Матренин двор

Вив Варвара
«Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю».

Я родилась двадцать шестого ноября тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. и ровно двадцать семь лет назад Александр Твардовский дал окончательное название произведению Александра Солженицына, которое сейчас изучается по школьной программе чуть ли с восьмого класса.
«Матрёнин двор». Но сначала Александр Исаевич дал повести название «Не стоит село без праведника». Твардовский заметил как-то Солженицыну: «Название не должно быть таким назидательным». «Да, не везет мне с названиями,» - ответил на это писатель.
Солженицын – ярый антисоветчик. «Архипелаг ГУЛАГ» вывернул мне нервы с самых первых строк – когда, промаявшись бессонницей неделю, я бросила читать эту книгу. Невозможно. Тяжело.
И вроде бы «Матрёнин двор» не должен так сильно бить по настроению, но почему-то после прочтения этого произведения я долго не могла отделаться от чувства безысходности и тоски. Произведение автобиографично. Судьба несчастной русской женщины (Солженицын изменил только фамилию); судьба русского крестьянства, утратившего свои традиции; судьба всей страны, растоптавшей свои корни и принципы…
Малограмотная, книг не читала – но зато столько тепла и доброты! Никого не обижала – ни тараканов, ни мышей, ни колченогой кошки, почти безгрешная по сравнению с той же кошкой – «та мышей душила», боялась пожара, молний и поезда (который и перечеркнул жизнь Матрёны). Мышиная грызня людей – это оголтелое желание урвать и растащить все себе (как Фаддей разбирал избу, думаю, переписывать не стоит), а в противовес – суетливое желание Матрёны помочь людям и смирение перед разгромом собственной жизни… Матрёна – это воплощение христианских моральных ценностей, без которых не стоит ни одно село, ни один народ, ни одна земля. И пока есть такие праведники, жива русская земля…
Александру Исаевичу было тридцать восемь лет, когда он после ссылки приехал в поселок Мезиновский Владимирской области, устроился учителем в школу и пришел жить на квартиру к Матрёне Васильевне Захаровой. Ему не нужно было собирать архив – сама трагическая судьба крестьянки (а вместе с нею – и русского народа, если читать между строк) послужила мощным источником повести.