Где мы найдем финансы меганацпроектов

Александр Ёжик
Мышление по аналогии практически утеряно. Я уже не встречаю этот способ анализа естественных событий ни в научной среде, ни в публицистике. Однако, мне кажется, что этот способ мышления не потерял своего значения в современном мире.

Предположим, что экономика России является аналогом океанической экосистемы, где постоянно меняются условия и правила жизни. Они накатывают, как волны. Построили развитой капитализм в царской России, но 1917 году, сказали нам надо другое. Будем строить коммунизм! Но, перед коммунизмом обязательно должен быть социализм. Строили его много лет, и наконец, построили развитой социализм. Потом, много лет разрушали то, что было построено, уничтожая десятки тысяч предприятий в год, обанкротили колхозы, совхозы. Все это легко заместили на торговые центры, храмы РПЦ, замостили улицы плиткой и сделали много другого тому подобного. Ежегодно принимаются Думой сотни законов, некоторые из которых меняют наши планы полностью. Все это хорошо моделируется морской экосистемой, где обустраивать пространство вокруг себя просто бессмысленно. Возьмет и накатит следующая волна, и все построенное тобой смоет.

Очень большое начальство задумывается, ведь вроде все есть, чтобы сделать гигантский скачек и социально обогнать эти жалкие европейские страны по богатству граждан. То-то народ зауважает власть! Подсчитаем необходимое для скачка – природные ресурсы имеются в избытке, промышленность низкого передела ресурсов имеется, инфраструктура тоже присутствует, энергетика ещё со времен СССР функционирует. Остается только финансы вложить, скажем, 26 триллионов рублей, и тут же наступит вселенская благодать. Но, пока российская экономика аналогична океанической экосистеме, такие вложения вряд ли пойдут ей на пользу. И это не потому, что начальники плохие, а потому что система настроена по океаническому типу. Попробуем с этим разобраться подробнее.

Океан, как и Россия, обладает гигантским пространством, неисчислимыми природными ресурсами, космическими запасами солнечной и волновой энергии. Ещё в 70-ые годы двадцатого века считали, что морепродукты в будущем накормят все население земного шара.

ЕС выводит в Атлантический океан рыболовецкий флот. Ну, теперь все продуктовые проблемы в мире порешим! – подумают политики. В первый год взяли 10 млн. тонн рыбы. Хорошо! А через 5 лет взяли только 1 млн. тонн рыбы, а затем, и того меньше – 0,5. Через десять лет флот оказался полностью нерентабельным. Выясняется, что океан не способен в принципе накормить население земного шара.

Причина заключается в слабой кормовой базе. Оказывается в океанической воде не достаточно фосфора. Водорослям его не хватает. Причем тут фосфор спросите Вы? Чтобы понять суть дела, кратко рассмотрим процессы фотосинтеза в хлорофилле. Под действием кванта света возбуждается молекула пигмента, за счет которого происходит фотолиз воды. Молекула воды теряет электрон, энергия которого в конечном итоге оказывается аккумулированной в молекуле АТФ присоединением фосфата к молекуле АДФ. Водород ион связывается NAD, а свободные радикалы окисляются до кислорода и воды. Кислород выделяется в атмосферу. Это основа фотохимических реакций. После этого, АТФ и NAD+H переходят в темнёную стадию, где с помощью этих веществ связывается углекислый газ с образованием сахаров. Сахара являются универсальным химическим веществом, из которого растительные клетки способны получить любые другие вещества, необходимые им для жизнедеятельности. Получается, что чем больше фосфатов имеется в клетке, тем больше вырабатывается АТФ, и тем больше получаем сахаров, тем больше в океане продуцентов.

Из этого вытекает, что нормальная работа фотосинтетической системы растений возможна при достаточном количестве растворенных фосфатов в воде. На суше фосфаты содержатся в почвах, но все равно приходится вносить фосфорные удобрения, если желаем получить хороший урожай. В океане всегда присутствует недостаток этого вещества. Связано это с тем, что фосфор поглощается водорослями. Одноклеточные водоросли постоянно тонут, а с ними утекает фосфор.

Надо сказать ещё про одну важную особенность океана. Дело в том, что вода в океане состоит из двух слоев, а между ними есть термоклин, как некоторая линия. Он не позволяет им перемешиваться и перемещаться снизу вверх. Вверху находится теплая вода с низкой плотностью, а внизу залегает вода высокой плотностью – царство холода.  Слои не перемешиваются при морском волнении. Если водоросль уходит за термоклин, то фосфор уже никаким образом не может вернуться к поверхности воды. В результате фосфор концентрируется на глубинах более 200-300 м от поверхности воды.

В зонах апвеллинга возникают восходящие глубинные течения, которые фосфор доставляет к поверхности, где бурно развиваются водоросли, которых поедает планктон. В свою очередь он является пищей для мелких рыб, а те для крупных. Явление апвеллинга, например, наблюдается у берегов Чили, что вызывает гигантское скопление рыбы. Большая же часть океана дистрофна или очень бедна по отношению к наземным экосистемам, несмотря на достаточные количества тепла и света.

Естественно возникает мысль: – А, что если взять и удобрить мировой океан фосфатами, как удобряем поля, где выращивается пшеница. Тогда, весь океан зацветет, и его ресурсы многократно увеличатся. Это должно выглядеть, примерно, так же, как если мы из бюджета страны вольем 26 триллионов в российскую экономику. Вот заживем!

В отличие от экономистов, которые никаких предварительных экспериментов не проводили, океанологи решили сначала попробовать удобрить воду в аквариуме, моделирующем экосистему открытого океана. Когда в аквариум добавили раствор солей фосфорной кислоты, то оказалось, что водоросли с невероятной скоростью начали размножаться, но они  его с той же скоростью стали поглощать, аккумулируя в вакуолях. Т.е. они его просто жрут, не используя в фотосинтезе!

Очень быстро фосфора в воде опять не остается, потому что он весь захвачен микроорганизмами. Понятно, что одноклеточные водоросли немного тяжелее воды и постепенно тонут, увлекая за собой весь захваченный фосфор, который опять концентрируется на дне. В результате через некоторое время вода в аквариуме снова испытывает дефицит фосфатов.

По аналогии с океанической системой финансы мега нацпроектов, подобно фосфатам в океане, поглотятся на самом первом уровне этой системы. И сразу же будут выведены в офшоры, как в океане фосфор опускается за линию термоклина. Слои не перемешиваются при волнениях, фосфаты неумолимо идут на дно. Ну, а на какое дно они упадут, я думаю, любой догадается!

Конечно, можно в батискафе опуститься на дно и посмотреть: – Ну, где там фосфор?