1. Русский - это демон... Лермонтов

Владимир Конюков
1. Русский – это демон… Лермонтов.



     Николай I.
«Царь взял с собой книгу Лермонтова, прощаясь с больной женой в Эмсе. В сопровождении Бенкендорфа и Орлова 12 июня 1840 года он сел на пароход «Богатырь», доставивший его в Петергоф. 12 (24) июня Николай начал свое письмо к императрице и продолжал его во все время плавания».
«… Я работал и читал всего Героя, который хорошо написан. Потом мы пили чай с Орловым и болтали весь вечер; он неподражаем»…

«В три часа дня царь пишет: «Я работал и продолжал читать сочинение г. Лермонтова. Второй том я нахожу менее удачным, чем первый. Погода стала великолепной, и мы могли обедать на верхней палубе. Бенкендорф ужасно боится кошек, и мы с Орловым мучим его — у нас есть одна на борту. Это наше главное времяпрепровождение на досуге».

«В семь часов вечера роман был дочитан. «За это время, я дочитал до конца Героя и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде.
Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы…».
 
     В письме отзыв царя о романе Лермонтова объёмный…
Современному читателю, проще и достаточно представить, отрывок в такой редакции, как выше выдержка из текста. Просто, коротко и ясно…, по – царски, сказал, как отрезал.

     Загадка литературоведения, академическая наука не едина во мнении.
Лермонтова опасались резюмировать, разгадывать, обобщать…,  сатану, демонов надо было упоминать. Крайнее религиозное, «чур – чур,  меня!» (не касайся меня, не касайся, не тронь)
А почему? Боялись…
Кого? …  Русского!
Кто? Противники всего русского… И правящий императорский двор, немецкими корнями, иностранным правлением. Что плохого случается в империи, чернь, каждый раз скандирует на улицах столицы, немцы, немцы во всём виноваты…

     Закавыка получается, потому что умышленно или нет «академики» литературы никак не поясняли. Царь говорит, «… изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах».
А роман - то русский, Лермонтов пишет о русских характерах…. Самодержец их отожествляет с презренными в иностранных романах…?!
Царь презирает эти характеры, а они… русские! Царь, руководитель государства, управляет русскими презираемыми характерами…

     Общепринятое мнение о романе Лермонтова «Герой нашего времени», о царской точке зрения. В высшей школе прошлого века практиковалось похожее объяснение. С оговоркой, … ничуть не защищая самодержавие. Сейчас есть в инете, читаем.
«Не мог Николай Павлович, для которого долг был самым важным в жизни, любить "Героя нашего времени". В принципе, государь был, в некотором роде, идеалистом, когда полагал, что человек должен служить стране, а не лелеять свою меланхолию и не пестовать свой цинизм. Николай Павлович не любил не Лермонтова, а его героя…»
Сгладить отношение Государя к писателю можно, но веками навязываемое мнение, царь не любил Лермонтова… А он и не должен любить… Любовь – философское понятие, для философов.
Найти ему место, чтобы максимально извлечь выгоду для государства.
Какой же он Правитель, если не использует в своих целях, страны, даже самые отрицательные демонические качества писателя Лермонтова?

     Сестра царя, Мария Павловна, вдрызг разнесла содержание романа: «В сочинении Лермонтова не находишь ничего, кроме стремления и потребности вести трудную игру за властвование, одерживая победу посредством своего рода душевного индифферентизма, который делает невозможной какую-либо привязанность, а в области чувства часто приводит к вероломству. Это - заимствование, сделанное у Мефистофеля Гете, но с тою большой разницей, что в "Фаусте" дьявол вводится в игру лишь затем, чтобы помочь самому Фаусту пройти различные фазы своих желаний…»
Слог, как в добрые старые времена… Учительница говорит...
Кто учил, пока был жив Василий Андреевич Жуковский!? Уроки русского языка давал всему семейству двора и не одного, царской династии. Привлекал Пушкина  к обучению будущего императора, цесаревича, Александра, ставшего II (вторым).

В словах Марии Павловны, а она женщина, заинтересованная близкая родственница Правителя – царя…, разгадка смысла романа Лермонтова. … Правление страной, государством.
Лермонтов – русский поэт, гражданин страны, она – немка, родственница царя, ему оппонирует фразой…: «В сочинении Лермонтова не находишь ничего, кроме стремления и потребности вести трудную игру за властвование…». Говорит прямо: власть…, любая, не только личная. Слышится небольшой подтекст и над ней цензура была властна.
Во власти, привязанность, то есть, преданность и антипод -  её вероломство. Демоническая основа автора, посмел об этом говорить, о правящей власти.

Подтекст всей фразы сложный, писатель Лермонтов о «Герое…» русском, в устах дамы завуалированный. И вычурная критика женщины такая, постоянные бунты интеллигенции при  засилье русских земель иностранцами, те же уроки восстания 1825 года.

