Поэт Фёдор Александрович Эмин 1735-1770

Александр Гами
На картинке изображена обложка романа Федора Эмина "Письма Ернеста и Доравры".

Смотреть видео о поэте и слушать его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=uJk0U7pSz_0


   Родился в Польше в 1735 году. Вошёл в русскую литературу преимущественно как романист. В младенчестве лишился родителей. Наставник иезуит обучил его латинскому языку и другим общепринятым наукам. Попав в Турцию, Эмин за некую провинность был вынужден пройти через обряд магометанства и поступить янычаром на турецкую службу. Сбежав в Лондон под именем Магомета Эмина, он в 1758 году принял крещение и перешёл в православие. Учился в Италии, много странствовал по Европе, Азии и Африке, знал многие европейские и азиатские языки.
   В 1761 году окончательно переехал в Россию. Жил в Петербурге, где работал преподавателем и переводчиком, а также сочинял и издавал авантюрные романы. Самым читаемым и значительным его произведением стал эпистолярный роман "Письма Ернеста и Доравры". В 1769 году Эмин становится издателем сатирического журнала "Адская почта", по своему направлению схожему с журналом известного масона и просветителя Николая Новикова "Трутень".
   По сравнению с прозой стихи Эмина занимают небольшое место в его литературном наследии. закончил свое литературное поприще книгой духовного содержания "Путь ко спасению", долгое время книга была очень знаменитой между священниками.
   Умер Фёдор Эмин приблизительно в 1770 году в возрасте около 35 лет.


ЭЛЕГИЯ ПОДЛЕЙШЕГО
(фрагменты)

Любезная моя! Ликуй ты днесь со мною,
Что, страстно тя любя, расстался я с женою.
Пора уже печаль твою теперь пресечь, -
Дни в радостях мои тобою будут течь.

Чтоб больше заслужить твою ко мне любовь,
Я яростью зажёг против неё всю кровь:
Везде её браню, о зле её стараюсь,
И дети мерзки мне, и ими я гнушаюсь.
Единственно тебя, прекрасная, люблю, -
Жизнь, разум, счастье, честь я для тебя гублю.
Гублю! Давно уже я с честью разлучился,
Всего я для тебя, любезная, лишился!
Уже меня сей град за мерзость почитает;
Колико злобен я, народ о том весь знает.
Но что мне в обществе? На что любовь народна?
От всех теперь сует душа моя свободна.
С тобой я пополам делю мои забавы,
Мы равные с тобой во всём имеем правы:
Я бешен и упрям, ты злобна и бесчестна,
Но всех умнее я, ты ж больше всех прелестна!
О жизнь души моей! Владей всегда ты мною,
Хоть всеми я презрен, да счастлив я тобою.
Возможно ль быть тому, чтоб пред тобой я лгал,
Чтоб, столько тя любя, я вдруг неверным стал?
Ах! Вспомни, как моя тогда душа страдала,
Во родах дважды ты, как Верушка, лежала,
Со всеми хоть тогда лакеями таскалась,
Но страстная душа надеждою ласкалась,
Что буду я тебе сих подлых всех милей,
Коль подлых любишь ты, то я их всех подлей!

50-е годы XVIII века


Статью подготовил Александр ГамИ