in memoriam

Владислав Нелавицкий
Пути Господни неисповедимы..  или краткая история одной очень краткой, по сути, жизни…


Когда, в 1923 г., лейтенант Нелавицкий покинул Бизерту, он не воображал себе что никогда больше не увидит Графскую пристань, с которой он отчалил, уже почти сто лет тому назад, в Октябре 1920 г. на борту крейсера ''Генерал Корнилов''. Он не мог себе представить, что больше никогда не увидет просторы своей любимой Россий,  родной город Керчь, такой же родной Петербург, или Ялту и Феодосию.

Ещё с малых лет, Ян-Иоанн страстно любил море, и его мечта была учиться в Морском Корпусе. Но его мама, потерявшая мужа, когда Яну было ещё 2 года, уговорила его стремиться к более безопасной карьере, и, Ян, повинившись, поступил на юридический факультет ''Катковского'' Императорского Лицея в память Цесаревича Николая.

Выпуск из Лицея застал его в полный разгар первой мировой войны. Ян поступил во флот. Плавал корабельным гардемарином на крейсере ''Рюрик'', потом был произведён в офицеры и служил на линейном корабле ''Андрей Первозванный'' Балтийского флота. Последовала  трагедия гражданской войны.
Далее Бизерта. И первая волна эмиграции….

Писал он про жизнь в эмиграции ещё тогда, но всегда  актуально:

“Учёный муж – маляр иль плотник.
Шофёр-извозчик иль работник.
В культуру Запада попав,
Не признан там  и сел впросак.

Рабом лишь числится он в ней!
Француз ли, немец, англичанин
Не покрасневши ни ей, ей
чтит правилом как пуританин,

что и сенатор и купец
и генерал и бюрократ
кто познатнее во сто крат
им в услужение просто взят

чтоб чистить сапоги тому
кому не внятно самому
души простое благородство
их жирному взамен дородству”.

Пережил он за рубежом 4-летнию оккупацию фашистами, сразу же после 5-летнию гражданскую войну, спустя полутора десятка лет 7-летнию хунту черных полковников.
Долгие годы своей мучительной жизни Ян посвятил воспитанию своих детей, которые родились в эмиграции. Приоритет: Россия, Русский язык. Русских школ уже не было и пришлось взять это на себя.

В шкафу у него бережно хранился Андреевский флаг, который он имел при себе из Бизерты. И его завещание было, чтобы этот флаг  вернулся на Родину. Флаг вернулся. И храниться в Центральном Музее Военно-Морского Флота, вместе с лейтенантскими погонами Яна Владиславовича Нелавицкого.

Прах Русского офицера Яна Нелавицкого (1895-1974) покоиться на старинном Русском Военно-Морском кладбище г. Пирей.