Атакует бронепоезд литер А

Андрей Дмитревский
(Отрывок из новой книги)

Памяти моего отца Александра Васильевича Дмитревского
- участника строительства железнодорожного моста через Днепр в ноябре 1943 года, почетного железнодорожника.

БОМБЕЖКА

21 июня Степан Голованев работал до глубокой ночи. Такой режим давно стал привычным для него, секретаря парткома Киевского железнодорожного узла, и других руководителей Юго-Западной железной дороги: они знали, что Сталин работает по ночам и позвонить из Москвы могут в любое время.
На часах, висевших под портретом вождя в служебном кабинете Голованева, было около четырех утра. Он оторвал листок настольного календаря за минувший день. Прилег на диван с мыслью: сегодня воскресенье, и хорошо бы днем, оставив «на хозяйстве» заместителя, сходить искупаться на Днепр, а вечером — на матч киевского «Динамо» с московским ЦДКА.
Задремав, проснулся от грохота взрывов и гула моторов. Подошел к окну и увидел в предрассветном небе самолеты. Рядом с ними вспыхивали белые облачка разрывов зенитных снарядов.
Позвонил другу — начальнику пассажирского отделения станции Киев Леониду Василевскому:
— Леня, что происходит?
— Немцы бомбят город и станцию.
— У нас же с ними Договор…
— Хотел тебя о том же спросить. Ты в политике лучше разбираешься.
— Шутишь? Меня в такие дела не посвящают.
Голованев положил трубку. Телефон тут же зазвонил:
— Степан Петрович? Из горкома. Срочно приезжайте.
На совещании в городском комитете партии сообщили, что немецкая авиация бомбит Дарницкий мост, электростанции, промышленные и железнодорожные предприятия. Есть убитые и раненые.
Разрушены горловины станции. Пассажирские, грузовые поезда, воинские эшелоны «заперты» на путях. Десятки составов встали на подходах к Киеву.
Степан Голованев приехал на станцию и вместе с ее руководителями организовал восстановительные работы. В них участвовали рабочие многих предприятий города.
К 8 утра движение поездов возобновилось.
В 12 часов горожане слушали выступление Молотова о нападении Германии на Советский Союз.
Войну ожидали, но не хотелось верить, что она уже началась. Люди продолжали жить обычной жизнью.
По воспоминаниям ветеранов-киевлян, 22 июня 1941 года на танцплощадках, как всегда по воскресеньям, было много народа. С аншлагом прошли концерт популярного в то время оркестра Эдди Рознера, спектакль «Неравный брак» Московского театра сатиры.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

23 июня работники Киевского паровозо-вагоноремонтного завода (КПВРЗ) на митинге приняли решение во внерабочее время построить бронепоезд в дар Красной Армии.
5 июля работы были завершены. Бронепоезд включили в состав Юго-Западного фронта (ЮЗФ) под литером[1]«А».
Экипаж состоял из добровольцев— работников Киевского железнодорожного узла. Это был первый в стране броневой состав народного ополчения[2].
Командиром экипажа назначили заместителя начальника политотдела Юго-Западной железной дороги Анатолия Тихохода, его заместителем — Леонида Василевского, комиссаром — Степана Голованева.
Начальником штаба и командиром группы разведки стал начальник вокзала станции Киев-I-Пассажирский Константин Арефьев, впоследствии Герой Советского Союза.
Вскоре железнодорожники столицы Украины построили бронепоезда литер «Б» и литер «В» (его также называли «Дарницкий партизан»). Работники предприятий, где строились эти броневые составы, на них же и воевали.
В этой книге расскажем и о других бронепоездах, построенных позже на предприятиях Народного комиссариата путей сообщения (НКПС), других ведомств, об участии в боях их экипажей.

