Моему Учителю

Виталий Сирин
      
 (В ДВУХ РЕДАКЦИЯХ)
               
                ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ за сентябрь 2018г



          Иссякают дни, уходят годы, и всё стирается в памяти за давностью лет. Жизнь безжалостная и суровая, устанавливает свои порядки, не спрашивая, не сожалея. В калейдоскопе будней - счастливые мгновения и горечь утрат, кутерьма событий и забот, иногда серые однообразные дни. И всё таки что-то греет душу.Есть что-то внутри, что вселяет радость и надежду. Начинаешь задумываться над этим и понимаешь, что всё родом из детства. Возьмёшься выковыривать из памяти самые яркие впечатления, и нет-нет, да вдруг с теплотой и вспомнишь родителей, лучших друзей, любимых учителей. Всех тех, кто воспитал и укрепил, научил - хорошему, доброму, сердечному, душевному.

      И как тут забудешь учителя литературы, Леонида Петровича Сенько, с его внимательностью и заботой, с его какой-то особой проникновенностью к детям, умением понять и найти с их душой общий язык в неформальной обстановке. Его неповторимую харизму и жесты. Именно эта не казёнщинность, а душевность и теплота чувствуются и через 30 лет, и не только мной одним.

      Позвольте описать пару эпизодов тех лет, которые чаще вспоминаются.
 
      Стоял студёный и вьюжный декабрь 1980 года. С ночи завывало и всё по колено засыпало пушистым снежком, и так не хотелось выходить из дома в тёмную метель и брести по сугробам к восьми утра на первое занятие. В классе, где проводился урок литературы, было довольно прохладно, неуютно. Из щелей сквозило зябким холодком. За окном свистел на все лады ветер, кружились хороводами снежинки и мерцали жёлтым неоном фонари, бросая сказочные отсветы на волны снега укрывшие подоконник. Высокий учитель, в тёмно-синем костюме и очках, был с нами, третьеклашками, как-то по-особенному ласков, ведь это был его первый урок у нас. Он долго знакомился, и его мягкий голос был дружелюбен и созвучен метели, которая уже не казалось такой злой, а становилась всё таинственней и загадочней. И вдруг, неожиданно, выключили освещение в кабинете. Такое часто случалось в те годы, из-за того, что жили мы в новостройке на окраине города. Не растерявшись, новый Учитель предложил вместо того, чтобы нас отпустить домой, рассказать нечто интересное из занимательной книги, то ли Жюль Верна, то ли Майн Рида.

       Весь класс согласился. И все сорок учеников, затаив дыхание, слушали с интересом повествование Учителя, под аккомпанемент вьюги и желтоватые блики фонарей.

       Рассказывал он так увлекательно и красочно, что-то такое необыкновенное: о жарких странах, бурных морях, лихих пиратах, небывалых приключениях, благородных и смелых людях, - что всё стало сказкой и светлой мечтой, и, казалось, стало теплей и уютней, как будто крохотный кусочек того мира проник и сюда. И, когда трель звонка ворвалась в эту волшебную утопию, было даже обидно, что всё это закончилось, и завороженные ученики медленней, чем всегда, и как-то  неохотно побрели из класса на перемену.
 
       Не знаю как для моих однокашников, может быть, кто-то даже и вздремнул, но, для меня, это было толчком, стимулом к познанию нового, неизведанного, придало любознательности и привило любовь к чтению, природе и вообще к искусству. И это ощущение сказки, мечты, до сих пор со мной. И я говорю: "Спасибо", - моему Учителю, за этот щедрый подарок, за этот толчок и за многое другое.

       Ещё одно воспоминание просится на бумагу. Обычно это было в мае, когда Учитель, вместо обычного урока в душной школе, вёл весь класс в лес, на воздух, дабы показать очарование весны и волшебство оживающей природы, чтобы дать почувствовать её дыхание и тепло, её красоту и нежность. Где-то в середине мая, в погожий и солнечный денёк, мы, шумной ватагой, шли в берёзовую рощу, где он рассказывал нам о необыкновенности окружающего, неповторимости каждого листочка, веточки, травинки, букашки, и цитировал восхитительные стихи и прозу. Как сам радовался всем сердцем этому празднику весны и раздувал в нас это пламя и любовь, учил беречь окружающий мир, не быть жестокими и злыми.

      Так до сих пор и осталось у меня это - встречать весну, да и что там говорить: лето, осень, зиму и каждый новый день, и не только встречать, но и провожать.

      Спасибо вам, Леонид Петрович, за привитое умение чувствовать природу, смотреть на небо и находить утешение в этом очаровании.
                Виталий Сирин
                сентябрь 2018г


                ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ за июль 2022 года для публикации в газете.


                Моему Учителю
 
           Иссякают дни, уходят годы, и всё стирается в памяти за давностью лет. Жизнь безжалостная и суровая, устанавливает свои порядки, не спрашивая, не сожалея. В калейдоскопе будней - счастливые мгновения и горечь утрат, кутерьма событий и забот, иногда серые однообразные дни. И всё таки что-то греет душу. Есть что-то внутри, что вселяет радость и надежду. Начинаешь задумываться над этим и понимаешь, что всё родом из детства. Возьмёшься извлекать из памяти самые яркие впечатления, и нет-нет, да вдруг с теплотой и вспомнишь родителей, лучших друзей, любимых учителей. Всех тех, кто воспитал и укрепил, научил - хорошему,  доброму, вечному.
 
