Все, что помню. Часть 2. Институт. Гл. 1

Лана Невская
1. Вступительные экзамены

Поступление в институт тоже оставило яркий след в моей памяти.
Чтобы не мешать мне готовиться в последние дни перед экзаменами, мама взяла с собой младшего брата и уехала на дачу к подруге , папа обещал сообщить ей результат сразу, как только вывесят списки с оценками. Сам он был на работе целыми днями, и его присутствие ничуть не мешало  мне заниматься.
Целый год я занималась только математикой, нахально надеясь написать письменную работу  на отлично.
  Это давало мне возможность не сдавать остальные три предмета, а быть зачисленной по результату первого экзамена. Эта привилегия давалась медалистам всего в течение двух лет. У меня оставался только один шанс, и я на него рассчитывала. Целый год я, как затворница,  с работы шла домой и садилась за учебник по математике для поступающих в ВУЗы. Просто решала все задачи и примеры подряд, не выбирая.  Если что-то не получалось, то открывала ответы и решения, разбиралась и шла дальше.

К началу июня весь учебник был освоен, но осталось одна  задача,  над решением которой я билась не один день и не могла решить, а пояснения к ней почему-то не было, а я никак не могла сообразить, как составить к ней уравнение. Мама предложила позаниматься несколько раз с репетитором и у нее узнать решение этой задачи. Я сначала отказалась, - ведь столько всего решено, так неужели эта  задача сделает погоду. Но потом решила сходить пару раз — вдруг что новое узнаю по поводу вариантов письменной работы, которая была в прошлом году. Тогда варианты могли повторяться несколько лет подряд, только цифры менялись.
Пару раз я сходила на занятия к преподавателю и уже перед уходом спросила у нее, почему у меня задача не решается?.Она взглянула на мои расчеты и сказала:
- Да тут просто дробь перевернуть надо!.
- Ну, конечно, как же я сама не сообразила! Вот клуша! - отругала я себя и отправилась домой с чувством  выполненного долга.
.Решив, что перед смертью не надышишься,   в последний  день перед экзаменом я не стала листать учебники и тетради и легла спать пораньше: завтра в 9 утра должна была решиться моя судьба. Если четверка — то все: придется сдавать английский, географию и ненавистную историю со всеми ее царями, войнами и съездами. А я даже не приступала к подготовке по этим предметам.

И вот наступил час Х.  Всех рассадили по местам в большой аудитории и открыли доски с шестью вариантами заданий. Мне достался трети вариант. Я пробежала глазами задание: задача, пример на сокращение, тригонометрический пример с половинными углами и задача по геометрии  с трапецией. Весь обзор задания занял несколько секунд, но я сразу поняла, что задача оказалась именно та, решение которой я в последний момент спросила у преподавательницы! Я чуть не пискнула от счастья:  теперь была надежда написать работу на отлично!

Я начала с задачи,   подробно описывая каждый свой шаг,  как учили в школе. Задача была главной в работе — если решишь только задачу — уже пару не поставят! Скоро с задачей было покончено, арифметический  пример длиной на всю страницу благополучно сократился, выдав мне в итоге  любимую единицу.

Я с энтузиазмом взялась за тригонометрический пример.  Настроение было хорошее, времени навалом, и я спокойно успевала все сделать  и проверить.. Быстро подставив знакомые формулы, я закончила преобразования и получила в ответе : - cos х/2.
И тут меня охватила паника: ну не может пример на экзамене иметь ответ со знаком «минус»!  Почему такая мысль пришла мне в голову, я не могу объяснить до сих пор! Я взялась решать пример  заново, проверяя каждое свое действие — результат оказался такой  же! Я еще раз проверила, правильно ли я списала пример с доски — все было правильно! Но этот злосчастный минус  не давал мне покоя.
 
С каким-то внутренним напряжением взялась я  за  геометрию, быстро решила последнюю задачу и опять вернулась к тригонометрическому примеру. Проверив еще раз все формулы, я собрала свои вещи и пошла сдавать работу. Я поняла, что если я ее не  сдам сейчас же, то просто сойду с ума. Я не стала ждать знакомых девчонок, а сразу поехала  домой и позвонила папе, что все решила, теперь  нужно ждать результата,  который будет известен только через три дня, накануне экзамена по истории, на консультации.
             
Все эти три дня я тупо пялилась в  учебник истории, но  не только ничего не могла запомнить, но даже плохо понимала, о чем читаю.

Наконец, наступил день консультации, и я  поехала узнать оценку по математике. Экзаменационные листы выдавали в деканате.  Я  зашла , получила свой лист  и вышла в  коридор,  к окну. Потом потихоньку стала открывать  его,  заглядывая  сбоку, как можно дольше оттягивая решающий миг. Но сколько не тяни — этот миг настал, и я увидела «отлично», написанное чьим-то красивым почерком.
Сердце мое мгновенно вернулось из пяток на свое законное место, я отдала обратно в  деканат экзаменационный лист, сообщив, что я  с ними прощаюсь до 1 сентября и  уезжаю отдыхать.
 
Потом поспешила обрадовать папу, а он побежал давать телеграмму маме, которая тоже вся извелась от ожидания.

Но папа почему-то решил выпендриться, и  написал в телеграмме не просто «поздравляю, поступила» или еще проще - «пятерка»,  а написал : наше дело правое, мы победилИ!.
А телеграфистка ни то невнимательно прочитала,  ни то не так поняла, но в результате мама получила телеграмму следующего содержания: «Наше дело правое, мы победиМ!
     На одну палочку ошиблась, а чуть человека в могилу не свела!
У мамы сердечный приступ, давление 220 на 127. Она понеслась на переговорный пункт уточнять детали: что получила по математике, готова ли к истории и т. д.

Ну, и досталось тогда папе за его телеграмму!

http://www.proza.ru/2019/09/03/815