Хутор коминтерн

Борис Гончаров 2
ХУТОР КОМИНТЕРН 
               
Сегодня 14 июля 2006 год. В 11.00 я вышел из дома, мой путь лежит в хутор Коминтерн. Небольшой, он притаился у неглубокого ставка и от го рода находится в полутора километрах.
В разгаре лето. Солнце палит нещадно и если бы не степной ветерок свободно разгуливающий по степи, можно было бы получить солнечный удар. Несмотря на жару поют птицы, среди деревьев прохладно, стрекочет надоедливая сорока. Человек не зря назвал эту птицу оскорбительным словом "сорное око". Много есть таких женщин, тратящих время на сплет¬ни и пустопорожнюю болтовню.
Выхожу на степной простор. Сколько себя помню, меня всегда привлекали пшеничные поля. Хочется всё время находиться здесь, Бескрайние дали также притягивают к себе травяной зеленью и душистыми травами. Сколько не иду, глядя по сторонам, все равно удивляюсь бесконечным разнообразием степного пейзажа.
А вот, на горизонте показался хутор Коминтерн, я продолжаю идти по узкой тропинке, заросшей после обильного летнего дождя высоким зеленым спарижем, эта трава словно ковёр покрывает землю. Над ним,     с двух сторон стоят могучие подсолнухи, они выше моего роста и ярко жёлтыми коронами обращены к солнцу. Наверное поэтому их народ назвал -раскрашенные под солнце. Среди таких высоких растений я кажусь одиноким карликом, но вот подсолнухи закончились, и вдали показался хутор.
Подхожу к первому дому, здесь нет забора. Хозяин колет дрова, делая заготовку на зиму. Здороваюсь, говорю о цели появления, он меня посылает в другой конец хутора:
- Иди через греблю (ставок), там живут старожилы, они всё знают. По слову "гребля" догадываюсь, что я разговаривал с белорусом. Он приехал сюда недавно и его не интересует прошлое хутора.
Иду дальше. С непривычки всё кажется красивым. Видно, что начавший умирать хутор, возрождается. В городах квартиры дорогие, продукты не качественные, вот приезжие крестьяне и стараются поселиться в хуторах, где свежий воздух, а на огороде нет нитратов.
Высокие деревья дают возможность хотя бы некоторое время побыть в тени. Впереди стадо гусей. Они шипят, выгибают шеи и хлопают крыльями, стараясь напугать. Видя, что номер не проходит, тихонько освобождают дорогу.
Недалеко от меня мычит телёнок, ему хочется пить. Понимаю, что
 такой меховой шубой любому будет не по себе, но помочь ни чем
могу.
Подхожу к дому, на который мне указал  белорус. Стучу в железные ворота - бесполезно. Стучу в другой, третий дом - тоже самое. Иду дальше, оборачиваюсь и замечаю женщину, она вышла из первого дома,у которой я был,  вначале. Пока подошел, женщина ушла за ворота.
- Здравствуйте! - кричу через забор.
- Здравствуйте, что вам нужно?
- Я пишу о хуторах.
- Предъявите документ. Женщина недоверчиво прошла за ворота, посмотрела на удостоверение,
видя, что я для неё угрозы не представляю, сказала:
- Извините, сейчас ходят разные личности, так, что не обижайтесь и присаживайтесь на лавочку у забора, в тенёчке он не очень утомляет.
Мы присели, разгорячённый воздух остался в стороне, а у нас началась дружеская беседа:
- Представьтесь, пожалуйста! - попросил я.
- Ляхова Евдокия Павловна, что вас интересует?
- Буквально всё, что касается вашего хутора. Расскажите об основа¬нии хутора.
- Когда хутор основался не знаю, - начала своё повествование Евдокия Павловна. - Мы приехали сюда в 1970 году из Брянска. Два брата, три сестры и мать. В это время хутор уже был. Старожилы поумирали, но я слышала, что первыми поселенцами были немцы.
- А как насчет работы? Первое время я работала поваром на кухне, затем с мужем уехали в
Каменск, там работала на военном заводе, после возвращения в Коминтерн, поступила работать на ферму. Ферма была большая, на ней работало более 50-ти человек, выращивали свиней 15-16 тысяч голов. В основном наш хутор занимался свиноводством. На ферме было 10 цехов и кормоцех. Корпуса были выложены из кирпича, внутри оштукатурены, выбеленные и чистые., Колхоз имел большую прибыль. А какие были женщины-трудяги, постоянно находились на доске почета, мое фото тоже было там
- А кто руководил фермой?
- Фермой заведовала Пальцева Валентина Александровна.
- А где вы проводили вечеринки, танцы?
