Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 46. Христинство

Ермолаев Валерий
    
                Сверчок
                Часть 2
               Коллежский секретарь
                46
               Христианство спасет мир.

Следующую беседу с Чаадаевым я начал со слов:
- Но разве мы здесь не христиане? И разве нельзя быть цивилизованным не по европейскому образцу?
- Христиане христианам рознь. В мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле, да и ведет к этому на самом деле. В противном случае дела опровергли бы слова Спасителя. Он бы не был среди своей церкви до скончания веков. Новый строй — царство Божье, который должен наступить благодаря искуплению,— не отличался бы от старого строя,— от царства зла,— который должен быть искуплением искоренен. Тогда мы снова остались бы с этим воображаемым свойством непременного совершенствования, о котором мечтает философия и которое опровергается на каждой странице истории. В истории это пустое возбуждение ума, которое удовлетворяет лишь потребностям материального бытия и которое, если и поднимает человека на некоторую высоту, то всегда лишь с тем, чтобы низвергнуть его в еще более глубокую пропасть.
- То есть и христиане, могут жить в неведении и отступать от божеских и человеческих истин?
- Христианство обладает двумя легко различимыми функциями. Во-первых, действием на индивидуальное, во-вторых, действием на общее сознание. В верховном разуме то и другое естественно сливается и приводит к одной и той же цели. Но наш ограниченный взгляд не в силах охватить все время, в которое осуществляются вечные предначертания божественной мудрости. Нам необходимо различать божественное действие, проявляющееся в данное время в жизни человека, от того действия, которое проявляется лишь в бесконечности. В день окончательного завершения дела искупления все сердца и все умы составят лишь одно чувство и лишь одну мысль, и падут все стены, разделяющие народы и вероисповедания.
И тут я зачастил вопросами.
- И настанет царство Божие когда-нибудь? Но тогда история закончится? И времени больше не будет? Значит в подготовке к этому должен существовать какой-то особенный круг идей? В пределах этого круга должно пройти  брожение умов в том обществе, где цель эта должна осуществиться, т. е. там, где идея откровения должна созреть и достигнуть всей своей полноты?
- Да. Этот круг идей, эта нравственная сфера неизбежно обусловливают особый образ жизни и особую точку зрения. Они могут и не совпадать у разных народов. Однако по отношению к нам, как и по отношению ко всем неевропейским народам круг идей и нравственная сфера, создают одну и ту же особенность в поведении. Эта особенность есть следствие той огромной духовной работы в течение восемнадцати веков, в которой участвовали все страсти, все интересы, все страдания, все воображения, все усилия разума.
- И этот особый круг идей существует в странах Запада? Наша философия и наши идеи… тьфу!
- Невзирая на все незаконченное, порочное и преступное в европейском обществе, как оно сейчас сложилось, все же царство Божие в известном смысле в нем действительно осуществлено, потому, что общество это содержит в себе начало бесконечного прогресса и обладает в зародыше и в элементах всем необходимым для его окончательного водворения в будущем на земле.
- Значит вперед к христианству? Потому что Христос Бог, а не пророк?! А как же Аллах с пророком Магометом, или еще раньше Яхве с пророком Моисеем? По этому поводу и для утверждения веры много было пущено кровищи! За меч держались и верные и неверные!
- Пока не замечаешь влияния христианства везде, где человеческая мысль с ним как бы то ни было сталкивается, хотя бы только с целью борьбы, не имеешь о нем ясного представления. Всюду, где произнесено имя Христа, оно само по себе неотразимо увлекает людей, что бы они ни делали.
- Стоп, стоп, стоп… а имя Аллаха не увлекает людей, оно чем хуже, чем любое другое имя Бога?  Я сам черненький арапчонок! И вообще, причем здесь имя Бога? Важна Его сущность для человека, и что Он есть в его душе.
- Ничто не обнаруживает вернее божественного происхождения этой религии, чем свойственная ей черта абсолютной всеобщности.
- Всеобщность, которая дробит мозги и теребит душу, вводя в нее понятия Бог – Отец,  Бог – Сын, Бог – Дух святой? А я, например, верю в одного Бога!  Какая для меня Троица абсолютная всеобщность? Из трех частей сложенный абсолют. 
Плохая математика.
Может быть хорошая поэзия Слова.
 - Не плохая, а математика множеств! Это дает Троице внедряться в душах всевозможными способами. Это дает возможность овладевать умами без ведома людей, господствовать над ними и направлять к одной цели.  Всякое изречение Христа становится осязаемой истиной. И тогда явственно различаешь действие всех рычагов, которые пускает в ход его всемогущая десница, чтобы направить человека к его назначению, не посягая на его свободу, не сковывая ни одной из его природных сил, а, напротив, вызывая их высшее напряжение и возбуждая до бесконечности всю, сколько в нем ни есть, его собственную мощь. Тогда  бросается в глаза, что в новом распорядке ни один нравственный элемент не остается без действия, что все находит  в нем место и применение, самые деятельные дарования ума, равно как и горячие излияния чувства, героизм сильной души, как и преданность покорного духа.
Доступная всякому сознательному созданию, сочетаясь со всяким движением сердца, из-за чего оно бы ни билось, мысль откровения захватывает все, растет и крепнет даже и вследствие препятствий на своем пути.
-И каким же способом мысль откровения захватывает всё?
- Вот способы:
       С гением она возвышается до высот, недоступных прочим смертным.
       С робким духом она пробирается, припав к земле и подвигаясь шаг за шагом.
       В сосредоточенном уме она независима и глубока.
       В душе, поддающейся воображению, она витает в эфире и полна образов.
       В нежном и любящем сердце она исходит милосердием и любовью.
       Она всегда идет наравне со всяким вверившимся ей сознанием.
       Она заполняет душу жаром, силой и светом.
       Она приводит в движение разнообразие множество сил.
       Она выявляет различные свойства и способности и сливает их в едино.

   Множество несходных сердец тогда начинает биться из-за одной и той же идеи!

        Но еще поразительнее действие христианства на общество в целом.

        Окиньте взглядом всю картину развития нового общества. Вы увидите, что христианство претворяет все интересы людей в свои собственные, заменяя везде материальную потребность потребностью нравственной, возбуждая в области мысли великие прения, каких история не наблюдала ни в одной другой эпохе и ни в одном другом обществе, вызывая жестокую борьбу между убеждениями, так что жизнь народов превращалась в великую идею и во всеобъемлющее чувство. В христианстве, и только в нем, разрешалось все:

           Жизнь частная и жизнь общественная.
           Семья и родина.
           Наука и поэзия.
           Разум и воображение.
           Воспоминания и надежды.
           Радости и горести.

Благо тем, кто в великом движении, возбужденном в мире самим Богом, носят в сердце внутреннее сознание производимого ими действия.

- Ах, Чадаев, тебе бы быть поэтом! Еще лучше попом! Сколько людей столько мнений, И  не все люди в этом движении к царству Божьему орудия деятельные, не все работают сознательно. Массы по необходимости движутся слепо, как неодушевленные атомы, косные громады, не знающие тех сил, которые приводят их в движение, не различая той цели, к которой они влекутся.

От этих философских  проповедей и вознесения католического христианства,  я  уставал и быстро раскланивался с философом – западником.

            Больше мы с ним вживую не философствовали.
            Чадаев писал мне письма.
            Каждый шел своей дорогой.
            У каждого была своя судьба.
            У меня – поэзия!