Четыре периода жизни человечества. p148-150

Протоиерей Анатолий Гармаев
КАК УЗНАТЬ – ЗАПИСАНЫ ЛИ
В КНИГУ ЖИЗНИ?

Со дня изгнания Адама и Евы из рая до наших дней челове-
чество пережило четыре великих периода своего существова-
ния на земле. Всякий период начинался как заря восходящего
дня и заканчивался сумерками вечера.
Первый период умножения греха в человечестве закончил-
ся для людей потопом. Осталась после потопа одна семья Ноя.
«И сказал Бог Ною и сыновьям его: вот, Я поставлю завет Мой
с вами и потомством вашим, что не будет более истреблена
всякая плоть водами потопа. Вот знамение завета: Я полагаю
радугу Мою в облаке. И когда явится радуга, Я вспомню завет
Мой, и не будет более вода потопом» (Быт. 9, 8, 12–15).
После потопа второй период жизни человечества – это
вновь умножение людей и вместе с ними умножение греха и
развращения в них. То есть истребление нравственного в лю-
дях. Но вместо истребления поврежденных людей Бог-Отец
посылает, не пощадив, Сына Своего. Ради исправления повре-
жденного посылает на страдания и смерть во искупление, в
оправдание, воскресение людей и в жизнь их вечную. «Он есть
умилостивление за грехи наши и за грехи всего мира» (1 Ин.
2, 2).
С этого времени начинается великая заря человечества,
христианство – третий период, который восходит в расцвет

149
православия в Византийском Царстве, но и упадок через 1400
лет. С умножением числа внешних и средних людей в ограде
Церкви, грех умножается и губит Церковь.
Четвертый период развернулся в России – вновь расцвет
православия как в одном народе совершаемое искупитель-
ное оправдание всего человечества, всего мира, но так же, как
и в прежние периоды (после 16-го века) начался упадок его.
Вплоть до сокрушительного развращения православного на-
рода России. Это развращение по ходу времени неявно вкра-
лось в него, и к началу 20-го столетия, а с 1917 года с жесто-
чайшею разнузданностью бушевало вплоть до начала Великой
Отечественной войны. Войною только это буйство греха Бо-
гом было остановлено. Чтобы после войны вновь поражать
нравственное в человеке, доведя его, человека, до сегодняшней
глубины растления, и не просто упадка нравственности, но до
превышения предпотопного поражения и исчезновения нрав-
ственности в людях.
При этом нужно отдавать себе отчет в том, что сегодняш-
нее великолепие и обилие православия явлено не внутренним
религиозно-нравственным человеком, которого почти и нет,
но человеком средним и внешним, исчисляемым сотнями ты-
сяч нынешнего народа.
Если было бы не так, если бы в нужном числе сохранился
внутрениий нравственный человек, то в России не произошло
бы развала страны, не допустили бы, и не вошла бы цивили-
зация современными интернет-технологиями интенсификации
жизни, люди бы не поддержали. Как и сегодня большинство
людей возрастом после 60 лет интернетом не пользуются. Но и
общее число посещений в интернете было бы близким к нулю.
И телефонизация дальше кнопочных телефонов в народе бы не
пошла. Но, увы, – и допустили, и поддержали, и пошла. Потому
что религиозно-нравственных в должной мере не осталось.

150
Спросим себя еще раз – истребимо ли на земле все нрав-
ственное? Истребимо. Если человек живет в нравственном вне
Духа Святого. «Горе живущим на земле и на море! Потому что
к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему
остается времени» (Откр. 12, 12). «И дана ему власть над вся-
ким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонят-
ся ему все живущие на земле, которых имена не записаны в
Книге Жизни у Агнца» (Откр. 13, 7–8). А из тех, кто не согла-
шался с развалом России и громко заявлял об этом, уже не-
много осталось. Истребили.
Из этого мы заключаем, что на земле сейчас живет только
два вида людей. Независимо от званий, должностей, сана, воз-
раста, пола. Один род – это народы мира. Другой род – христи-
ане. Но и христиане не все христиане, а те из них, «чьи имена
записаны в Книге Жизни у Агнца».