- На танцы и вечеринки мы собирались тоже на ферме. Из работников в живых осталась одна Шевцова, остальные поумирали. Саму ферму разобрали, от неё остался один фундамент.
- Где собиралась молодежь?
- Девушки и парни ходили в город.
- Евдокия Павловна, а где работал ваш муж?
- Он работал на ферме в Новоровенецке. Там тоже была большая ферма, на ней содержали коров. Мой муж - Ляхов Виктор Алексеевич был хорошим трактористом, всю жизнь проработал на тракторе. Сами знаете, какая это трудная работа, особенно осенью, весной: работа с зари и до зари, а бывало, что и ночи прихватывал. Сейчас он лежит парализованный, ему разрезали живот и вставили трубку.               
Я слушаю ответы женщины, на душе становится грустно, за неблагодарную крестьянскую работу и, что люди в хуторах, по-настоящему, жизни не видели, не позагорали на морском песочке, не отдыхали на Канарах, как некоторые, к кому деньги сами к рукам прилипают.
Понимая, что подобное происходит повсюду, стараюсь вида не показывать
I и продолжаю задавать вопросы:
- А как насчёт ставка, его окружают красивые развесистые вербы?
- Какой ставок был раньше, не знаю, но одно время он был сильно заросшим, на его месте бежал тоненький ручей. Всем хутором наняли трак¬ториста, углубили ставок, в нем появилась рыба, а когда в него стали стекать шахтные воды, рыба погибла.
- Кто был председателем колхоза, был Семёнов, очень хороший человек. Любил людей, относился к ним с уважением. Тогда колхоз процветал, в ос¬новном там работала молодежь.
- А заслуженные люди были?
- Жили в хуторе и заслуженные люди, но они поумирали.
- Можете кого-нибудь назвать?
- Был такой тракторист Сергей Рыков - ветеран труда, ещё был Берловский. При Семёнове все дома были покрыты шифером, прошли годы, шифер пришел в негодность, а заменить его на весь дом, слишком дорого, поменялись времена:
- Может быть, знаете, как раньше назывался хутор?
- Раньше хутор назывался Нацмен, его заселяли немцы, жили они в зем¬лянках. Рядом с нашим хутором, находится хутор Новоровенецк, хутор Розовка (хутор имени Розы Люксембург. Так его назвали немцы). Люди не признали немецкое название, хотя Роза Люксембург боролась за бедных. Также рядом находится хутор Васецкий и посёлок Малый, раньше он назывался Шанхаем, или посёлком шахты №-36.
А вот идёт моя дочь, она может рассказать о том, о чём я не знаю.
- Здравствуйте, - обращается ко мне молодая женщина.
- Здравствуйте.
- Вы меня узнаёте?
- А кто вы?
- Я у вас училась в школе.
- Простите, это было так давно.
Наш разговор перешел в дружескую беседу, свспомнили школьную жизнь, мне было приятно, что женщина является бывшей ученицей и помнит об уче нических годах.
- Раньше в каждом дворе было много детей, было шумно, но интересно, сейчас детей очень мало, - продолжила она разговор, -девочек совсем нет есть несколько мальчиков, так что с молодежью дело обстоит плохо.
- Кроме фермы, были ещё какие-либо работы в хуторе?
- Пеншины работали на полях, а мужчины в шахтах: "50 лет Октября", на БШУ №2 и БШУ №3: Тимошенко Фёдор Борисович, Рыков Сергей, Рыков Александр, Тюриь Николай, Труцкий. Процко Алексей Григорьевич -
он имеет три медали и ордена.
- А кто же занимается вашим хутором, ведь сегодня нужно решать мно¬го проблем.
- В этом году был выбран новый депутат, благодаря её настойчивости был проложен асфальт от шахты "50 лет Октября" до хутора, т.е. до пер-вого дома, а дальше улицы засыпаны щебнем...
Во время разговора подошла женщина и спросила: -Это Гончаров?
- А кто же как не Гончаров. - ответил я шутя.
- 5то наш новый депутат, о которой я вам рассказывала. Мы её специально позвали для встречи с вами. - обращаясь ко мне, проговорила быв¬шая ученица.
Женщина села на лавочку рядом и начала рассказывать не о себе, а о своём муже.
- Мой муж - Процко Александр Григорьевич 1949 года рождения. В 1967 году закончил Новошахтинское ПТУ, затем забрали его в армию, после службы пошел работать на шахту №-3, а в 1991 году устроился на шахту "50-лет Октября". В 1991 году был выведен из шахты по профзаболеванию, основная профессия - проходчик.
Работал в бригаде Петренко, бывало, что и бригадира замещал.
- Это не тот Петренко, чьё имя гремело как передового бригадира? Это моего мужа знатный бригадир.
