ЭТЮД

Рейтаро Уза
Как-то раз довелось увидеть, как один хозяин паба поучал своего молодого бармена:
- Запомни! Ты сюда не красоваться поставлен. Ты должен абсолютно всё видеть и слышать, и не для того, чтобы обдирать клиентов. Каждый из них приходит сюда, чтобы расстаться со своими деньгами. Сделай так, чтобы это было красиво, чтобы люди получили удовольствие, запомнили и в следующий раз пришли именно сюда. Вот посмотри на ту четвёрку справа от тебя. Эти друзья приходят сюда каждую неделю. Вот прислушайся к ним.
Неожиданно я осознал, что в пабе непривычно тихо, и можно отчётливо слышать разговоры за ближними столиками.
- Может прекратишь уже чиркать свои каракули? - обратился высокий шатен средних лет с пальцами пианиста к рыжеволосому, с кудрявой шевелюрой соседу, что-то рисовавшему на салфетке.
- Как ты не понимаешь? – возмутился художник. – Это же наброски моих идей, чувств! Можно сказать, этюды.
- Это ты мне про этюды говоришь? – удивился музыкант. – Да, я только сегодня полный концерт этюдов отыграл!
- Нееееет, – хитро улыбаясь, гнул свою линию художник. – Ты исполнял чужие замыслы, а я при вас воплощаю свои!
- Да о чём ты? Ик! Твои воплощения останутся на бумаге или холсте, - включился в спор русоволосый и с очень живой мимикой их приятель. – Вот у нас в театре, ик... каждый этюд уникален! Это всегда им... им... импровизация, к которой смогут прикоснуться только, ик... участники и зрители. Так что наши этюды несоизмеримо круче ваших! Ик!
Над столом возникло напряжение предстоящего долгого спора, которое неожиданно дополнил густой бас:
- Да, что там ваши этюды, наброски, зарисовки, скетчи, - погладив свою лысину несколько раз, произнёс четвёртый друг, до этой минуты молча наблюдавший за развитием событий. – Вот у нас этюды появились ещё полторы тысячи лет назад*, когда шахматы назывались шатранджем. Круто, да? Не каждый из вас их сможет понять и решить.
В этот момент хозяин паба подал едва уловимый сигнал, и у столика друзей тут же оказалась миловидная официантка:
- Мальчики, ещё пива?
Услышав их громогласное «да», хозяин продолжил свой урок:
- Вот видишь, клиенты – это пластилин. Нужно уметь создать атмосферу, условия и возможности. Чуть подтолкнуть, ну, как с рекламой или модой. Создать иллюзию самостоятельности желаний и выбора. Оп! И готово! Лепи из них, что хочешь! И пока они ведут свой принципиальный спор здесь, мы зарабатываем. Я зарабатываю, ты зарабатываешь. Ладно, надо готовиться. Через два часа трансляция, будет жарко, сам понимаешь. Ведь пустопорожние беседы друзей по душам за жизнь – это, как они выражаются, всего лишь этюды. А настоящее искусство, шоу-бизнес будет впереди. Красные против синих! Эх!!!
Хозяин согнул руку в локте, подняв кулак победно вверх, и, прежде чем скрыться за дверью подсобки, философски закончил наставления:
- Дивиде эт  импера! Разделяй и властвуй!*

(433 слова)
13.06.2018

Примечание.
* Шахматист слегка приврал в пьяном споре, этюды появились немного позже. Мансуба (в переводе с арабского — «то, что было устроено») — древний аналог современного шахматного этюда в старых арабских и среднеазиатских вариантах шахмат, таких как шатрандж, появились примерно в VIII веке. 
* Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) — принцип государственной власти, а также тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними.