Мифы о древнем Риме

Александр Олрайт
МИФ 1. ОРГИИ РИМЛЯН.

Мифы о том, что древние римляне погрязли в разврате, придумал создатель "околопорнографических" фильмов Тинто Брасс, в своем фильме "Калигула". Другие киношники и писатели тоже приложили руку к этой "сладкой" теме. После просмотра и прочтения этих сочинений, сразу становится понятно, почему вулкан Везувий извергался  - он не выдерживал такого разврата и кончал!

На самом деле, римляне грешили не больше других народов. Настоящим распутником в Риме признавали того, кто нарушал три главных запрета:
-занимался любовью до наступления ночи (любить друг друга днем могли только молодожены на следующий день после заключения брака);
-занимался любовью не в темноте (порядочный мужчина мог увидеть наготу любимой только в том случае, если луна случайно заглянет в открытое окно);
-занимался любовью с женщиной, снявшей с себя всю одежду (так делали только падшие женщины).
Согласно нравам той эпохи, даже легкие прикосновения к телу можно было делать только левой рукой, ни в коем случае не правой.

Групповые сексуальные оргии, которые приписывают тиранам, были всего лишь проявлением власти рабовладельца над своими рабами.
Нерон получал удовольствие, пассивно позволяя рабам обоего пола трудиться над его телом. Тиберий развлекался, принуждая юных рабов себя ублажать. Император Элагабал (218-222 годы) тоже предпочитал мальчиков.
В Римской империи у свободного человека однополые отношения могли возникнуть только с рабом или простолюдином. Считалось, что существует два наивысших унижения для мужчины: если мужчина проявляет рабскую покорность вплоть до того, что способен доставлять женщине удовольствие собственным ртом; и если свободный человек позволяет кому-то овладеть собой.

МИФ 2. ГЛАДИАТОРЫ.

Более семи веков бои гладиаторов были наиболее зрелищным развлечением Древнего Рима. Первые бои гладиаторов состоялись в 264 году до нашей эры на Коровьем рынке Рима, тогда сразились три пары рабов. Со временем, жестокое развлечение приобрело невероятную популярность, и римские политики стали устраивать бои гладиаторов, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.

Гладиаторами становились рабы, преступники или захваченные в плен вражеские воины. Иногда, в гладиаторы нанимались свободные граждане. Римляне часто пополняли свои войска захваченными в плен воинами противника. Именно так, в римскую армию попал знаменитый Спартак. Затем, фракиец дезертировал из армии, но был пойман и приговорен к боям на арене.
Попав в школу гладиаторов, «новички» поступали под начало опытных инструкторов, как правило - бывших легионеров или гладиаторов. При школах состояли врачи, повара и женщины, для оказания гладиаторам интимных услуг.
Хороший гладиатор ценился очень дорого, такие бойцы были популярны в народе. Гладиаторские сражения устраивались в специальных цирках, а также на виллах императоров и знати. Император Тит однажды повелел продолжать гладиаторские бои на протяжении ста дней. Император Траян устроил битву пяти тысяч пар гладиаторов.

Гладиаторы, понравившиеся зрителям, могли получить ценный подарок от императора, или даже свободу. Например, гладиатор Спикул получил дворец от императора Нерона.
В знак освобождения, гладиатору выдавали деревянный меч под названием «рудис» - отсюда термин "рудиарий" - освобожденный гладиатор.
Некоторые гладиаторы продолжали выходить на арену, даже получив свободу. Так, гладиатор Филамма четыре раза получал свободу, но вновь появлялся на арене, где и встретил свою смерть в ходе своего 39-го сражения.
Император Домициан проводил гладиаторские бои с участием карликов. На рынках возле гладиаторских арен продавали пот гладиаторов, который считался косметическим средством. Богатые женщины нередко арендовали знаменитых гладиаторов для того, чтобы провести с ними ночь.
Гладиаторы в современных фильмах – это горы мускулов. Настоящие гладиаторы наоборот, старались набрать вес, так как слой жира служил дополнительной защитой от клинка противника.

