Человек-олень

Николай Бузунов
Перед нами ещё один изошедевр скандинавского рунического искусства (на илл.). Снимок взят из интернета и представляет собой стилизованный под оленя портрет сидящего человека. Представленная ниже расшифровка надписи, окружающей рисунок, подтверждает этот вывод.

Нанесённые на камень руны выполнены с использованием позднего алфавита, относящегося к 8-10 векам. Это так называемый «младший футарк». После транслитерации в латиницу текст приобретает вид: Biriuikinkiz sati stain at Alpin Bezan auk paka reri lanpnaz
В поздних рунах слова разделялись, но не все. Одна из причин - нехватка места на камне. Поэтому необходимо дополнительное разделение: Biri ui kinki z sati stain at Al pin Bezan auk paka reri lanpna z

Применив Словарь рун Скандинавии http://www.proza.ru/2012/03/22/1663, читаем подстрочник: Скитайся, уходи (все-равно будешь на) скамьях же в святом месте (раю). Послание Ал пишет. Бежан здесь. Снова (слышны) звуки загона (охоты на) оленей же.

Видимо это надгробие некоего Бежана. Надпись ещё раз подтверждает романтизм, свойственный древним людям.

В завершение следует заметить, что несмотря на вековое господство христианства в скандинавских странах, там сохраняют бережное отношение к памятникам языческой культуры. Древние камни отскребают от мха, реставрируют и наносят краску. В результате этого человечество знакомится с древней культурой Европы. Подобные артефакты есть и в нашей стране. Это известный камень из музея в Симферополе. Второй, из Березани, теперь уже за границей. Но опыт последних лет показал, что языческие капища сохранились в нашей стране. Есть описание такового в Тульской области и у автора Прозы, этнографа, аспиранта Донской Академии Казачества,
 члена-корреспондента журнала «ДАК» Геннадия Копытова. Ему даже удалось обнаружить на одном из камней три рунических знака.

К сожалению, отношение к памятникам старины у нас иное, нежели в Скандинавии. Из статьи Геннадия Копытова: «По результатам исследований, мы просили руководство области, признать Святилище Рода-Рожаницы Макоши на «Каменном Поле» Древним Религиозным Памятником, и взять его под Государственную Охрану, для дальнейшего изучения и сохранения потомкам.  Но на дворе 2016 год.  И ничего не происходит, кроме эрозии горных пород. Городская газетенка, со звучным именем Славянского Бога, "Ярило" отказалась печатать мои материалы о Святилище». Негативно отношение к памятникам язычества и у части нашей РПЦ.
 
Слава Богу, что не перевелись ещё у нас люди, стремящиеся сохранить историческую память. Такие, как писатель Александр Чашев из Архангельска; историк, археолог, краевед и этнограф Николай Сапелкин из Воронежа и другие.

Источники
www.photaki.com