ОКОПНАЯ ПРАВДА

В книге публикуются Отчеты о боевых действиях экипажей бронепоездов литер «А» и литер «Б» в июле-сентябре 1941 года. Эти документы были подготовлены в 1963 году их бывшими бойцами и командирами по просьбе руководства министерства путей сообщения (МПС).
Отчеты я впервые читал в 1984 году, когда работал старшим редактором управления кадров и учебных заведений МПС и готовил материалы о бронепоездах железнодорожников страны для книги под редакцией министра путей сообщения Н. С. Конарева «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941—1945».
Книга была выпущена в 1985 году, к 40-летию Победы. В ней есть и краткая информация о бронепоездах киевских ополченцев-железнодорожников. Весь материал Отчетов из-за довольно большого объема в это издание не вошел.
Краткие сведения об этих броневых составах, которые использованы и в данной книге, приводятся также в книгах Александра Ефимьева, Александра Манжосова и Петра Сидорова «Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941—1945», Максима Коломиеца «Бронепоезда Великой Отечественной. Сухопутные броненосцы Красной Армии», в других источниках информации.
В этой книге Отчеты киевских ополченцев-железнодорожников, скорее всего, впервые публикуются в полном объеме, в том числе — списки личного состава бронепоездов литер «А» и литер «Б» с фотографиями многих членов экипажей.
Отчеты — это журналы боевых действий, хронологически точная и, как правило, эмоционально не окрашенная информация.
Ее достоверность можно, наверное, сравнить с тем, что писатель-фронтовик Василь Быков называл «окопной правдой». По его словам, она «чуждалась псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности и была особенно чувствительной к фальши»[3].
Правда о войне, как мы знаем, отражена также в произведениях Виктора Астафьева, Виктора Некрасова, Евгения Долматовского, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василия Гроссмана, Григория Бакланова, Бориса Васильева, Вячеслава Кондратьева, Юлии Друниной, Константина Симонова, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, других замечательных авторов.

ВОПРОСЫ

Готовя для этой книги материалы Отчетов, я заинтересовался и другими темами. Например, какая была обстановка на участках Юго-Западного фронта, куда направляли экипажи бронепоездов ополченцев-железнодорожников?
Что за человек был командующий Киевским Особым военным округом, затем Юго-Западным фронтом генерал М. П. Кирпонос, кто командовал армиями этого фронта и как они воевали?
Почему немцам хватило недели, чтобы оккупировать Минск, Львов, а на захват Киева они потратили почти три месяца?
Кто из советских руководителей несет ответственность за окружение и разгром армий Юго-Западного фронта?
Что происходило в Киеве летом и в Москве в октябре 41-го, где тогда жили и мои родители?
Как оценивают действия ЮЗФ, в том числе экипажей бронепоездов, советские военачальники, а также генералы вермахта, историки?
Какое мнение о Сталине было у известных военачальников, писателей-фронтовиков, других участников войны?
Как на самом деле воспринимал вождя один из «сталинских наркомов» — народный комиссар, министр путей сообщения в годы войны и послевоенный период И. В. Ковалев, с которым автору этих строк довелось в свое время общаться?
Почему после разгрома нацистской Германии появились персонажи, считающие себя «понад усе»?
Постараюсь ответить и на вопросы, которые, возможно, возникнут у читателей-россиян.
Например: «А нужна ли сейчас книга, где речь идет о Киеве, Украине? Что связывает автора книги с Украиной, железнодорожным транспортом?»
Боевой путь экипажей бронепоездов ополченцев-железнодорожников — небольшой эпизод в масштабе Великой Отечественной, но тоже, на мой взгляд, важная и малоизвестная ее страница.
Книга — дань памяти и благодарности этим людям, всем бойцам и командирам Юго-Западного фронта, других фронтов, которые в 1941 году дали возможность выиграть время для подготовки обороны Москвы.
Немалый вклад в Победу внесли также работники железных дорог, Главного управления военно-восстановительных работ[4], спецформирований НКПС[5], Железнодорожные войска.
Они обеспечивали перевозки, восстанавливали и строили железные дороги, депо, мосты.
Так, мой отец Александр Васильевич Дмитревский, инженер-путеец, как и сотни других железнодорожников, участвовал в строительстве Дарницкого железнодорожного моста через Днепр в ноябре 1943 года, по которому пошли эшелоны с войсками, техникой для армий, продолжавших освобождение Правобережной Украины.
Написать эту книгу побудили и события 2014 года в Украине, где национальными героями были объявлены пособники гитлеровцев Степан Бандера, гаупштурмфюрер СС, замкомандира батальона Абвера «Нахтигаль» Роман Шухевич, другие члены Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА)[6], каратели эсэсовской дивизии «Галичина», которых разгромили Красная Армия, ополченцы, наши отцы и деды.
Надеюсь, книга станет, образно говоря, еще одним мостом, связывающим граждан Украины и россиян, у которых жива память о войне, своих родных, принимавших в ней участие.
Мои оценочные суждения не претендуют на некие исторические открытия. Так как у меня образование филологическое, то при необходимости буду ссылаться на военных историков, известных писателей, воспоминания участников войны, другие авторитетные мнения, высказывая и свою точку зрения.
Расскажу также о нескольких эпизодах жизни своей семьи в контексте некоторых периодов истории страны, о которых идет речь в книге.