Мой муж имеет много правительственных наград. Награждён орденом знак почёта, орденами Славы 3 степеней. Имеет пять министерских наг¬рад. Лучший рационализатор угольной промышленности. В 1992 году он получил последний орден Славы. Муж прожил в хуторе Коминтерн 21 год, сам он и Краснодарского края, а в городе Гуково живёт 41 год.
Рассказ Процко Нины о своем муже и его трудовых достижениях доказывал, что много выдающихся людей, славных тружеников вышли из хуторов.
- А теперь мне хотелось бы узнать, почему вы решили стать депута том?
- Дело в том, что я коренная жительница хутора, ещё девчонкой работала в колхозе на разных работах. Моя цель на сегодняшний день - сохранить наш хутор.
- Значит вы хотите, чтобы в родном хуторе и в других хуторах, где вы являетесь депутатом, жить стало лучше.
- Конечно, мне, по возможности, хочется сохранить хутора, а пенсионерам облегчить  существование. В депутаты меня рекомендовал Владимир Викторович Крыжановский, хорошо знающий душу крестьянина. Он мне сказал: "Нина, ты нужна людям, давай, баллотируйся!" Меня поддержали люди из других хуторов, а жители Коминтерна проголосовали единогласно. Я стараюсь оправдать доверие избирателей.
- Как депутата хочу спросить, как обстоит дело с пожилыми людьми и молодёжью?
- Много хуторян пожилого возраста поумирало, дома пустеют, в них поселяются дачники. Они как приходят, так и уходят. Цель моей работы - заинтересовать молодых людей, чтобы они остались жить здесь. Когда есть перспектива: заасфальтированы дороги, проведён газ, поступает нормальное электричество, у молодежи появ¬ляется интерес к жизни, а когда нет никакого подъезда к усадьбе и всего прочего, тогда и люди начинают сомневаться.
Вот один из примеров. Приехала в наш хутор семья из Португалии. Шесть лет там прожили, вернулись, обзавелись хозяйством, купили ко¬рову, свиней и сказали: "Здесь будем жить, не нужна нам городская жизнь.
- Я хотел бы вас ещё спросить, вы знаете, что-нибудь о посёлке Малом?
- Знаю, я там депутат.
- Далеко он находится или нет?

- Посёлок Малый, в основном могу сказать, там осталось мало дворов и проживают вдовы шахтёров. Они брошены на произвол судьбы. Этот по¬сёлок образовался когда появилась шахта 36. Тогда были построены дома барачного типа и свои. Сейчас там ни подъезда, ни нормального ос¬вещения нет. Честно говоря: приеду туда, посмотрю на бабушек и плачу. Со многими разговаривала, в город их никто не выселит, да и сам не за¬хотят переселяться. Привыкли они, обосновались, обхаживают свои дома, единственное просят - провести нормальную дорогу.
- А какое ещё имел название этот посёлок?
- Посёлок Малый назывался посёлок шахты №36. Коминтерн называли Нац меном, а хутор Розы Люксембург - Розовка. Поначалу в хуторе Коминтерн, как и в других хуторах были землянки.
- А в связи с чем были землянки, может по рассказам помните?
- Эти хутора основали немцы и они подали такой пример.
Солнце стремительно катилось к горизонту и попращавшись со своими новыми друзьями я пошел домой  город, снова через лес подсолнухов,
размышляя про себя, что перестройка полностью поменяла жизнь крестьянина, изменила его взгляды, и всё же те хутора, которые не успели исчезнуть с лица земли, имеют возможность укрепиться, стать нужными, как прежде, для крестьян, не умеющих обходиться без земли . Только нужно им помочь, нашим бизнесменам проявить заботу о людях, благодаря которым, со временем они могут приумножить свое состояние и укрепить деревни.

Труженики тыла хутора Коминтерн
1. Высоцкая Анастасия Михайловна   - 1927 г.р. ул. Дачная 17.
2. Пьянков Виктор Васильевич      - 1929 г.р.   -.-  33 "а".
3. Рычкова Мария Ивановна        - 1930 г.р.   -.-   7.
Ветераны труда х. Коминтерн
1. Ващенко Екатерина Михайловна.       7.   Пьянков Виктор Васильевич.
2. Тюрин Андрей Фёдорович.                8.   Тарик Анна Иосифовна.
3. Высоцкий Николай Васильевич.         9.  Тимошенко Фёдор Борисович.
4. Лобацкий Пётр Иванович.                10.  Шевцова Анна Георгиевна.
5. Процко Александр Григорьевич.     II.  Авдиенко Анна Константиновна.
6. Прусский Василий Иванович.