Об образовании и тестировании

Михаил Обрубов
Образование – это, образно говоря, вертикальный стержень с массивным основанием, на который нанизываются как бублики информационные пласты, в определённом порядке и с качественным осмыслением. В основании лежит мировоззрение, культура и целеполагание. Стержень – это интерес и воля, которые основываются на смысле. Человеческое сознание системно и питается смыслами, бессмысленность занятий провоцирует системный сбой.

А тестовый метод не имеет отношения к образованию, что очевидно. Это метод проверки начинки «бубликов», которые могут находиться и вне образовательного пространства: в некоем информационном хаосе. Смещение образовательного процесса в тестирование, заставляет ученика работать с гигантскими объёмами информации, классифицируя содержание этих пластов –  занятие не самое интересное и творческое. В конечном итоге, процесс превращается в скучную игру для отстающих в развитии на фоне всеобщего безразличия. Часто процесс протекает при обостряющейся неприязни учителей, которые вынужденно следуют протоколу, и учеников, которые, отбывают свой срок. Без системообразующего стержня весь труд обесценивается и превращается во взаимное противостояние и насилие.

Образовательный процесс первичен, а метод проверки знаний может быть вариативен, тем более что объективным критерием оценки в конечном итоге является практика. Обладая образованием, человек может свободно классифицировать информационные пласты по мере необходимости и в практических целях. Это наиболее примитивная форма деятельности при работе с архивами, но даже такую работу нельзя поручать ИИ, который не имеет возможности отличить важное от неважного. Человек не справляется с текущим объёмом информации, который можно легко заложить в электронные носители и от этого испытывает некоторый дискомфорт. Именно образование должно создавать правильную шкалу ценностей и отдавать должное человеческим возможностям.

Но, не обладая образованием, ученик теряется перед объёмом информации и происходит системный сбой, т.е. потеря смысла процесса, апатия и тихий саботаж, который мы все сейчас и наблюдаем в поведении наших детей и внуков. А попросту включаются защитные механизмы сознания, которое противостоит информационному хаосу, навязываемому извне.

Калечим, но не лечим. Более того, не понимаем уже причин детского внутреннего саботажа, расценивая его как лень и неспособность современных детей к учёбе. Если же чиновники от образования, зная все эти проблемы, просто игнорируют их, то в таком случае их деятельность имеет нелицеприятные названия.