      И как тут забудешь учителя литературы, Леонида Петровича Сенько, с его внимательностью и заботой, с его какой-то особой проникновенностью к детям, умением понять и найти с их душой общий язык в неформальной обстановке. Его неповторимую харизму и жесты. Именно эта не казёнщинность, а душевность и теплота чувствуются и через 40 лет, и не только мной одним.
 
      Позвольте описать пару эпизодов тех лет, которые чаще вспоминаются.
 
      Стоял студёный и вьюжный декабрь 1980 года. С ночи завывало и всё по колено засыпало пушистым снежком, и так не хотелось выходить из дома в тёмную метель и брести по сугробам к восьми утра на первое занятие. В классе, где проводился урок литературы, было довольно прохладно, неуютно. Из щелей сквозило зябким холодком. За окном свистел на все лады ветер, кружились хороводами снежинки и мерцали жёлтым неоном фонари, бросая сказочные отсветы на волны снега укрывшие подоконник. Высокий учитель, в тёмно-синем костюме и очках, был с нами, третьеклашками, как-то по-особенному ласков, ведь это был его первый урок у нас. Он долго знакомился, и его мягкий голос был дружелюбен и созвучен метели, которая уже не казалось такой злой, а становилась всё таинственней и загадочней. И вдруг, неожиданно, выключили освещение в кабинете. Такое часто случалось в те годы, из-за того, что жили мы в новостройке на окраине города. Не растерявшись, новый Учитель предложил вместо того, чтобы нас отпустить домой, рассказать нечто интересное из занимательной книги, то ли Жюль Верна, то ли Майн Рида.
 
       Весь класс согласился. И все сорок учеников, затаив дыхание, слушали с интересом повествование Учителя, под аккомпанемент вьюги и желтоватые блики фонарей.
 
       Рассказывал он так увлекательно и красочно, что-то такое необыкновенное: о жарких странах, бурных морях, лихих пиратах, небывалых приключениях, благородных и смелых людях, - что всё стало сказкой и светлой мечтой, и, казалось, стало теплей и уютней, как будто крохотный кусочек того мира проник и сюда. И, когда трель звонка ворвалась в эту волшебную утопию, было даже обидно, что всё это закончилось, и завороженные ученики медленней, чем всегда, и как-то  неохотно побрели из класса на перемену.
 
       Не знаю как для моих однокашников, может быть, кто-то даже и вздремнул, но, для меня, это было толчком, стимулом к познанию нового, неизведанного, придало любознательности и привило любовь к чтению, природе и вообще к искусству. И это ощущение сказки, мечты, до сих пор со мной. И я говорю: "Спасибо", - моему Учителю, за этот щедрый подарок, за этот толчок и за многое другое.
 
       Ещё одно воспоминание просится на бумагу. Как правило это было в мае, когда Учитель, вместо обычного урока в душной школе, вёл весь класс в лес, на воздух, дабы показать очарование весны и волшебство оживающей природы, чтобы дать почувствовать её дыхание и тепло, её красоту и нежность. Где-то в середине мая, в погожий и солнечный денёк, мы, шумной ватагой, шли в берёзовую рощу, где он рассказывал нам о необыкновенности окружающего, неповторимости каждого листочка, веточки, травинки, букашки, и цитировал восхитительные стихи и прозу. Как сам радовался всем сердцем этому празднику весны и раздувал в нас это пламя и любовь, учил беречь окружающий мир, не быть жестокими и злыми.
 
      Так до сих пор и осталось у меня это - встречать весну, да и что там говорить: лето, осень, зиму и каждый новый день, и не только встречать, но и провожать.
 
      Спасибо вам, Леонид Петрович, за привитое умение чувствовать природу, смотреть на небо и находить утешение в этом очаровании.
 
          И уже сейчас, когда минуло столько лет, и кажется порой, что всё позади, при встрече я с большой радостью замечаю в своём Учителе всё то же тепло и участие. Словно, переносясь в те незабываемые дни, становлюсь моложе и счастливей.
 
                Эстетический вкус, прекрасная память, эрудированность, огромный жизненный опыт и острый ум   делают  его прекрасным собеседником. Да, у моего Учителя до сих пор можно многому поучиться. Тем более  для делающего первые шаги в писательском деле он - настоящая находка.
 
             Недавно с удивлением узнал о его многолетней работе корреспондентом в различных издательствах. Твёрдая жизненная позиция, оригинальность мышления, талантливая подача  материала – вот отличительные черты его творчества. Он многое сказал этому миру, сделав его лучше, справедливей, добрей, и став для меня образцом замечательного Человека.
 
           Особо хочется отметить его неоценимый вклад в работу редколлегии газеты «Красный Путь». Его статьи не оставляют равнодушным не только меня, но и многих читателей, заставляя смотреть на происходящее вокруг глазами правды.
 
             Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни был и есть такой прекрасный человек, как  Леонид Петрович, и пускай эти строки будут хотя и запоздалым, но всё же признанием в любви к моему дорогому Учителю.               
                Виталий Сирин
                июль 2022г

P.S. "Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запомиаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется с недобрым чувством говорят о злых..."
                Дмитрий Лихачёв