Рене Магрит. Записки с выставки

Кабаков-Кабацкий
                Рене Магрит и его эволюция как художника.

…На днях были в Брюсселе и побывали в музее Магрита. Хочу рассказать о впечатлениях от просмотра этой экспозиции.
…Магрит родился на рубеже веков, в 1898 году. Это был период революционных преобразований, в том числе в искусстве. Одни интеллектуалы пошли прямо в революцию, а другие поехали в Париж, в столицу тогдашнего революционного искусства. Старый мир империй и монархий разваливался, а в искусстве в большом количестве тоже появились «революционеры», пропагандирующие новый взгляд на искусство, в том числе в искусстве изобразительном!
Таким образом, рождение Магрита, совпало с этой революционной эпохой, что и сделало из него вначале сюрреалиста, а потом художника ни на кого не похожего, может быть продолжателя линии Брейгеля и Босха в современном искусстве!
 Тогда молодые художники собирались в группы и группки и в промежутках между гуляниями и выпивками изобретали новые направления в искусстве и не только в изобразительном. Таким образом создалось течение в искусстве – сюрреализм, вначале в литературе, а потом и в живописи.  Тогда в Париже, интеллектуалы, представители разных видов искусств, дружили и общалис, обмениваясь новациями.
Именно сюрреализм сформировал Магрита как художника, а привычка ниспровергать авторитеты, привела его к необычному видению и изображению вещей, за которыми скрывались загадочные символы, часто объединяющие вещи несовместимые. Это было неосознанным желанием привлечь внимание к своим работам, заставить их задуматься над несоответствием изображаемого, обычному реализму жизни. В этом случае можно говорить о саморекламе в чистом виде - ведь долгое время он работал над торговой и театральной рекламой. К тому же, Магрит придумывал своим картинам сложные, глубокомысленные названия, которые тоже нужно было разгадывать как головоломки.
Этими необычными сочетаниями живописи и интеллектуальной сложности он и прославился на весь мир и этому же обязан художественным своеобразием, корни которого, многие критики пытаются разгадывать и по сию пору.
 В качестве примера можно привести портрет мужчины, с курительной трубкой вместо усоа, или горный пейзаж, в котором, если всмотреться, можно различить огромную птицу, похожую то ли на павлина, то ли на птицу феникс…
 …А начиналось всё с семейной драмы – когда будущему художнику исполнилось четырнадцать лет - его мать совершила самоубийство. Это событие отразилось на судьбе Рене и осталось в памяти на всю жизнь. Возможно именно абсурдность всего происходившего тогда, повлияли на мировоззрение юноши и предопределило его отношение к окружающему миру…
Первые работы художника носят подражательный характер и больше напоминают саркастические скетчи. Но время шло, мастерство художника и рисовальщика росло и благодаря каждодневному труду, его стиль постепенно совершенствовался и необычные композиции только добавляли интереса к его творчеству.
Магрит, в молодости ведя довольно разгульную и общительную жизнь, со временем всё больше погружался в стихию творчества и его взгляд на мир, сюжеты его работ тоже менялись, переходя в плоскость работы с цветом и светом.
Последние его работы, эксперименты с цветом и светом, совершенно восхитительны и совершенно неповторимы. Здесь, Магрит уже выступает как мастер овладевший всеми тонкостями мастерства и картины сумерек и ночи без людей, из серии «Империя света», навевают лёгкую грусть и раздумья о краткости жизни, о красоте и загадочности окружающего нас мира, о невозможности повернуть время вспять. А его поздние картины изображающие, горы скалы и каменные изваяния из кусков гранита, поражают умением передавать текстуру и о объёмы камня, создавая полную копию реальности, оформленную под многозначительный сюжет, напомнивший мне аскетизм художественных средств, передающих символизм японского дзен – искусства, выраженного в садах камня.
 В каком-то смысле последние работы, становятся завершение длинного пути становления Магрита как оригинального художника. Правда без пояснения автора, понять смысл его картин трудно. Но это – одна из характерных черт сюрреализма, которому Магрит, в инеллектуальном смысле оставался верен до конца. Иначе говоря он уже не мыслил своей живописи без головоломных сюжетов. Однако важно, что в своих картинах, он все-таки оставался художником, а не маляром, каковыми становятся многие современные «мазилы»!
Что есть сюрреализм, Справка из Википедии:

«…Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения…                Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе».
…Сам художник, позже называл свои работы теоремами, сравнивая их с математическими формулами, в которых просматривалась своеобразная логика. Однако в развитии этого направления, со временем, в итоге получились разного рода авангардистские течения, уже утратившие эту логику. Всё закончилось писсуаром и «писсуарностью» - некоторые критики признали, этот «взлёт творческой фантазии», вершиной изобразительного искусства двадцать первого века!
 Выше я уже говорил, что на рубеже двадцатого века и после первой мировой войны, которая обнажила абсурд существования современного человека, многие интеллигенты ударились в интеллектуализм и чем больше погружались в страну любителей «игры в бисер», тем дальше отходили от реальности. С этими экспериментами, связаны увлечения психотропными веществами и кокаином, в надежде, через погружение в сумеречное состояние, обрести свободу сознания.
Итогом этого процесса стали разного рода интеллектуальные эксперименты, будь то живопись, поэзия или скульптура.
Однако Магрит не пошёл так далеко и эволюционировал постепенно в сторону «классической живописи», сохраняя вместе с тем особенности своего восприятия и выражения мира окружающего его. Хотя многие его работы заставляют ломать голову, а не удивлять эстетически наше зрение. И если бы не поясняющие названия под головоломными сюжетами картин, то содержание этих картин так и осталось бы без объяснения…
 После нашумевших выставок в Америке, художник обрёл славу, которая была уже не нужна ему. С возрастом, мы начинаем понимать незначительность, а иногда и суетливое неудобство славы…
Умер Магрит на пике известности и его творчество вдохновило и вдохновляет многих начинающих художников на поиски своего творческого стиля в живописи и не только.
Можно говорить, что Магрит-художник, стоит у истоков современного искусства наряду с Шагалом, Кандинским, Малевичем, Пикассо, даже Сальвадором Дали. В определённом смысле и Энди Уорхолл был продолжателем Магрита.
Одним словом слава Магрита и его известность вполне заслуженны, в отличие от многих авангардистов нашего времени, раскрученных, но бесталанных конъюнктурщиков!
Магритт умер пятнадцатого августа 1967 года, в Брюсселе, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света».

                Август 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal