Южнокорейский Боинг. Часть 2

Василий Морской
Часть 2. Цель уничтожить!

В этой части я приведу лишь отрывки из зарубежной и отечественной прессы, а также выводы комиссии ИКАО:

По материалам «Русская служба BBC News»:
«…Пассажирский "Боинг-747" (регистрационный номер HL7442) южнокорейской компании Korean Airlines выполнял регулярный рейс KAL-007 по маршруту Нью-Йорк - Сеул с посадкой для дозаправки в Анкоридже, на Аляске. На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров: южнокорейцев, американцев (в том числе конгрессмен Ларри Макдональд), тайваньцев, японцев и филиппинцев...»

«…1 сентября в 03:00 по местному времени (11:00 по Гринвичу) он вылетел из Анкориджа. Маршрут пролегал над Тихим океаном, огибая территорию СССР. Пролетая в районе радиомаяка в Бетеле, последнего пункта контроля на американской территории, самолет уже отклонился от курса в северо-западном направлении на 20 километров. Ситуация была штатной и не давала оснований для тревоги, но незначительная ошибка, постепенно накапливаясь, к моменту гибели самолета выросла до 500 с лишним километров...»

По данным расследования, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и впоследствии подтвержденным информацией с "черных ящиков", экипаж неправильно настроил автопилот, а в дальнейшем не выполнял ручных проверок текущих координат, положившись на автоматику. В 04:51 по местному времени самолет вторгся в советское воздушное пространство и продолжил полет над запретной зоной на Камчатке, где располагалась советская ракетная база.

В тот день ожидалось очередное испытание советской баллистической ракеты SS-25, которая должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.

Разумеется, американцам было небезынтересно, как работает советская ПВО (противовоздушная оборона).  К берегам Камчатки всякий раз направлялись самолеты-разведчики Р-135, которые при помощи бортовой аппаратуры наблюдали за пусками, полетами и падением ракет. Разведчики Р-135 строились на базе всё тех же "Боингов" и внешне почти не отличались от них, особенно в темноте и в облаках.

Разведывательный самолет  P-135 достиг границы СССР в 02:35 и начал курсировать в заданном районе. В определенный момент он и пассажирский "Боинг" сблизились настолько, что слились на экранах дальних радаров в одну точку.
Вероятно, затем "Боинг" продолжил движение в сторону Камчатки, а Р-135 удалился в направлении, более или менее совпадавшем с международным воздушным коридором.

Система ПВО страны приняла пассажирский лайнер за воздушного разведчика. На перехват поднялись шесть истребителей МиГ-23, которые сопроводили подозрительный объект над Камчаткой и вернулись на базу, когда он в 06:05 покинул советское воздушное пространство и продолжил полет над Охотским морем.

По материалам «Русская служба BBC News»:
«…Средствами электронного контроля было зафиксировано, что в 06:10 экипаж сообщил по радио наземным службам на Аляске и в Японии, что полет проходит благополучно. В 06:13 "Боинг" вновь пересек советскую границу, на этот раз над Сахалином. Навстречу взлетели два перехватчика Су-15. В 06:24 поступил приказ: «Уничтожить цель!»...»

«…Советский лётчик капитан Осипович выпустил две ракеты, поразившие авиалайнер. Через 12 минут обломки упали в море с высоты девяти километров в районе острова Монерон, юго-западнее острова Сахалин...»

Судя по опубликованным записям переговоров Осиповича с землей, пилот и его командиры не предполагали, что самолет пассажирский, а больше всего были озабочены тем, чтобы нарушитель не ушел.

Как корейский экипаж и пассажиры могли не заметить маневрирования в непосредственной близости у «Боинга» двух советских истребителей Су-15, которые работали парой и выстраивались параллельным курсом, потом опережали «Боинг», уходя на разворот, как пилоты «Боинга» не заметили предупредительных выстрелов Осиповича из авиационной пушки, а ведь он выпустил 243 снаряда? А может, и не было никаких пассажиров? А экипаж был специально проинструктирован в Анкоридже?

По материалам советской прессы:
«…В своих воспоминаниях и интервью 9 сентября 1996 года пилот перехватчика Су-15 Геннадий Николаевич Осипович отмечает, что предупредительные выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами (их просто не было), и пилоты лайнера могли их не заметить. Также он не пытался связаться с самолётом по радио — это требовало перехода на другую частоту. Лётчик признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако, Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным: самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км/ч (по прибору), что советский пилот принял за попытку ухода от перехвата — дальнейшее снижение скорости привело бы к сваливанию перехватчика в штопор. По мнению комиссии ИКАО, расследовавшей данный инцидент, снижение скорости было вызвано началом набора высоты для занятия другого эшелона...»

«…В 18:26 с земли поступил приказ об уничтожении нарушителя, и Осипович с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты «Р-98». Первая ракета пролетела мимо (под левым крылом лайнера), вторая взорвалась рядом с хвостом, повредив системы управления. Первоначально после поражения лайнер начал набор высоты, а затем стал снижаться со скоростью 1500 м/мин и вошёл в глубокую спираль. Через 12 минут после атаки рейс KE007 на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза и при ударе о воду полностью разрушился…»

Остаются нераскрытыми две ключевые загадки. Кто отдал роковой приказ? Почему экипаж "Боинга", которому, по официальной версии, приказывали изменить курс и сесть на советском аэродроме, не подчинился?

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, а в США же - будто "русские коммунисты" сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Лишь 7 сентября 1983 года советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей.
Плановая встреча советского министра иностранных дел Громыко и госсекретаря США  Шульца 8 сентября 1983 года в Мадриде вылилась в небывалый скандал с публичным обменом обвинениями.

Реакцией на гибель «Боинга» стали антисоветские акции в США (62 жертвы, в их числе сенатор Лоуренс Макдональд) и Корее (82 пассажира и 23 члена экипажа). Люди устраивали шествия протеста и жгли флаги СССР. С испепеляющей критикой в адрес Советского Союза выступил президент Рейган, назвавший случившееся «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», а также «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Репутации СССР был нанесен колоссальный ущерб.

Относительно ответственности советской стороны комиссия ИКАО пришла к выводу, что в момент отдачи приказа на уничтожение самолёта, командование ВВС СССР считало, что имеет дело с американским самолётом-разведчиком RC-135, но не произвело исчерпывающей проверки принадлежности самолёта из-за фактора времени, так как неопознанное воздушное судно вскоре должно было покинуть воздушное пространство СССР.