Начало телеэпопеи со множеством секретов

Наталия Май
               
               
                о  сериале «Шифр»

Насколько я люблю советское кино (а я застала расцвет кинематографа позднего социализма – семидесятых, восьмидесятых, когда были сделаны лучшие экранизации романов, к примеру, таких, как 14-серийный фильм «Жизнь Клима Самгина»),  настолько же мне чужды наши постсоветские сериалы и категорически не нравится то, как их делают. Этот жанр (со всеми его разновидностями) я предпочитаю в зарубежном варианте, о чем и писала во множестве своих публикаций. 

 Но есть среди наших телепроектов удачные, и с этим, конечно же, не поспоришь. Один из таких – «Шифр», с первым сезоном которого зрители уже ознакомлены.

Больше всего подкупает та тщательность, с которой создатели этого телепроекта отнеслись к воссозданию исторической атмосферы во всех деталях. Нас действительно погружают в атмосферу военных и послевоенных лет. Лица, типажи, мимика, жестикуляция, манеры, мода – все воссоздано так, как будто ожили фотографии тех лет.  Ни один персонаж (которого можно было бы счесть фоновым) не случаен, он вносит необходимую эмоциональную краску в общий цветовой колорит. Музыка создает тревожный загадочный фон, который держит зрителя в состоянии нервного напряжения, не давая расслабиться. Есть очень сильные места – когда убийца приближается к потенциальной жертве и внимательно смотрит на нее. В этот момент скупая мелодия из нескольких нот звучит так устрашающе, что можно поверить: музыка – это психотропное оружие. От взгляда актрисы, сыгравшей преступницу, в сочетании с этим звуковым фоном, может стать физически плохо.

Сериал по жанру – исторический детектив. Построен он следующим образом: расследуются история (которая может включать несколько преступлений) за историей. Занимать одна история может несколько серий, затем идет следующая. Основные герои: два представителя правоохранительных органов (следователь, которого сыграл Сергей Пускепалис, и его молодой помощник) и четыре подруги, которые работали в разведке во время Второй Мировой войны. В мирное время они занимают обычные должности: учительница математики в школе (Ирина), официантка (Анна), машинистка (Софья), библиотекарь (Екатерина). 

Когда-то их подбирали по принципу дополнения и совместимости и создали идеальный квартет, который по сумме качеств каждой из участниц был эффективным оружием. Во время войны они задумывались о будущем, представляя, как может сложиться их дальнейшая жизнь. Одна из подруг говорила, что они не созданы для мирной жизни. Она оказалась права.

Во время войны были востребованы их лучшие качества – уникальная память, особый склад ума, умение работать со сложными шифрами. Все вместе они разгадывали сложнейшие загадки, их жизнь была захватывающе интересна. А в мирное время они скучают. Одной надоели однообразные задачи по математике, другой – подносы с едой и клиенты,  третьей – печатная машинка, четвертой – пустая библиотека. Ирина, Анна, Софья и Екатерина вспоминают войну с ностальгией как время, когда они были нужны, в них верили, их уважали. А что же сейчас? Они оказались выброшены… как ненужные больше вещи.

Отдел был расформирован. И одна из подруг (Екатерина) даже оказалась подозреваемой в политическом преступлении, за что ее судили и отправили в лагерь. Правда, через несколько лет ее реабилитировали, но за это время муж с ней развелся, женился снова, подросшая дочь стала ей совершенно чужой и только злится на ее присутствие в квартире, мечтая, чтобы мать, бросающая тень на ее репутацию, ушла. Судьба Екатерины сложилась наиболее трагически. С нее сняты все обвинения. Ее взяли на работу в библиотеку (она специалист по литературе). Большую квартиру когда-то давали ей за боевые заслуги. А теперь ее выживают с собственной жилплощади, здоровье ее расшатано, она выглядит гораздо старше своих лет и вынуждена терпеть одни колкости и издевательства. Только у фронтовых подруг хватает мужества ее защитить, больше она ни у кого не находит понимания, оказавшись в тотальном одиночестве и вынужденная смотреть на то, как бывший муж с новой женой по-своему счастливы и мечтают о том, чтобы она куда-нибудь делась. А дочь-подросток считает, что она только вредит ей своими попытками наладить отношения и отвергает все ее робкие знаки внимания, раня мать так, как она и представить не может. 

Елена Панова – в жизни цветущая молодая актриса. Она сыграла женщину, поникшую и увядшую в лагере, так убедительно, что, глядя на нее в жизни, трудно поверить, что это – та самая Екатерина, у которой в фильме даже нет сил на то, чтобы заплакать, все слезы, видимо, выплаканы. Если когда-нибудь они были. Возможно, она всегда держала себя в руках – помогла боевая закалка. Актриса сыграла такое тонкое сочетание дисциплинированности, глубокой депрессии и умения усилием воли себя вздергивать и заставлять жить – день за днем, безо всякой надежды на улучшение в будущем. Возможно, ожидая смерти как единственного избавления от таких мук, которые трудно представить.

Впрочем, в конце первого сезона появляется робкая надежда на облегчение ее участи – Екатерине дают комнату (будет свой угол, куда теперь можно уйти и не видеть мужа с новой супругой - на редкость мерзкой), это совпало с тем, что дочь теперь можно забрать туда (поскольку мачехе девочка больше не нужна, потому что она, наконец-то, забеременела, и все ее мысли поглощены собственным ребенком).