     Роман Михаила Юрьевича «Герой нашего времени» и поэма «Демон», одного времени. Конец 30-х девятнадцатого столетия.
Невероятное! Никогда «лермонтоведением» не акцентировался факт, что произведения Лермонтова, царским двором – родственниками, правительством, могли рассматриваться в форме призыва…
Популярным и в 19 веке, выражением,  «русские идут!». Прямо не написано по цензурным соображениям, а литературный подтекст…?

     Оценка царём литературы, он главный в империи… Понятно.
Был квалифицированный отзыв сестры царя, Марии Павловны. А ещё была жена императора, которая настоятельно посоветовала прочитать мужу – Правителю, роман Лермонтова «Герой нашего времени». Не забудем, всё семейство, немецкими корнями правления на российских русских землях, прижилось веками постоянного местожительства. Были как родные русские, но духом древней немецкой родовы.

Брат царя,  Михаил Павлович, после отчисления из университета студента – юноши Лермонтова, по просьбе бабушки Арсеньевой, устроил будущего писателя в военную школу подпрапорщиков. Мечта миллионерши – старушки, приятельницы царицы, «армия из него человека сделает». Школа, трамплин с азов познать воинскую службу, достичь вершин не только в поэзии и прозе. Престиж того времени, зваться высшим офицерством.
Михаил Павлович даёт оценку творчества своего протеже о поэме «Демон», оригинальную в то же время очень точную и… озабоченную.
«Был у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. Только я никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли духа зла, или же дух зла – Лермонтова».

Для двора, немецкими корнями правления, прямой угрозой «явился русский Демон». Вот что увидел царствующий,  иностранного правления двор!

     В ответ на придуманную романтическую «пушкинистику» на французский лад, годами встречалось утверждение. Не надо ничего выдумывать, весь Пушкин в стихах, прозе, статьях, в письмах переписки. К «академикам» взывало самодеятельное, на энтузиазме созданное, «самиздатовское» пушкиноведение.
Часто слышалось, главный свидетель событий – царь и его тексты.

По Лермонтову добавим, было это же утверждение и свидетели - родственники, ближайшее окружение царя.
Слова брата царя, «нечистой силы прибыло», это он о ком?
О русской нации, национальности, о всех русских. Пренебрежительно в одном лице, Лермонтове, с превосходством, оскорбительно, унижающе славянский род, его веру – православие.
Демонический Лермонтов, демонические его творения, писатель - демон… Слышали неоднократно, а что это оскорбительное в адрес русской нации, никто никогда не разъяснял и не хотел… Академическая наука, начиная с царской, по логике, вся была иностранной, возглавляемая иноверцами для русских земель! Так получается.

     Читаем из словарей.  ДЕМОН.
1. В древнегреческой мифологии - божество, существо, среднее между богом и человеком.
2. В христианской мифологии - дьявол, злой дух (церк.).
3. Злой искуситель, существо, обладающее таинственной силой, которое побуждает к чему-нибудь недоброму, злому.
В определении христианское понятие… ДУХ.

Читая тексты 19 века… Религиозного смысла, с противоречивыми догмами церквей,  непрекращающихся словесных идеологических войн содержания…
Смысл характеристики произведений Лермонтова для царского двора, был один,  «РУССКИЕ  ИДУТ!», православие наступает. Летучая фраза на многие века, боязнь свержения власти. Захват власти русскими…, значит, православными русскими, потому что было в том веке отдельное понятие, православные и они были иностранцами. Православные иностранцы…
С восстания «декабристов» 1825 года у двора страх… Свержение самодержавия, малая часть лозунгов. Террор, Рылеев готовился лично убить Николая и это было. И был главный призыв: убрать иноземное правление из русских земель!

     Брат царя, Михаил Павлович жёстко, коротко прокомментировал поэму, «… явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. Только я никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли духа зла, или же дух зла – Лермонтова».
Русский Демон, значит, нечистая сила - он!

     Читаем энциклопедическую справку - аннотацию.
«Герой поэмы — летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья» — с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения. Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара — дочь седого Гудала. В его большом доме идёт подготовка к свадьбе — юная Тамара должна стать женой властителя Синодала, направляющегося с богатым караваном на брачный пир. Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки, и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым.

Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. С этого момента юная княжна теряет покой. Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь. Наконец Демон, долго наблюдающий за своей избранницей, решает появиться в её обители. Ангел-хранитель Тамары безуспешно пытается преградить визитёру путь — тот чувствует себя хозяином ситуации. Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Тамара откликается на его порыв и умирает в его объятиях. Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале».

     До десятка вариантов поэмы, много переделок, сотни правок самим Лермонтовым. Требования цензуры и недовольство поэта текстом. Окончательная к публикации сборная версия составлена издателями Германии и России только во второй половине 19 века.
Нам неизвестно, какой вариант читала царская семья, не исключено, что запрещённая, изъятая у кого – либо.
Для царского двора аналогии, сравнения, поэтом были достаточными… Русские в образе Демона, летающие над миром.
«… летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья» — с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения».
Всё это владения царского двора - империи…, русский летает, презирает. Брат царя сказал, тоже, как отрезал, «… явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло».
Русское православие для иноверцев и было определение, она (оно) и есть – нечистая сила.


Продолжение следует.