, злострадание, смире-
ние, плач не возлюбили, и потому легко поверили прелести
антихристовой; осквернили одежду невинности, святости
и чистоты, полученную во Святом Крещении; не научились
прощать, вместо этого злословили и мстили; разжигались
похотью плоти; буду судить вас за то, что вы не послушали
избранных учеников Моих, посланных обратить вас к пока-
янию; спастись, вечно жить и царствовать вы не можете, вас
постигнет то, чего вы не ожидаете, потому что жили и живе-
те суетною верою, поощряли свободомыслие, расслабление
нравов, считали виновниками своей погибели ближних – сын
отца, дочь свою мать, антихристу поклонились и его устрое-
нию жизни послужили» (Из видения св. Григория о Страшном
Суде).
Как еще узнать – записаны или не записаны? По тому, как
человек исповедует Христа. Исповедовать Христа можно жиз-
нью, творчеством и знаниями. Жизнью в церковном укладе,
будучи сам причиной уклада, исповедует внутренний человек.
Творчеством, создавая различные виды культурных достоя-
ний о Христе и различные культурные события (праздники,
концерты, фестивали), так исповедует Христа средний чело-
век. Знаниями и различными формами передачи знаний испо-
ведует Христа внешний человек.
Вписанный в Книгу Жизни, даже если он сейчас о Христе
живет как внешний и средний человек, очевидно, со временем
будет искать исповедовать Христа жизнью. Т. е. будет искать
церковный уклад.
Но и исповедание жизнью может быть трех видов: жизнью
религиозно-нравственной, нравственно-духовной и духовной.

153
Тот же переход из одного состояния в другое происходит и в
умном делании Иисусовой молитвы: умная, умно-сердечная,
сердечная.
Человек, остающийся в делах среднего и внешнего чело-
века и сознательно или активно отвергающий церковный
уклад, неизвестно, записан ли в Книгу Жизни. Упрямое или
своенравное состояние в самореализации индивида или, того
хуже, в тирании, а равно в стремлении к шумным собраниям,
дискуссиям, где никто никого не слушает, к любым формам и
масштабам (третье свойство индивида) сближения людей друг
с другом, влечение друг к другу мимо Святого Духа, даже если
эти собрания православные, но где нет преимущества людей
кроткого и смиренного духа, их отодвигают и не слушают, –
всё это признак активного удаления от Бога. Названные про-
явления его сами за себя говорят.
Как еще узнать – записаны или не записаны?
Если в Книгу Жизни нельзя, как доброволец, вписаться са-
мому, но вписывает Бог, тогда Бог Сам и выводит человека на
путь спасения. Он делает это как пастырь: или идет впереди, и
овцы, знающие Его голос, следуют за ним; или как делает соби-
рающий разбегающееся стадо – все время сзади с кнутом; или,
наконец, как ищущий потерявшихся.
Еще и следующее надо знать:
Путь не обочина и не стояние на месте. Путь – это движе-
ние из степени в степень. И голос Пастыря овца слышит в трех
сферах своей жизни, присутствующих у нее как матрешки –
одна в другой.
Сначала голос пастыря слышат в проповедях, потом в душе,
потом в духовном отце.
Сначала во внешней церковной жизни, потом в жизни под-
вижнической, потом во внутренней молитве.

154
Сначала наставления слышат в знаниях, потом в церковном
укладе, потом в сердце кающемся, плачущем, утешаемом от-
кровениями.
Какая разница между духовником и духовным отцом?
К духовнику можно прийти с готовым решением, предло-
жением, обсуждением и попросить его благословение на все
то. Благословением духовника в события жизни человека и
людей входит Бог. Поэтому после благословения не всегда бы-
вает то, на что благословляются. Но что будет, то по Божьей
воле будет.
Духовный отец – это тот, кто вместе со своим чадом с Бо-
жиим благословением и Промыслом трудится над его характе-
ром, нравом – ради добродетелей, над его сознанием – чтобы
искал истину, над его жизнью – чтобы был на пути к спасению
в жизнь вечную.
Кнут пастыря – это болезни, ведущие к смерти, это скорби,
когда выжил, но остался инвалидом, это нищета, утрата близ-
ких, потеря работы, в годы советских гонений – это тюрьма,
лагерь, ссылка, волчий билет.
Ищущий потерянную овцу в Евангелии – это потерянная
овца, драхма, блудный сын – был мертв и ожил.
Написано кратко, сжато, но ищущий жизни пять раз пе-
речтет, проработает и всё приведет для себя в ясность.
Не ищущий жизни поленится это делать.