12. Искушение тщеславием

Сергей Михальчук
Иллюстрация: Уильям Дайс Муж скорбей.

«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

IV. 5. 3. Искушение души тщеславием.

[4.9] И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда в низ.
[4.10] Ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя.
[4.11] И на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею.
[4.12] Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Как сильно хочется человеку чудес, необычных возможностей и впечатлений. Знать, что будет. Иметь возможность исцелять любые болезни. Быть ничем неограниченным в познании пространства и времени - быть бессмертным.[30] Короче говоря, быть счастливым. Как нам легко об этом мечтается!

[30] Не вечным, а именно бессмертным, ибо вечность - это что-то абстрактное, а смерть - вот она, у всех и всегда за плечами. Все под ней ходим!

Быть свидетелем чуда, а лучше его автором! Как бы много мы могли бы сделать для людей!! Как бы нам всем рукоплескали, благодарили и прославляли!!!
Это то, что называется у отцов аскетов тщеславием. В этой страсти, в контексте нашего исследования, интересно то, что она затрагивает всю природу человека, весь природный аспект его бытия, и плоть, и дух; и практически не зависит от личного аспекта человеческого бытия, ибо тщеславие не победил никто и никогда. Даже святые признавались, что очень трудно бороться с тщеславием, и полностью победить его. Вероятно, полностью была свободна от него лишь Приснодева Мария и Христос Спаситель, который, как это видно из рассматриваемого нами евангельского эпизода, оказался полностью свободен от тщеславия.
В опыте власти диавола над людьми, конечно же, были подвижники плоти и духа, которые побеждали сатану, отвергнув соответствующие искушения. Но никогда и никто не выдерживал искушения души тщеславием. Поэтому, искушая Иисуса, он очень надеялся на тщеславие, приберегая его напоследок. И опять был посрамлён ответом Христа: - «Не искушай Господа Бога твоего».[31] Власть сатаны была побеждена Спасителем в Своей природе, и открылся путь к Кресту.

[31] Славянское слово искус (искушение) многозначно. Оно означает познание, испытание, покушение, пытка, разбой, грабёж. В греческом тексте (Лк. 4,12) употреблено слово - ekpeiraseis. Оно происходит от существительного - peira, означающее острие, лезвие, и глагола - peiraxo, означающее испытание. Приставка - ek обозначает постоянно повторяющееся действие. А seis - означает что-то вроде освобождения, сбрасывания с себя уз, любых ограничений, в том числе и моральных. Таким образом, стремление к чуду Господь сравнивает с чем-то совершенно разнузданным, кровавым и непристойным - пытками Божества, грабежом и кражей божественного достоинства и славы, тем, что святые отцы называли демонической духовностью. Потому, что благодать Бога похищается не для других людей (богатство неправедное), а для себя любимого и тщеславного. Совершенно уместно вспомнить здесь слова Самого Христа: - «Род сей лукавый и прелюбодейный знамений ищет…». То есть подразумеваются перманентные, постоянно повторяющиеся, безнравственные действия, не просто греховно-страстные, а имеющие демонический характер, являющийся крайним проявлением греха. Грех полностью захватил и подчинил всю природу человека, и плоть, и дух. Из его сердца, отражаясь в «зеркале духа», в мир исходят только греховные дела. Душа человека погружена в пучину греха. Сатана - полностью властвует в ней.

Отсюда следует интересный вывод, вполне согласный с соборным опытом святых отцов, являющихся одновременно и аскетами, и богословами, - тщеславие, и вся совокупность связанных с ним греховных страстных движений, является областью невольных человеческих страстей, то есть - невольных грехов. Это область оккупации грехом человеческой природы, когда человек как лицо прекратил сопротивление греху, и человеческая личность согласилась на то, что предлагает ей грех - осуществлять индивидуальный аспект своего бытия, полностью отказавшись от реализации своего богоподобия в осуществлении личного аспекта своего бытия. То есть человек перестаёт стремиться к полной и абсолютной своей уникальности, как божественного образа. Уникальности тварного лица - бога по благодати. И устремляется к осуществлению своей полной и абсолютной особенности, инаковости, индивидуальности.  Необходимо отметить абсолютный примат уникальности над особенностью. Поэтому абсолют особенности индивидуума, ни по каким параметрам, несравним с абсолютной уникальностью лица, как несравнимы талант и гений, и несовместимы свет и тьма.
Вырисовывается интересная схема. Когда человеческая личность совершает вольный грех, она обращена или к плоти, или к духу. А когда личность невольно вынуждается к греху греховной привычкой, - страстным навыком своей природы, которой она, личность, не может противиться, то общение человеческого «Я» происходит со всей природой одновременно. То есть и плоть, и дух, одновременно «обращены» к человеку, его лицу - личности.
Возникает некая третья (вторичная) реальность в человеке, которую принято называть душой, аккумулирующей в себе всю чувственную, и всю разумную жизнь человека, соединяя воедино его плоть и дух. Это так называемая душевная сфера человеческого существования. Характеризуя её, мы надеемся доказать то, что она не является таким же первичным антропологическим понятием как плоть и дух.
Для этого обратимся к Библейскому рассказу о сотворении человека.