Каждый гладиатор получал за выступление деньги (если оставался жив). Через пять удачных боев, гладиатор мог выкупиться на волю.
Срок выступления на арене бывших преступников обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог покинуть гладиаторскую казарму (практически, до такого срока мало кто доживал).
В гладиаторы шли даже дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали императоры, например, Коммодий (этот факт, в иной интерпретации, использован в фильме Р. Скотта "Гладиатор").

Не все гладиаторы, из числа пленных и «ноксий» - бывших преступников, были способны вступить в бой с другими гладиаторами, или животными. Таких принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев.
Растиражированный киносюжет, когда тела погибших гладиаторов утаскивают с арены крюками, на самом деле относился именно к пленным и ноксиям, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью.
Последние гладиаторские бои прошли в 404 году нашей эры, после чего император Гонорий запретил их, так как они не соответствовали христианским ценностям. На смену боям между людьми пришли битвы с животными, дошедшие до наших дней в форме корриды.

В романе Р. Джованиоли "Спартак" и замечательном фильме "Гладиатор", имеется множество откровенных ляпов. В частности, никогда не существовало доспехов, защищающих торс гладиаторов. У них имелась только небольшая нагрудная пластина (до солнечного сплетения), изредка - кольчужный доспех.
В начале романа «Спартак», действие которого происходит во времена диктатуры Суллы (I век до нашей эры), мирмилон дерется на арене с ретиарием, вооруженным трезубцем, сетью и кинжалом. На самом деле, гладиатор-ретиарий появился только в начале I века нашей эры - через тридцать лет после того, как восстание Спартака было подавлено.

Считается, что римляне решали судьбу гладиатора с помощью поднятого или опущенного большого пальца руки. На самом деле, этот жест использовали как команду для гладиаторов -  опустить или поднять оружие. Проигравшего гладиатора оставляли жить, но он выбывал из соревнований.
Бой гладиаторов редко заканчивался гибелью одного из них. Бойцы стоили дорого, и хозяева не были заинтересованы в смерти гладиаторов. Если бы соревнования заканчивались смертью гладиаторов, то владельцы школ быстро разорились.

МИФ 3. РИМСКИЕ ТОГИ.

Тога изготавливалась из шерсти белого цвета в форме круга. Римляне, как и греки в древности, обвивали свое тело этим материалом. Тога была популярна с 8 по 6 век до н.э. Со временем, тога перешла из разряда повседневных одеяний в статус ритуальных. В фильмах о временах римлян, все они носят легкие белоснежные тоги. На самом деле, далеко не каждый житель Рима мог позволить себе приобрести шерстяную ткань.
Тоги подчеркивали социальный статус владельца. Только император имел право носить пурпурные одеяния. Остальным приходилось довольствоваться другими цветами.
В повседневной жизни римляне одевали льняные или шерстяные туники. Солдаты носили кожаные куртки. Простолюдины и рабы носили короткие туники. Тоги запрещалось носить женщинам, рабам и изгоям.

МИФ 4. ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ.

Гай Юлий Цезарь, римский император родился 12 июля 100 года до нашей эры.  Существует множество портретов и бюстов Юлия Цезаря. На самом деле, все это только воображение художников. Мы не знаем, как выглядел Юлий Цезарь.
Мало того, его даже звали по другому. У каждого римского мальчика из хорошей семьи было несколько имен: преномен, или личное имя (Gaius), номен, или родовое имя (Iulius), и когномен, прозвище ставшее наследственным. Что значило слово Caesar - неизвестно. Благодаря славе Юлия Цезаря, его когномен Caesar в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, саер (царь), сэр.
Считается, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно. Плутарх писал, что Цезарь во время похода мог сидеть на коне и диктовать письма одновременно двум писцам.
Цезарю приписывают рецепт знаменитого салата. На самом деле, этот салат придумали в Мексике в 1924 году.
Фраза «Et tu, Brute» (и ты, Брут!) принадлежит Уильяму Шекспиру, который написал знаменитую трагедию «Юлий Цезарь», в которой содержалась эта фраза. Труд вышел в 1599 году, в тот момент историки еще не установили виновного в смерти императора.

МИФ 5. КАЛИГУЛА.

