Семья Сырьевых

Любовь Матвеева-Поротикова
               

                Рассказ Федосьи Феоктистовны Сырьевой ул. Мира 109-32,
                г. Петропавловск, тел. 36-40-44 
                род. 12.06.1909 г. в с. Лебяжье Исиль-
                -Кульского р-на Омской обл.

                Дед Федосьи по отцу – Терентий, прожил 115 лет. Однажды он сходил в баню, немного поел, призвал семью, наказал, как жить без него, чтобы братья сестру не обижали, а потом произнёс:
                - А теперь буду помирать,  – лёг и умер…
                Раньше в Лебяжьем каждый хозяин кроме хаты в селе имел заимку где-нибудь  поближе к своей пашне. Были заимки ближние и дальние – у кого в трёх километрах, у кого – в двенадцати. Каждая заимка имела свою славу – там хорошая клубника росла, там – костяника, а там, где «Шерагин колок (лесок) – белые грузди. На заимке Ширшевых славился колодецс хорошей водой, а лес – вениками. У Сырьевых на заимке растили много лошадей – сначала своих, потом колхозных. Позже на этих заимках базировались полевые бригады. Когда в 1965 году дочь Федосьи Зоя побывала на бывшей своей заимке, от неё только развалины остались – что значит, нет постоянного хозяина, всё общее.
                Отец Федосьи – Феоктист Терентьевич Пахомов умер от тифа, шесть его детей (Коля, Федосья, Матрёна, Иван, Андрей, Анастасия - ещё двое умерли молодыми) остались на руках у матери – ЕВДЕНИИ (так произносит автор) Ивановны ( в девичестве - Серикова). В селе её очень уважали, барыней (!) считали, и звали не иначе, как по имени-отчеству (позже – баба Дена). Все члены семьи, как обычно, много работали, начиная с детских лет.
                - Праздников не было – робили, - вспоминает Федосья Феоктистовна. – Лён, коноплё, пшеницу, рожь сажали. Потом молотили – вручную, палками.
                На мой вопрос, как замуж вышла, моя собеседница ответила так:
                - Не упомнишь – сколь годов прошло. Ходили – ходили, играли – играли, под окошком сидели, в гармошку, в балалайку играли. Потом Миша говорит – в 1931 году это было – «Я тебя посватаю!». Я говорю – «Приходи!» Венчались, выпили гости по стакану вина пива, вот и вся свадьба.
                Сырьев Михаил Игнатьевич, муж, родился у своей матери с двойняшкой-братом, Володей. Мать его, двухнедельного, отдала бездетной сестре Секлетинье с её мужем Андреем, у них Миша и вырос, в то время, как братик Володя у родной матери прожил всего три месяца и умер. Мишу же приёмные родители баловали, как единственного ребёнка.
                А у его родной матери в это время жили, кроме умершего Володи, брат Александр (спился и умер в 1967 году) и сестра Полина Игнатьевна. Она работала санитаркой, сын её стал слесарем. Отца Игнатия убили в 1919 году белые – они заходили в село, и все прятались, кто где мог – кто на лодке в камыши уплывал, ктов подвалах сидел. Женщин брали в плен, мучили, чтобы сказали, где прячутся сыновья, мужья, потом отпускали.
                В тот вечер всё было тихо, все дома – с полевых работ приехали И вдруг – белые! Игнат успел спрятаться только за круглую печь в комнате. Жена с ребёнком сидели, их не тронули, а его закололи на их глазах. Действовали очень жестоко, мужчин кололи всех, кого найдут, кого – вилами, кого – штыками…
                Федосья с Михаилом прожили вместе 66 лет, жили хорошо, дружно. Дети больше любили отца – он и строгим бывал, и ласковым. А мать Федосья – неласковая, видно, и сама в детстве любви недополучила. Дочь Зоя обижается на неё, что вовремя ей глаз не вылечили – он у Зои в 9 лет заболел, а лечить стала сама, когда выросла и получила медицинскую профессию. Она употребила все усилия, чтобы вернуть зрение, ездила в институт Филатова в Одессу, но было поздно. Ей, правда, предлагали сделать операцию, если мать отдаст роговицу со своего глаза – иначе долго ждать, но мать отказалась.
                Из-за этого комплекса неполноценности – у неё было бельмо – Зоя очень поздно вышла замуж, в 39 лет, правда, удачно. Но детей по этой причине у них не было. Она водилась с племянниками от брата Васи (Саша, Оля) и сестры Анастасии (Володя). Потом у Ольги родилась Ксения, а у Вовы – Оля и Ксюша…
               
                Передо мной лист с генеалогическим древом семьи Сырьевых, начиная с Терентия, прожившего 115 лет. Судя по нему, сейчас в городе его потомков не меньше сорока... Беру телефонный справочник - в нём значатся всего две семьи Сырьевых... Что они знают про своих предков? Вечером попробую позвонить. Я хочу найти тех, кому будут интересны мои записки про их предков, чтобы отдать им старые фотографии и документы, даже не услышав "спасибо"... Только ИМ ЭТО НАДО?..

                Записано в 2000 году, а может раньше.