Образ Викторио, вождя апачей

Юрий Дым 61
Один из предполагаемых портретов Викторио.


Версия с иллюстрациями здесь:  https://vk.com/club87908871



                Викторио.
               
 
Есть сомнения в подлинности  этой фотографии.  "Национальный  антропологический архив" идентифицирует этот образ  как  «Beitero , Apache mojave», но исторически он был приписан к Викторио.   (Фрэнк Рэндалл сделал фотографию "Beitero, Apache Mohave" (Yavapai  или, возможно, смешанная группа Pinal Apache и Kvevkepaya Yavapai) в конце 1886 или в начале 1887 года в  резервации Сан-Карлос).    Единственный период, когда  Викторио  мог   быть  реально сфотографирован, был между маем и августом 1877 года, в резервации   Сан-Карлос. По всей видимости,   именно  тогда   были сфотографированы Нана и Локо,   каждый перед своей  хижиной, с некоторыми членами своих  семей. Может быть, так было и в случае с Викторио...   ( ссылка на сайт "Амертрайб" не проходит)


Викторио принадлежал к  Apache chihenne (mimbre;o или Warm Springs). Очень мало  известно о ранних годах его жизни. Есть как минимум  две  мексиканские  версии, утверждающие, что он был мексиканцем, захваченным  апачами  в детстве, при    нападении на  гасиенду  Эль-Кармен (муниципалитет Сан Буэнавентура, штат Чиуауа), принадлежавшей семье Луиса Терразаса; или в  гасиенде Энсинильяс (муниципалитет Чиуауа, штат Чиуауа), где жили  и работали его родители, (семья   Пабло Мартинес  дель Рио, а вскоре после  этого,  хозяином гасиенды стал Луис Терразас). Gillett  M. Griswold,  собравший  самую обширную и исчерпывающую генеалогическую информацию об апачах- чихенне, заверил, что Викторио родился около 1820 года в районе Черных Гор   в  Нью-Мексико, не ссылаясь при этом  на его мексиканское,  или смешанное происхождение.  Антрополог Моррис Эдвард Оплер,   писавший о Виктории в разных  трудах,  никогда не упоминал, что он не был чирикауа   по  рождению.
“The  Prescott  Arizonian”  (газета, которая  издавалась  всего год),  опубликовала в 1877 году: "Викторио  утверждает, что является наследственным   вождём  апачей, потомком  прямо со стороны своего отца, и ранее -  длинной линии  знаменитых  предков. В этом он отличается от других  лидеров  той же группы, Локо и Нана, которые  были утверждены народом, только за их личные качества и заслуги. Викторио  выглядит внушительно. Ему почти 50 лет, ростом около 1м.76 см., с необычными,   но не неприятными  чертами  лица (в других источниках говорится о «тяжелой челюсти»), бесстрастным блеском в глазах, а его длинная грива, усыпанная сединой,  лежит  на его плечах“.
Агент Джон Кимбалл описал его, как  типичного апача по сложению, хоть и слегка более бурного нрава. Роста среднего, крепкого, с тяжелой нижней челюстью и глазами политика,  без всяких украшений, одетого  в нестираную ситцевую рубашку и простые грубые штаны.
Прочие его описывали иначе, как обладателя огромного роста, в красивой одежде, боевой раскраске и украшениях, и даже вплоть до голубых глаз, намекая на легендарное его белое происхождение. 