Есть шанс, что у дочери откроются глаза, и она поймет, что мачеха никогда по-настоящему ее не любила, она была нужна этой женщине как средство для удержания ее отца рядом с собой, потому что своих детей не было, а как только замаячила перспектива родить своего ребенка… Конечно, понять такое о той, кого долгие годы считала заменой матери, невыносимо больно, но нельзя же вечно жить в иллюзиях относительно этой коварной двуличной особы, которая манипулирует ей и портит ее отношения с настоящей матерью.

Анна – одна из самых лучших ролей Екатерины Вилковой, актрисы многогранной и очень точно всегда «выстреливающей», когда ей нужно добиться выполнения той или иной творческой задачи. В мирной жизни она играет роль легкомысленной красотки, кокетничающей с мужчинами ради добывания у них нужной информации. Она всячески принижает свой интеллект, изображая красивую дурочку. При этом ее цепкий взгляд, ироническая улыбка выдают особу с двойным дном, да каким! Она специализировалась на шифрах во время войны и помогает разгадывать самые запутанные преступления. С легкостью перевоплощается и играет разные роли, разговаривая с разными людьми. Даже правоохранительные органы ей изначально удалось провести – они решили, что она разновидность девушки легкого поведения. И не предполагали в ней таких интеллектуальных способностей. Анну, конечно, все это задевает и обижает.

На самом деле она не лишена доли цинизма – свою жизнь ей изменить хочется, и, видя, что один из ее поклонников готов предложить ей бросить работу официантки и переехать из комнаты в коммуналке в большую квартиру, она с готовностью соглашается, не питая к нему ни капли любви. Но, поняв, что исправить его невозможно, и он будет устраивать пьяные вечеринки чуть ли не каждый вечер, и в их квартире будут на каждом шагу валяться его забулдыги-приятели, Анна отказывается от свадьбы. В конце сезона есть намек на дальнейшее сближение Анны со следователем, героем Сергея Пускепалиса, в лице и характере которого сочетаются язвительность и доброта, – во всяком случае, они многозначительно смотрят друг на друга с явным взаимным интересом. Оправдается это или нет – посмотрим…

У миниатюрной с детским личиком Софьи (героини Яны Дюбуи) уникальная память, она никогда ничего не забывает и помнит страницы текста наизусть. В ранней юности она потеряла всю семью (их убили во время войны). И, оставшись совсем одна, сошлась, может  быть, с первым встречным – парнем, который проявил к ней интерес. Он выпивает, причем все больше и больше, и поднимает на нее руку. Софья ходит с синяками, ее убеждают порвать с ним, но она долго не решается на это. Когда помощник следователя начинает ухаживать за этой скромной беззащитной девушкой, она дает отпор мужу и подает на развод. Следователь устраивает ее на работу в органы – машинисткой, чтобы она была ближе к нему и помогала в расследовании. Софья с радостью соглашается. Вид у этой девушки самый безобидный – по ней никогда не подумаешь, что она имеет какое-то отношение к контрразведке в прошлом и милиции в настоящем. Она кажется растрепой, не знающей, как ей жить и что делать. В ней сочетаются женская незащищенность и интеллектуальные способности. Помощник следователя долго не может понять, что связывает ее с его начальником, но, узнав правду, он успокаивается. Этот парень не так умен, как следователь, может быть, для Софьи он простоват (как и первый муж), но он очень старательный и намерения у него самые лучшие.

Ирина (героиня Марьяны Спивак) устроилась в мирное время лучше всех. У нее муж – член партии, занимающий высокий пост, прекрасные жилищные условия, образцовая семья, в которой двое детей – мальчик и девочка. Она очень холеная и элегантная, кажется типичной представительницей советской номенклатуры. Коллеги в школе завидуют ей. Но муж не понимает ее. Он считает, у нее есть все для счастья.

А она скучает по своим фронтовым годам – подругам, заданиям, которые им давали тогда, а они все вместе расследовали… Он пытается разнообразить ее жизнь, даже выдумывает для нее должность у себя на работе, но не может понять, что ей очень нужны эти подруги, они – необходимая часть ее жизни и самореализации. Когда-то их специально подбирали так, чтобы они все вместе представляли собой нечто неделимое. 

В этой героине сочетаются сдержанность, легкая ирония, спокойствие – она кажется максимально далекой от мира, связанного с преступлениями, и производит впечатление состоятельной дамы, всю жизнь прожившей в полном достатке, которую холили и лелеяли. Но время от времени в ней проступает сыщицкий азарт – когда она начинает лихорадочно рисовать схемы мелом на доске, представляя себе, как могло произойти то или иное преступление.

Ирина то подчиняется мужу, то спорит с ним, то принимает решение бросить расследования ради сохранения семьи, то жалеет об этом… Но, приревновав его к другой женщине (журналистке), она понимает, как муж и семья для нее важны, и что нельзя ими пренебрегать ради острых ощущений, которыми была наполнена ее юность. Но как совместить и то, и другое, чтобы никого не обидеть?

В первом сезоне Ирина еще не нашла ответа на этот вопрос. Но на то он и первый – чтобы обрисовать героев, показать их проблемы и заинтересовать настолько, чтобы зрители запаслись терпением и ждали начала второго сезона.