25-летний император начал правление со всеобщей амнистии, отменил налоги. Спустя несколько месяцев Калигула серьезно заболел. «Мозговая лихорадка» носила признаки паранойи. Император стал подозрительным, агрессивным. Калигула выгнал жену, расправился с ближайшими советниками, довел до самоубийства тестя. Придворные шептались, будто император спит с родной сестрой. Позже, Калигула провозгласил себя живым божеством и в ожидании подношений подолгу восседал в храме.
Калигула прославился странными законами, деспотичными приказами, постоянными оргиями, и любовью к своему коню Инцитату, которого он наделил полномочиями консула и назначил ему огромное жалование. Правда, воплотить этот замысел в реальность Калигула не успел - его убили собственные охранники.

МИФ 6. НЕРОН.

Светоний писал о Нероне, будто император был охоч до всяких непристойностей: мучил бездомных животных, не брезговал кровосмешением, убийством. Во время пожара, который разрушил Рим в 64 году н.э, Нерон одел свои лучшие одежды, поднялся на городскую стену и глядя на гибнущий в огне город, играл на скрипке.
На самом деле, в эпоху Римской Империи еще не было скрипок, а были лютни.

МИФ 7. РИМСКОЕ ОБЖОРСТВО.
 
Римлянам приписывается невоздержанность в еде. Якобы их залы для пиршеств граничили с «рвотными комнатами» - вомиториями.
Вомитории действительно существовали в Древнем Риме, но никто там не блевал. Так назывались просторные вестибюли, граничащие с главным залом. Покидая пир, гости проходили через вомиторий.

МИФ 8. НЕПОБЕДИМАЯ РИМСКАЯ АРМИЯ.

Основной силой Римского государства была армия, в которой служили граждане Рима. Римская армия состояла из легионов. Легион состоял из 5 когорт, когорта из 10 центурий, центурия из 10 манипул, манипула из 10 легионеров (отсюда понятие "манипулировать").
Численный состав легиона - 5000 воинов, которые разделялись на новичков, обученных, опытных, ветеранов и элиту.
Новички составляли первую когорту. Во второй когорте сражались воины, побывавшие в сражении, в третьей - воины, побывавшие в нескольких сражениях, в четвёртой - воины, за плечами которых военные кампании. Пятая когорта - "непобедимая" или "последняя тысяча". Она состояла из самых опытных воинов, вступала в бой в  решающий момент схватки и решала исход сражения. Эта когорта никогда не отступала без приказа - она побеждала противника или погибала! Потому она и называлась "непобедимой", т.к. её нельзя было победить, только уничтожить!
Воинам этой когорты ничего не надо было ничего объяснять, они сами понимали, что и когда делать - сомкнуть или разомкнуть строй, построиться "черепахой", когда надо достать меч-гладий, а когда работать пилумом. Именно поэтому их называли  "интеллигентами" - понимающими. Из этих воинов набиралась преторианская гвардия и когорты сената. Быть интеллигентом считали за честь патриции, сенаторы, трибуны, цензоры, преторы и т.д. - представители лучших людей Рима.
Интеллигенция - это становой хребет Римской Империи, то, на чём стоял Рим.

МИФ 8. ПЛЕБЕИ.

Считается, что словом «плебеи» называли низшее сословие Римской Империи. Слова «плебс», "плебеи" стали презрительным обозначением низшего сословия. На самом деле, плебеями называли жителей Древнего Рима. Позже плебеи добились равных прав с патрициями.
 
МИФ 9. ЛАТЫНЬ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РИМА.

Латынь была официальным языком только письменных документов. Древние римляне владели латынью, греческим, осканским, этрусским языками. Поэт Данте Алигьери обнаружил тысячи наречий латинского языка. Образованная элита пользовалась преимущественно греческим языком.

МИФ 10. НАЦИСТСКОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ИЗОБРЕЛИ РИМЛЯНЕ.

Римлянам приписывают изобретение салюта, при котором вытянутую вверх руку поворачивали ладонью вниз. Однако, историки не обнаружили ни одного документа того периода, который бы подтвердил эту версию.
Миф о нацистском приветствии опирается на полотно Жака-Луи Давида «Клятва Горациев» 1784 года. На ней изображена группа легионеров с поднятой рукой. Неизвестно, что сподвигло художника нарисовать римских воинов именно в такой позе. Муссолини решил подчеркнуть итальянское наследие и подхватил салют воинственных предков. Гитлер скопировал идею у итальянских фашистов.