Чихеннские  потомки никогда не упоминали, что он был белым пленником, а  говорили о нем только, что он - апач по рождению. Писательница  Ив  Болл, которая опросила около 60 мескалеро  и  чихенне,  потомков группы  Викторио, в том числе  и Джеймса Кайвайкла,   писала, что ее информаторы сказали ей, что  Викторио - чистый апач.     Кайвайкла  говорил ей: "Если бы этого  не было, то Нана  сказал бы  мне".   Мозес  и Раймонд  Локо, внуки Локо, сказали, что Викторио не был белым/мексиканцем, добавив: "ни одна из апачских  историй о нем,  не считает его кем-то другим, кроме  апача,  а будь он  мексиканцем, то этот факт  обязательно являлся  бы  ключевой частью каждой из всех этих, рассказанных  о нем историй“.
Есть несколько случаев захваченных в плен мексиканцев, которые  стали  потом известными  персонажами в обществе  апачей.  Например, Косталес, который был захвачен в  гасиенде  Эль-Кармен,   но при этом   все знали, как белые, так и апачи, что он был мексиканцем по рождению. Тогда почему есть сомнения?  Возможно  потому, что Берта Монтес, племянница  Эухенио Баэса, (в 1948 году был владельцем   ранчо в районе  Трес-Кастильос),   утверждала в 1945 году, что Викторио был захвачен в детстве  в  гасиенде Эль-Кармен?  Она  написал в мае 1948 года манускрипт "Last Of The Great Chieftains", где   сказала, что о ребенке ничего не  было известно, пока  «много лет спустя ... Руфино Падилья, который был в плену у апачей в течение четырех лет, не сообщил, что во время его пленения он видел молодого, храброго  воина, чье сходство с отцом захваченного мальчика нельзя было упускать из виду». Если бы упомянутым "Руфино Падилья" был пленник Фелипе  Падилья, освобожденный  Терразасом  после битвы  в Трес-Кастильос,  что в принципе возможно, то тогда ему было бы 10 лет. Если он был четыре года в плену, ему было шесть, когда он был пойман, поэтому из-за его молодости,  его впечатление о сходстве Викторио с мексиканцем, который потерял сына много лет назад, должно быть принято с  определённой осторожностью. Кроме того, Берта сказала, что Падилья  был пойман всего через несколько месяцев после захвата ребенка, который  потом  стал вождём. Несмотря на то, что он был в плену всего четыре года, широко сообщалось о Викторио, который все еще был  мальчиком,  и о его сходстве со взрослым, которого Падилья  ранее знал и видел в гасиенде Эль- Кармен. Берта также обнаружила  и описала похищения  детей в конце 1790-х годов. Это сделало бы Викторио старше 80-ти  лет, когда он умер, что невозможно.   
Берта дала рукопись "Last Of The Great Chieftains" писателю Чарльзу  Лилэнду  Соннишсену (Charles Leland Sonnischsen ), который  далее и  продолжил теорию  белого/мексиканского происхождения Викторио, не предоставив более   никаких  дополнительных  данных. Дэн  Трапп   решился определить  отношение его рождения в процентах, как  85% апач, и   15% - белый/мексиканец.
Необычным  в образе Викторио, пожалуй,  было лишь то, что он имел всего одну жену (ещё один повод предполагать о его христианском происхождении).    Об этом упоминалось и в документах, например, в 1876 году он появлялся в списках из Охо-Кальенте,  только с одной женой, пятью  детьми и четырьмя сестрами или вдовами, которых он должен был поддерживать. Ни в одной переписи он не встречается с более,  чем  одной женой. Викторио, должно быть, был верным мужем, и это говорит о его человеческих качествах и  твёрдом   характере.  У  Викторио было четверо  (или 5) детей, из  которых выжили   Чарлз  Исти (который учился в Индейской   школе Карлайл, что в округе  Камберленд, штат Пенсильвания,   а затем  проживал в Форт-Силл в округе Команч, штат Оклахома, где и умер в 1946 году, в  резервации  мескалеро),    и дочь Dilth-cley-ih, родившаяся около 1846 года, и умершая в 1926 году в Нью-Мексико, в резервации мескалеро.
https://apacheria.es/victorio/ + др…

                Раны   Викторио.

