Малоизвестный портрет Кустодиева

Алина Алексеева-Маркезин
     Б. Кустодиев.«Портрет госпожи Т.»Частная коллекция.

   В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в феврале 2018 года проводилась выставка 140-летие Бориса Кустодиева.
     Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). На портрете изображена дочь близкого друга художника — ведущего тенора Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова. Кустодиев был страстным любителем классической музыки, писал, ваял и рисовал портреты своего кумира множество раз.
 В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. После выставки картина вернулась заказчику, а в 1915 году Мария Ивановна умерла, и сведения о местонахождении портрета затерялись.

      Рассказывают организаторы выставки."Когда мы готовили выставку, случилась одна из таких историй, которые нарочно невозможно придумать. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года.
 На расспросы о том, почему они раньше не обращались за экспертизой, владельцы отвечали в том духе, что не хотели разочаровываться, если бы это оказался не Кустодиев. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке."

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ксении Кривошеиной.
Париж,Франция

     В моих архивах хранится репродукция из журнала «Мир Искусства» 1913 года: «Портрет госпожи Т.» Б. М. Кустодиев. Рукой деда Ивана Ершова на этом листке бумаги написано «дочь моя Маруся Ершова». Бабушка стремилась всю жизнь хранить семейную память, в нашей квартире все стены были увешаны фотографиями: Ершов в жизни, на сцене.Одно из главных мест занимали портреты деда, написанные Борисом Кустодиевым.
    Они дружили, и Ершов много позировал ему. Кустодиевские «Ершовы» есть в Русском музее и в Бахрушинском - картины, рисунки и даже скульптура. Дед был очень красив в жизни, а на сцене в гриме и костюме его харизма действовала на зрителей и слушателей гипнотически.
У меня много семейных фотографий, среди них и моя тетушка, красавица Мария Ершова, она умерла в 22 года от чахотки и, как говорит семейная легенда, от несчастной, неразделенной любви, к своему мужу, подпоручику Александру Торлецкому. Тем, кто сегодня ездит отдыхать на Терлецкие пруды в Новогиреево, неведомо, что это место было основано купцами Торлецкими. Со временем буква О в фамилии переделалась на Е, частенько пишут и А.

          Дед, свою дочь Марусю от первого брака с Любовью Всеволодной Баскаковой, ученицей Рубинштейна, – обожал. Я не знаю подробностей брака Ершова с Баскаковой, со слов моей бабушки, она была для него опорой и большим помощником. Был ли брак счастливым? Как знать? История личной жизни Ивана Ершова, знаменитого тенора Мариинского театра, вагнерианца, кумира Козимы Вагнер и, как ни покажется странным, в равной мере блестящего исполнителя партий столь исконно русского Римского-Корсакова, – до сих пор хранит свои тайны.

      Внешне Маруся была похожа на Ершова (впрочем, как и ее брат Всеволод, и мой отец Игорь). Копна прекрасных волос, красивая шея, прямой нос с горбинкой, грациозная манера держаться… образ дополняли экзотические наряды, так странно одевалась и Свириденко. Маруся мечтала стать драматической актрисой, неплохо рисовала, этот дар от Ершова перешел и к Всеволоду, и к моему отцу Игорю, и ко мне.
   
    Может показаться странным, но дед винил себя в скоротечной чахотке Маруси. Объснял он это тем, что сам в юности тяжело болел «этой дрянью» и «генетически» передал туберкулез своим детям. Но в XIX-ом и до середины XX-го вакцина БЦЖ в России не была распространена. Да и во Франции несмотря, на открытие этой чудодейственной прививки Альбером Кальметтом и Луи Пастером, необязательная вакцинация началась только в 30-е годы.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БАХРУШИНА Ю.А.

    "Александр Иванович Торлецкий был женат на дочери известного русского оперного певца Ивана Васильевича Ершова — Марии Ершовой. Детей у них не было.Александр знал Петра Ильича Чайковского, Александра Зилоти, Фелию Литвин. Был учеником известного композитора Николая Черепнина. Мария Ивановна Ершова обладала прелестной внешностью, большой общительностью и острой наблюдательностью. Её много рисовал Борис Кустодиев, а так как она с детства проявляла хорошие способности к рисунку, особенно к карикатуре, то бывало, что Кустодиев давал ей кое-какие советы."

В 1905 году землевладелец Александр Торлецкий построил на собственных землях первый в истории отечественной урбанистики поселок с централизованным планом. Прямо в Новогиреевском лесу прорубили просеки и проспекты и на небольших земельных участках построили индивидуальные дома. Одни, деревянные, были предназначены для временного летнего проживания, другие, каменные, - для круглогодичного проживания. В поселке открылась школа, телефонный узел, телеграф, почта, пожарное депо и железнодорожная станция, откуда можно было за 20 минут добраться до Курско-Нижегородского вокзала.
 
     От станции к особнякам и от особняков к станции жителей доставляли на конном трамвае. Вдоль проспектов, которые носили названия: Княжеский, Графский, Баронский и т. д. - установили скамейки, улицы осветили электрическим светом, а в дома подвели воду и телефон. Капиталовложения Торлецких даром не пропали. Все участки в поселке распродали всего за год.
После 1917 года Александру удалось бежать в Хорватию вместе со своей матерью. По всей видимости, в 1914 году он был в Париже на балетных сезонах Дягилева, о чём говорит его переписка с Николаем Черепниным, упоминая «Павильон Армиды».

         Вот отрывок от 12 ноября 1922 года из переписки жены композитора Николая Черепнина с Марией Бенуа:
      «Старый ученик», как напоминает о себе А. И. Торлецкий из Загреба 12 ноября 1922 года, зять знаменитого певца (исполнителя героических теноровых партий в операх Вагнера на сцене Мариинского театра) И. В. Ершова, похоронивший жену: «Много воды утекло со времени нашего последнего свидания весной 1914… При перевороте я спасся, но потерял все… Передо мной страшная пропасть полной нищеты… мать угасает от голода и холода… работу найти не могу… Если Вы сами не можете мне помочь, попросите за меня других. М. б. Фелия Литвин захочет поддержать мужа „Зигфридовой дочки“, м. б. Прокофьев (мамин родственник через Екатерину Григорьевну Раевскую), м. б. Саша Зилоти… В руки Ваши передаю жизнь бывшего Вашего ученика Шурика… Зная „Павильон Армиды“, нельзя не верить в доброту, широту и чистоту его автора.