ЗАЧЕМ СОЧИНЯТЬ НЕБЫЛИЦЫ?

Некоторые современные произведения о войне сочиняются в жанре фантастики.
Так, в фильме режиссера К. Шахназарова «Белый «Тигр» повествуется о некоем неуловимом и непобедимом немецком танке-монстре, который как орешки «щелкал» Т-34 и КВ, мог по дну болота пройти, аки по суху, двигаться без шума и пыли и обладал прочими волшебными качествами.
Из той же «серии», на мой взгляд, фильм Н. Михалкова «Цитадель». Читатель, возможно, помнит главную сцену этого кинопроизведения, когда толпа русских мужиков с песней под баян идет с дубинами на штурм мощных укреплений фашистов.
Успех наступления обеспечила мышка-норушка (или что-то в этом роде): она хвостиком махнула, задев свечу в немецком ДОТе, та упала на штабель снарядов, они и рванули, подняв неприступную цитадель на воздух. Посмотрел этот фильм какой-нибудь юный зритель и, возможно, подумал: оказывается, в войне-то победили благодаря мышкам-норушкам. Фантазия авторов подобных сюжетов, наверное, может соперничать с богатым воображением создателей «Звездных войн».
Но при всем уважении к предыдущим творческим удачам упомянутых режиссеров, напрашивается вопрос: зачем сочинять небылицы, если хорошо известны реальные события и герои войны, которым, казалось бы, и нужно посвящать свое творчество?


БРОНЕПОЕЗД ЛИТЕР «А»

Во время Великой Отечественной вновь нашла свое воплощение известная метафора Л. Н. Толстого из романа «Война и мир»: «Дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Из «Отчета о боевой деятельности бронепоезда литер „А“ киевских ополченцев-железнодорожников»:
«Первый в стране бронепоезд народного ополчения — литер «А» строили мастера котельного цеха КПВРЗ Кудряшов, Борщенко, Федотов, мастер тендерного цеха Сопуенко, газосварщик Семенов и многие другие работники завода.
Руководитель республиканского ЦК партии, член Военного совета ЮЗФ Н. С. Хрущев помог со снабжением бронелистами, которыми «обшили» паровоз и бронеплощадки. Из 800 добровольцев в экипаж отобрали около 80 человек.
Это были жители Киева, Одессы, Черновцов, Казатина, Павлограда, Фастова, Москвы, Горького, других городов и сел страны.
Большинство из них имели техническую и военную подготовку.
Командиром бронепоезда назначили Анатолия Тихохода, работавшего до войны заместителем начальника политотдела Юго-Западной железной дороги, комиссаром – Степана Голованева.
Сформировали 24 пулеметных расчета, взвод саперов, отделение связи, которым командовал сотрудник 2-й дистанции СЦБ и связи Юго-Западной дороги И. И. Котлярчук, взвод путейцев во главе с опытным инженером организации «Укрстройпуть» Я. Л. Кривицким.
Водили литер «А» машинисты первого класса паровозного депо им. Андреева И. Г. Кинница и И. Д. Крамар. Санитарное отделение поручили инструктору политотдела Юго-Западной дороги О. С. Ячменевой. В боях пригодилось также ее умение стрелять из пулемета.
С помощью военнослужащих Киевского артиллерийского училища на бронепоезд установили четыре орудия, пулеметы, средства связи и наблюдения.