              1 - Ранение в ПИНОС  АЛЬТОС (ноябрь 1865)

  … В ноябре 1865г. Викторио прибывает в Пинос-Альтос (округ Grant,  New Mexico), чтобы начать мирные переговоры. Несколько шахтеров пытались убить его, когда он пил кофе в доме, при этом погибли три его товарища, но ему удалось сбежать. В этой перестрелке он получил пулевое ранение в щёку. По  источникам с испанского сайта «Апачерия», стрелял в него некий Барни Конли.

              2 - Ранение в стычке с братьями ПАХАРИТО (август 1873)

…В тот же день Нана вернулся в  резервацию  Форт Тулароза (округ Катрон, Нью-Мексико) после посещения своей жены Нах-дос-те, сестры Джеронимо, которая находилась в  резервации чирикауа (округ Кочис, Аризона). С Нана был еще один лидер чихенне, Рафаэль и 22 воина, со своими семьями. Когда они прибыли, то обнаружили несколько проблем, созданных братьями Пахарито и Санчесом (Санчо). Нана пообещал агенту Бенджамину Томасу, что он наведет порядок в резервации...
…К концу мая, Пахарито (зять Викторио) убил двух чихенне во время выпивки тисвина. 12 июня, когда агент Томас  разливал, Пахарито застрелил двух или трех  человек  и  ранил женщину. Затем, при помощи своих трех братьев, Туривио, Туривио Флодзо и Пахарито Чикито, будучи в изрядном подпитии, они бросили вызов всем.   Остальные чихенне просили, чтобы армия вмешалась в этот конфликт и утихомирила  братьев Пахарито (сыновей Черного Ножа).  7 августа Пахарито встретился с Томасом, пообещав вести себя хорошо, и, чтобы доказать свою искренность, он пообещал захватить Санчеса, если тот  вернется в агентство. Но хорошее поведение Пахарито длилось лишь три недели, пока шло распределение кукурузы. 24 августа он и его братья снова напились в лагере Викторио, примерно в 3 км от Тулароза, решив при этом пойти в набег, но Локо и Нана были категорически против.   Туривио выстрелил и ранил, хотя и не смертельно,  женщину. Его старший брат добил её.  По словам Томаса, Локо и Нане было этого более  чем достаточно. Видя, что братья нанесли  уже достаточно урона, они вооружились  и напали на  них  в лагере Викторио...    Последователи  Локо и Наны убили Пахарито и его брата  Чикито,  ранили Туривио и Туривио Флодзо. Локо и Нана имели несколько раненых, но ни одного смертельно. Пуля раздробила  ногу Рафаэля; один из братьев Пахарито выпустил стрелу в грудь племянника Наны (сына Гораче); другой молодой человек получил перелом локтя от пули; и одна женщина была ранена в бок стрелой. Роль самого Викторио в противостоянии  не ясна. Апач из группы Наны выпустил стрелу, которая ударила его по лицу. Томас  вспоминал: «Это был ужасный бой, трое были убиты и семеро ранены». Вся группа, кроме Викторио и около 30 его людей,   присоединилась к лагерю Локо…


                ВНЕШНОСТЬ 1872 ГОД
 
 Лейтенант Чарльз  Гейтвуд в своих  мемуарах об апачах, приводит выдержки из дневника Слэйдена. (The 1872 Journal of Captain Joseph Alton Sladen )
               
Стр. 22
Первый лейтенант (капитан) Джозеф Альтон Слэйден, (который в качестве адъютанта  генерала Говарда был на мирных переговорах с Кочисом в Драконьих Горах (Аризона) в 1872 году), писал в своем дневнике: «Викторио уже тогда (в 1872 году) выглядел,  как старик. Из-за тяжелых  условий жизни, болезней и недостатка в пище,  дикие индейцы быстро стареют…  Его предательство, хитрость и жестокость, казалось, были запечатлены на его лице ». (Слова Слэйдена описывают внешность Викторио за шесть лет до того, как Гейтвуд отправился служить на   Юго-Запад).

