2. Интермедия о Багрицком

Мария Семкова
Копытом и камнем испытаны годы,
Бессмертной полынью пропитаны воды,-
И горечь полыни на наших губах...
Э. Багрицкий
Эдуард Багрицкий был одним из русских вечных юношей, чья молодость пришлась на крайне удачное для него время. Он умер тоже своевременно, в самый разгар репрессий - но от астмы, психосоматического заболевания. Некоторые его стихотворения (например, приведенное в первом эпиграфе "От черного хлеба...") свидетельствуют о быстром сгорании его героической личности и об утрате героем своего места; он был своим в железном и огненном потоке Революции, но мог оказаться не у дел в социалистическом обществе. Может быть, такие юноши невероятно чувствительны к нужному времени, а их отказ вовлекаться в реальность, когда "время стерлось и стало другим [38]", оправдан. М. - Л. фон Франц специально не останавливалась на отношении пуэров к историческому времени, а это может оказаться очень важным в их мировоззрении. Что ж, Э. Багрицкий был востребованным, знаменитым поэтом, которого много лет спустя очень любили молодые люди; его влияния, пусть и не слишком заметные, могут сказываться на поэтике русского рока даже сейчас. Как и многие пуэры, поэт рано умер, он был психосоматически болен, и оттого многие его стихи кажутся очень уж жестокими и "телесными". Одно время он увлекался птицеловством.
Эта работа входит в небольшой цикл о птичьих формах психических содержаний, и мне следует ограничить материал для интерпретаций. Время, благоприятное для пуэров, наступило еще раз в 1980 - 90-х гг., это был расцвет русского рока. Практически одновременно там всплывали древние и нарождались новые комбинации мифологических мотивов и мир осмыслялся по-новому. Рок-концерты напоминали мистерии, и это движение было массовым. Поскольку русский рок того времени славился своими стихами, а я их люблю и знаю, то буду пользоваться этими источниками.
Духовность должна была развиваться; важнейшими казались проблемы осмысления своего места в мире и в истории. Мотивы полета, связей неба и земли, движения к небу станут возникать в рок-поэзии снова и снова; многие из них сейчас покажутся нам расхожими. Летучие образы не обязательно принимают облик птицы, но птицы в русском роке - ожидаемые, пусть и не слишком частые гости. Как и везде, где возрождается миф.