БРОНЕВЫЕ СОСТАВЫ ВОЙСК НКВД

Экипажи литер «А» и других бронепоездов ополченцев-железнодорожников воевали совместно с бойцами бронепоездов войск НКВД под командованием майора Н. Панькова и капитана П. К. Ищенко.
Бронепоезд Н. Панькова вместе с соединениями Красной Армии с боями отходил от западной границы к Киеву.
Экипаж бронепоезда капитана П. К. Ищенко был сформирован 23 июня 1941 года в Киеве на базе учебного бронедивизиона войск НКВД. В тот же день экипаж отбивал воздушные атаки на станцию. В этом броневом составе были две бронеплощадки с четырьмя 76-мм орудиями и шестнадцатью станковыми пулеметами.

ПЕРВЫЙ БОЙ

8—9 июля 1941 года гитлеровские войска на ряде участков прорвали Новоград-Волынский укрепленный район и заняли Житомир.
Две танковые дивизии вермахта быстро пошли на Киев. Противник стремился с ходу захватить город и плацдарм на левом берегу Днепра. 11 июля на реке Ирпень в бой с танковой разведкой фашистов вступили войска Киевского укрепрайона.
Командование ЮЗФ перебросило на опасное направление резервы, в том числе бронепоезд литер «А».
Из Отчета: «В ночь на 8 июля бронепоезд получил приказ выйти к Новоград-Волынскому и огнем поддержать части 5-й армии генерала Потапова, оборонявшие Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. На этих участках уже вел бой бронепоезд НКВД майора Н. Панькова.
Командир бронепоезда ополченцев А. Тихоход определил с ним зоны ответственности: бронепоезд НКВД действует на участке Коростень-Яблонец, литер «А» — на направлении Яблонец-Новоград-Волынский.
Ночью 9 июля литер «А» прибыл в Яблонец и встал в укрытие за станционными сооружениями. Установили связь с частями 5-й армии, которые держали оборону на этом участке.
На рассвете пехота противника после артиллерийской подготовки и бомбежки позиций красноармейцев двумя цепями пошла в очередную атаку.
Бойцы-наблюдатели бронепоезда докладывали Анатолию Тихоходу, находившемуся в командирской рубке:
— Дистанция 400… 300… 200…100…
— Выходим, — приказал машинисту командир.
По пехоте в упор ударили пулеметы и орудия литер «А». Первая цепь была сметена, вторая залегла. Начался ответный артиллерийский и минометный обстрел. Осколки били по броне. Бронепоезд отошел в укрытие. В тот день отбили еще несколько атак фашистов. Они потеряли около 750 человек убитыми и ранеными.
Вечером начальник разведки бронепоезда Константин Арефьев доложил командиру:
— В восьми километрах к востоку немцы прорвали оборону и перерезали железную дорогу.
— Срочно идем туда, — сказал Тихоход. — Нам могут перекрыть отход к Киеву.
По радиосвязи он сообщил о ситуации майору Н. Панькову. Однако до места прорыва бронепоезду НКВД было гораздо дальше. Набрав максимальную скорость – свыше 40 км в час - литер «А» через несколько минут появился на территории, занятой противником. Пулеметы ударили по гитлеровской пехоте. Оправившись от неожиданности, немцы несколько раз пытались атаковать бронепоезд с обеих сторон железнодорожного полотна. На литер «А» пошли пять фашистских танков. Артиллерийские расчеты прямой наводкой подбили два, остальные ушли из зоны обстрела. Совместно с подоспевшим бронепоездом Н. Панькова и стрелковыми частями прорыв немцев был ликвидирован».

