Дуализм человека в творчестве Кубрика

Адам Вейнберг
"Двуликий Янус" (дуализм) человеческой природы как основной мотив творчества Стэнли Кубрика. Стэнли Кубрик — прославленный режиссёр, автор яркой плеяды незабываемых кинокартин.

Начиная свой творческий путь в кинематографе с увлечения фотографией, Кубрику как никому удавалась работа оператора. В работе над своими произведениями, творец отличался скрупулёзностью и высочайшим уровнем самоотдачи. При этом он не был фанатиком создаваемого результата, заботился об участниках съёмочного процесса, понимал и старался обеспечивать их нужды.
Исследуя окружающий мир, Кубрик, через различные социальные явления старался показать зрителю двойственность человеческой натуры. Создавая сложные образы, режиссёр брал понятные дихотомии: измена — верность, зло - добро, страх - страсть, ненависть - любовь. Используя эти противопоставления, создавая конфликты между персонажами или персоной и обществом, он в метафорической форме показывал, что все эти явления всего лишь две стороны человеческой природы.
Остановимся подробнее на нескольких работах.


Выбор своей жизненной реальности в произведении "С широко закрытыми глазами"

Последний фильм в жизни Кубрика - квинтэссенция аллегорично поданных размышлений на тему главных жизненных вопросов, на которые должен ответить каждый. Достигая определённого уровня благополучия жизни, придётся задать себе вопросы и честно на них ответить. И вопросы эти такие: "А что я знаю о жизни и ролях, которые я играю в обществе?" Ответ не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь речь идёт о том, насколько глубоко вы смотрите в те или иные явления жизни и какие выводы делаете. Современный мир - это маскарад, своеобразный марди-гра, где за громкими или не очень названиями должностей и статусов люди скрывают свои истинные сущности. Начиная приоткрывать завесу масок и исследовать свои тайные (истинные) желания, жди больших сюрпризов, которые далеко не всегда приятные и сулят удовольствия. Именно такая история рассказывается в картине. Щедро украшенная символами и намёками на политическую конспирологию, масонство и т.п, она позволяет главным героям узнать о своей жизни то, что им не нужно выходить за рамки своих ролей, это не для них. Их выбор — не раскрывать и не исследовать свой внутренний мир, а продолжать жить с широко закрытыми глазами, плотно закрывшись друг от друга удобными масками.

Проблематика свободы выбора в "Заводном апельсине"

Вакханалия апоплектического гротеска в картине призвана показать во всей сложностью мироуклад современной социальной системы. В этом мире, где все скованы страхом за свою жизнь, а страх подогрет вседоступными психотропами, родителям доход от аренды комнаты дороже благополучия собственного сына, жертвы сами становятся агрессорами, социальные рамки и условности весьма призрачны. Главный герой Алекс в своей жизни делает выбор в сторону насилия и реализации своих скрытых желаний. За свой выбор он платит соответствующую цену — попадает в заключение. Однако, социум предлагает ему выбор — свобода в обмен на отказ от насилия и секса. Эксперимент делает Алекса "нормальным", однако лишает права выбора. Общество, по результатам эксперимента, принимает сторону Алекса, понимая, что в общем-то свобода без возможности быть собой — это совсем несвобода. И в конце картины Алекс, наконец, получая свои инстинкты назад, обретает себя, не оставляя сомнений, чем он будет опять заниматься. Получается, что страх общества по утере права быть собой, выше страха потери своей жизни при каких-либо криминальных действиях.
Вот только что значит быть собой, если ты вольно или невольно находишься под воздействием психотропных веществ? Это тот самый вопрос, ответ на который нужно давать первым. Картина получила признание и стала эталоном фантастического реализма.

"Сияние" человеческой боли и разочарования

Многослойность авторского высказывания в этой картине даёт пищу для разнообразных теорий. Фильм снят по произведению С. Кинга, однако сотворчества двух талантов не вышло, поскольку оба художника видели экранизацию по-своему. Сюжетная линия выстроена таким образом, что социум как таковой здесь практически отсутствует, и в фокусе главным действующим лицом становится Джек Торренс и его семья - жена и сын. Социум представлен самим отелем, который населён призраками и стоит на месте индейского кладбища. Сила отеля включается талантом (в данном случае силой Дэнни, сына Джека), произрастающим из боли и страха (талант у Дэнни открылся в стрессовой ситуации насилия отца, сломавшего ему руку), и включившись, начинается вакханалия замкнутого круга - отель заберёт того, кто своими действиями способствовал развитию того таланта, который в итоге заберёт жизнь. Джек своим насилием над сыном запустил колесо самоуничтожения. И как иначе? Ведь дети — это будущее своих родителей. Страшное колесо фортуны драматически разворачивается как главная сюжетная линия. А если искать основу агрессии отца к сыну, то она страшна в своей простоте - он не нашёл себя и не смог понять, как стать тем, кем он мечтал быть — материально состоятельным человеком, с прекрасным кругом общения. Оставшись наедине с собой и своей семьёй, холод разочарования и ненависти к себе в буквальном смысле заморозил его до смерти.
Фильм содержит множество символов, как например, лабиринт, коридоры с тупиками и т.п., которые олицетворяют различные жизненные тропы.
У каждого из нас есть своё сияние разочарования и боли, но в силах каждого сделать свой выбор — пытаться отогреться в созидании и любви или превратиться, как Джек, в глыбу льда саморазрушения.