Будьте как дети

Сергей 61
Понятно, что это не дети умом, а младенцы на злое, по уму же надо быть мужами совершенными в Духе. Образ ребенка говорит о непосредственной целостности и единстве с Богом. Это единство бывает в двух видах: как у Адама в райском саду и как у Христа.
В перстном Адаме - непосредственная простота хуже воровства, но во втором, Небесном Адаме, совершенство - в единстве с Богом.
Конечно нет смысла рассуждать о каком-либо Адаме если эта история не будет связана с верующим человеком в его движении к Богу. Поэтому рассмотрим пять видов непосредственного единства в лестнице восхождения.
Первое, - это единство с природной рождающей силой Творца в созданном Им мире.
Второе - непосредственное единство верующего человека с Создателем в вере.
Третье, это непосредственное единство эго с Логосом-Софией в понимании книжной мудрости.
Четвертое - непосредственное единство с Господом в личном страдании.
Пятое - непосредственное единство с Богом в Сыновстве, - дети Царствия.
Дальше рассматривать смысла нет, потому что тот, кто доходит до пятого шага, знает дальнейшее как Сын. Мы же рассматриваем только путь к Богу, а путь в Боге уже известен всякому Сыну.
Прежде чем взяться за рассмотрение детскости, нужно понять с чем она соотносится. Маленький ребенок соотносится с большим взрослым.
Во всех этих этапах, единство осуществляется между инфантильным детским эго или зависимым частным единичным сознанием и всеобщим, родовым, питающим Целым.
Это отношение большого и малого изначально представлено во всех сферах жизни культуры. В искусстве - это понимание прекрасного, которому оно служит, в религии - это Бог-Создатель, а в философии - Всеобщее. Психология тоже не осталась в стороне и определила всеобщее как коллективное бессознательное. В физиологическом смысле природой человека управляют известные всем безусловные инстинкты, о чем подробно можно узнать у Павлова и Фрейда, но коллективное бессознательное, рассмотренное как целое, выходит за пределы физиологического. Эти универсальные паттерны проявляются в образах всех мировых религий и мифологий.
"Этот центральный архетип, или архетип целостности, получил у Юнга название Самости. Самость является упорядочивающим и объединяющим всеобщим психическим началом (сознательного и бессознательного) аналогично тому, как эго является центром сознательной личности. Иными словами, эго является центром субъективной идентичности, а Самость - центром объективной идентичности." Поскольку Христос в своей сути есть всеобщий человек, то Самость в Нем совпадает с образом Божьим. Человеческое эго, как и весь человек, создано по образу и подобию Бога и из-за такой общей структуры нам доступно понимание Бога в Духе. Бог все творит Христом, поэтому познавая самого себя, человек познает созданный Богом объективный мир как внутри своего сознания, так и снаружи в мире внешнем. Идя к Богу в вере, человек на своем примере постигает Божественное Триединство, моментом которого он есть в Сыне. Бог и человек завязаны в едином отношении и поэтому нет и не может быть другого явления Бога в Духе и Истине Христа вне верующего человека. Но это вроде бы понятная мысль отрицает и ставит точку на всяком явлении Божественного сознания вне человеческого тела, как на подобие некоего приведения или сознающей себя энергии. Бог нематериален в Духе как мысль и только через человека Христа, Он есть Дух как Истина в Своем явлении.
Символически Христова Самость изображается в виде круга, центром которого есть Он Сам. Внутри круга изображают скрещение вертикали и горизонтали, что обозначает крест как напряжение противоречия и ромб по четырем лучам креста как четверицу мира во всеобщем Триединстве Духа. Этот крест вписанный в круг есть христианская монада целостности. Она обозначает совокупность, союз противоположностей, центр мира ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, перенос сверхличной не материальной силы в личную жизнь, нетленность и вневременную вечность вертикального движения в противоположность горизонтальному потоку времени, парадоксальное соединение неорганического с органическим, способное извлекать порядок из хаоса, превращение Божественной силы в эликсир жизни. Все эти области рассмотрения имеют непосредственное отношение к Самости Бога, - центральному источнику жизненной энергии и нашего бытия.
Поскольку существуют два независимых центра психической жизни, а именно: эго и Самость, то связь между ними приобретает существенное значение для верующего человека. Это отношение носит проблемный характер, что и отражено в мифе об Адаме. Вся феноменология развития от Адама до Христа есть путь к Божественной Самости, но он идёт через свою противоположность, через индивидуацию эго. Только при выделении "я" из Самости в которой "я" первоначально бессознательно растворено возможно осознанное единство в Духе и Истине, также, как и единство с Богом возможно только через различение с Ним в осознании своей грешной человеческой природы. Человеческое "я" устроено по образу и подобию Творца и первоначально находится в Самости как Адам в Раю без различия. Это непосредственное единство ещё не осознано в своей Божественной, Христовой природе и поэтому воспринимается по-человечески. Находясь в прохладе Райского дня, Адам не знает другого: трудной жизни возделывания земли своего сознания, горечи осознания греха, отчаяния в покаянии и веры в спасительное единство с Богом в Раю. Адам не знает смерти и поэтому в нем нет понимания того, как может верующий быть бессмертен в Боге, находясь одновременно в смертном теле, и как доступ к Древу Жизни в Духе делает бессмертным сметное тело при жизни. Бессмертие Адама состоит в том, что он не знает, что умрет. Бессмертие есть Божественное состояние, но Адам бессмертен как ребенок по-человечески. Он переживает свое бессмертие в спокойствии жизни не зная, что жизнь плоти есть умирание. Для него то, что не теперь - уже вечность. Латентное эго Адама как эго любого верующего, пребывающего в состоянии первоначального единства с Богом в вере, не осознало себя отдельными, не увидело пропасть различия с Ним. В этом райском состоянии нечто малое присваивает себе качества большого непомерно раздуваясь, выходя за пределы своих размеров. Вся психическая жизнь и переживания Адама группируется вокруг уверенности, что Бог есть. Это первоначальное состояние бессознательной целостности и совершенства, служит причиной нашей ностальгии по своим истокам, как личным, так и историческим. Многие мифы описывают первоначальное состояние человека как целостность, совершенство, блаженство, но то, что хорошо для детства, для зрелого возраста неприемлемо. Детство невинно, но оно и безответственно. Поэтому детство верующего сознания характеризуется не только тесной связью с Самостью и ее сверх личностной энергией, но и бессознательной нереалистической соотнесённостью с личностью Христа. Здесь полностью отсутствует различие между внутренним и внешним. Верующий человек говорит: «я с Богом», и испытывает счастье от этого единства. В этом собственно и состоит первый шаг в вере. При этом внимание не останавливается на том, что мышление и видение мира ещё плотское. По сути это ещё плотский по уму человек, но уже верующий в Бога, который по-детски расширил себя за свои пределы. О таких говорит Павел, что они ещё не понимают, что от Духа Божьего и почитают Дух безумием. Дальнейший путь в вере состоит в том, чтобы помня о первоначальном Рае, осуществить трудный путь преобразования земли по плоти в Землю Обетованную, осуществить выход из Египта личной корысти и самоспасения, пройти через тесные врата пустыни, и в Воскресении со Христом обрести истинный Рай в прохладе дня под Древом Жизни.