Из «Отчета о боевой деятельности бронепоезда литер „Б“ киевских ополченцев-железнодорожников»

«БЕЛЬМО НА ГЛАЗАХ» ГИТЛЕРОВЦЕВ

7 августа экипажи литер «Б» и других бронепоездов вели бои в пригороде Киева. Курсируя вдоль линии фронта, они вели интенсивный обстрел противника. По словам генерала Райхенау — командующего штурмовавшей город 6-й немецкой армией, «вражеские бронепоезда были „бельмом на глазах“ наших войск».
На следующий день гитлеровцы захватили пригородные поселки Мышеловку и Пирогово. Артиллерия противника начала обстрел Дарницкого железнодорожного моста через Днепр. Немцы вели огонь из Пирогова, с территории бывшего завода. Они соорудили там укрепления, оборудовали артиллерийские позиции, пулеметные точки. Движение составов по мосту прервалось. Нависла угроза прекращения работы всего Киевского железнодорожного узла.
Литер «Б» стоял на станции Киев-Московский. Экипаж получил приказ совместно с армейскими частями выбить противника из этих поселков.
От Киев-Московского в Пирогово, на бывший завод, вела старая, изношенная железнодорожная ветка. Командир литер «Б» Леонид Василевский вызвал командиров подразделений бронепоезда:
— Если удастся пройти по ветке, выйдем немцам в тыл, — сказал он.
— Нужно проверить состояние пути, — предложил начальник штаба и разведки бронепоезда Дмитрий Поплавский.
— Согласен, выполняйте.
Разведчики с ремонтниками-путейцами прошли по путям в сторону завода примерно с километр. Укрепили несколько особенно изношенных стыков. Идти дальше было рискованно.
— Тихим ходом должны пройти, — доложил по возвращении Поплавский командиру.
— Попытаемся, — ответил Василевский. — Перед въездом на территорию завода увеличим скорость. Будем надеяться, что путь выдержит.
С командиром 147-го стрелкового полка майором Смирновым и комиссаром 27-й стрелковой дивизии Чернышевым, - частей ЮЗФ, державших оборону на этом участке, разработали план операции. Литер «Б» вышел на исходную позицию на железнодорожной ветке. Вдоль нее в тыл, к станции Киев-Московский, брели многочисленные раненые. Некоторых на самодельных носилках несли бойцы.
На рассвете 9 августа бронепоезд медленно двинулся вперед. Лесопосадки, маскировочные ветки и утренний туман скрывали его от противника.
Когда до цели осталось метров 100, бронепоезд, резко увеличив скорость, въехал на заводскую территорию. Артиллеристы и пулеметчики — Анатолий Кржешевский, Павел Наумович, Михаил Лазаренко, Михаил Зак, Степан Пешков, Фроим Горбатов, Александр Голованев, Иосиф Курлович открыли огонь. Оправившись от неожиданности, гитлеровцы начали сильный ответный обстрел. На литер «Б» загорелись контрольная платформа, маскировочные ветки.
Леонид Василевский был тяжело ранен в голову. Руководил боем комиссар Степан Голованев. Ранили бойцов десантной и разведгрупп — Василия Шаповалова, С. К. Дрозда, Ефима Хоменко, Татьяну Диденко, Абрама Гофмана, Петра Котыхина, Константина Фионика. Медсестры — Лидия Кощавцева, Пелагея Левчук, Ольга Дивенпирст, Ольга Горковец работали не покладая рук.
Боец Николай Шевченко с ручным пулеметом забрался на тендер бронепаровоза. Позиция была выгодная, однако и для немцев он тоже был как на ладони. Но Николай под обстрелом не прекращал прицельную стрельбу.
Когда большинство огневых точек противника было подавлено, в атаку пошли пехотинцы. Они выбили фашистов с территории бывшего завода, затем из Мышеловки и Пирогова. Обстрелы Дарницкого моста прекратились. На следующий день руководство НКПС телеграммой поздравило экипаж бронепоезда с  боевым успехом. Раненые бойцы и командиры были награждены знаками «Почетному железнодорожнику».
Леонида Василевского отправили в госпиталь. Вскоре он погиб во время бомбежки санитарного поезда на станции Цыганская Южной железной дороги.
Командиром литер «Б» стал Степан Голованев, комиссаром — Василий Финогенов, работавший до войны в Киеве секретарем партийной организации строительного управления.
Еще трое суток шли бои на этом участке фронта. Очередной штурм города был отбит.