 
                "ТОЛЬКО НЕ ВИКТОРИО"

 Я с удовольствием прочитал интересную статью Крейга Спрингера о фотографии вождя Викторио («Индейская жизнь», декабрь 2014 года, - рецензия на книгу «In Search of Wild Indians: Photographs and Life Works by Carl and Grace Moon»), и согласен,  что его беспокойство по поводу предполагаемого  портрета  вождя Викторио, хорошо обосновано. Любой, кто что-то знает о Викторио  и индейских фотографиях апачей, должен обнаружить на этом фото как характерную явапайскую  внешность, так и общий внешний вид объекта. Кроме того, этому персонажу не более 40 лет — как можно было получить студийную фотографию Викторио в 1860-х годах? Специалист по старым  фотографиям   апачей и явапаев может  предположить, что это изображение является одним из портретов индейского разведчика явапаев, сделанных в Форт-Боуи в 1886 году Бейкером и Джонсоном. Другой   часто публикуемый, но столь же ошибочный портрет Викторио, имеет сходную природу и является одним из серии портретов индейцев явапаи, сделанных в Сан-Карлосе, штат Аризона, Фрэнком Рэндаллом в 1886-87 годах. В этом случае есть оригинальный отпечаток, который идентифицирует человека как Beitero. Конечно, можно сопереживать широко распространенному желанию иметь фотографическое изображение Викторио, грозного и завораживающего лидера апачей…   Исследователь и историк из Нью-Мексико Дэниэл Д.  Аранда установил, что Викторио был всё-таки однажды сфотографирован (групповое фото), и работает в настоящее время над тем, чтобы выяснить, сохранилось ли это фото-изображение.

Allan Radbourne  «English Westerners’ Society»  Taunton, U.K.


 
        Дэниел Д. Аранда, исследователь и историк апачей.

Thursday, October 18, 2012 Dan Aranda; His topic will be “An anatomy of the Battle of Tres Castillos,” which took place in the fall of 1880 in Mexico.

«Материалы недавних  исследований  Дэниела  Д. Аранды    предполагают,  что мексиканцы  быстро идентифицировали  Викторио.   Газета того времени из Чиуауа  писала,  что  Викторио  был  опознан по видимому   шраму на его лице,  и  по отсутствию  переднего  зуба  -  то есть, тех самых ран и особых примет, которые  были  им  получены   еще до  перехода  чихенне  в  резервацию Сан-Карлос,  в 1877 году.  Мы знаем, что он был  ранен  стрелой  в лицо  в столкновении, которое  положило  конец амбициям  руководства братьев Пахарито (Pajarito).  Этот шрам  был  позже  упомянут в «Arizona Silver Belt»,  где  описывались  общие моменты  приезда  группы Викторио в резервацию.  Также, упомянута  еще одна ( пулевая)  рана   на  его  лице,  датированная   серединой  1960-х годов. «В момент  смерти  ему было  приблизительно  около 55-ти  лет,  был он человеком  крепкого  сложения,  выше среднего роста, с широким лицом, (квадратной/тяжелой   челюстью  и  широкими   скулами),  и имел пулевое ранение  в щеку, полученное  от Барни Конли  (ricevuta da Barney Conly)  в Пинос-Альтос,  в 1866 году». Однако,  записи  Терразаса  также могут  указать на   след   того, кто убил Викторио.  Наиболее  вероятным  кандидатом  является несчастный   сержант,  который был убит чуть позже,  в засаде 16 ноября 1880 года,  к югу от Карризаля,  и  у которого апачи  обнаружили вещи,  принадлежавшие  Викторио (седло, украшения).     Единственный  вывод,  который мы можем сделать с уверенностью, состоит в том, что Викторио  всё-таки  был  убит в Трес-Кастильос, и  что никто  точно не знает, как именно он умер».

Тем не менее, исследования  «белых пятен» Трес-Кастильос   продолжаются.  Новое видео,  под названием «Корредор НЕ убил Викторио, великого вождя апачей», лишний  раз  это подтверждает:  https://www.youtube.com/watch?v=2aOLAe2uI0o