У СЕЛА ИВАНКОВО

20 сентября литер «Б», прорываясь в составе бронедивизиона из окружения, подошел к селу Иванково[7]. Другие бронепоезда, уничтожая засады, задержались на перегонах.
Фашисты встретили бронепоезд артиллерийским и минометным обстрелом. Били и по полотну железной дороги, которое ремонтники несколько раз восстанавливали.
Огонь велся из находившегося на возвышении села, через которое шла единственная дорога на восток. Бойцы литер «Б» вели бой весь день и ночь, почти без сна. К утру подошли другие бронепоезда.
С рассветом открылась такая картина: в ложбине, которая прилегала к селу, насколько мог охватить взор, видно было скопление отступавших частей — грузовых, легковых, санитарных автомашин, подвод, пехоты. Когда лучи солнца рассеяли утреннюю дымку, немцы заметили эту неподвижную массу и начали по ней бить из минометов.
Колонна зашумела, забурлила. Раздались крики раненых, ржание лошадей.
Орудия бронепоездов ударили по южной окраине Иванкова, откуда фашисты вели обстрел. Воспользовавшись этим, в атаку пошли пехота и моряки Днепровской военной флотилии, которые быстро заняли окраину.
Гитлеровцы отошли в северную часть Иванкова. Оттуда доносились крики «ура!», пулеметная, автоматная, ружейная стрельба, которая постепенно затихла.
Ожившая колонна двинулась в село. Ложбина быстро опустела.
Наблюдатели доложили, что в сторону литер «Б» по полю быстро едут бронетранспортер и три танкетки с черными крестами на бортах.
Артиллерийские расчеты приготовились к бою, но наблюдатели вовремя заметили на одной из танкеток развевающееся красное знамя.
С подъехавшего бронетранспортера спрыгнул молодой лейтенант. Обращаясь к Степану Голованеву, встречавшему красноармейцев у бронепоезда, он сказал:
— Наше подразделение уничтожило в селе батальон противника. Спасибо за огневую поддержку. Взяли эту технику и штабные документы.
Передав их Голованеву, лейтенант добавил:
— Доложите командованию, что штаб был захвачен подразделением капитана Петрова.
Красноармейцы уехали.
После восстановления ремонтниками разбитых путей бронедивизион пошел дальше. По обеим сторонам железной дороги двигались отступавшие части…»

Электронная версия книги «Мост. Про ополченцев, чекистов и бандеровцев» продается на сайте издательства РИДЕРО
https://ridero.ru/books/most_2/, на ЛитРес, OZON.
Е-м автора: andrewdmitr@inbox.ru

Примечания

[1]Поезда, в том числе броневые составы, особое назначение которых обозначалось не номером, а так называемым литером (от лат. Littera — «буква»).
[2] Википедия. Бронепоезд литер «А».
[3] Википедия. Лейтенантская проза.
[4] Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР НКПС) было организовано в январе 1942 года с целью объединения в системе НКПС людских и материальных ресурсов, используемых для восстановления железных дорог и других объектов. В подчинение этого главка были переданы Железнодорожные войска, ранее входившие в структуру Народного комиссариата обороны, спецформирования НКПС и другие подразделения. На фронтах были организованы управления военно-восстановительных работ.
[5] Специализированные строительно-восстановительные и эксплуатационные организации, созданные в НКПС в годы Великой Отечественной войны.
[6] Запрещенные в РФ организации. Эта сноска по умолчанию относится ко всем упоминаниям ОУН-УПА в тексте книги.
[7] 30 км на юго-восток от Киева.