Органолептический язык

Андрей Якуп
Органолептический  язык.

     В 30-х годах прошлого века модной была песня в исполнении В.Козина под названием "Дружба". (Автор музыки - Русаков, автор слов  - Шмульян.) 
В этой песне есть такой куплет:

«… Мы так близки, что слов не нужно
Чтоб повторять друг другу вновь,
Что наша нежность и наша дружба
Сильнее страсти, больше чем любовь.»

    Сегодня для нас эта песня представляет интерес как передача информации с помощью русского, «цифрового» языка,  и двух органолептических – языка музыки и языка поэзии.
 
Вообще – то, любой язык – органолептический, но не все знают об этом. (Вспомните: Сегодня внезапно удалось почувствовать себя в шкуре мольеровского господина Журдена, который, как известно, «и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорит прозой»... ). Поэтому имеет смысл уточнить, что же такое «органолептический язык». Это  – средство общения (средство приёма и передачи информации) между системами «живое существо» и между элементами этих систем, а также между системами и внешней (для этих систем) средой с использованием органов чувств.
Чувства человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Чувство равновесия (ощущение положения тела). Чувство изменения направления движения, если тело перемещается в поле силовых линий.
Органы чувств: глаза, уши, нос, кожа, язык, вестибулярный аппарат, аппарат, чувствующий изменение направление движения в поле силовых линий.

    Для иллюстрации своей мысли я выбрал песню "Дружба" потому, что она была написана двумя прекрасно владеющими органолептическими языками людьми: Русаковым и Шмульяном Так вот, в нашем случае музыка Русакова передаёт информацию со ступени «животное» о необходимости секса для продолжения рода. (Ощущение удовольствия  от секса и проблем при его отсутствии.) Поэт Шмульян, наоборот, смотрит в будущее, на ступень «социум людей», где основополагающим тезисом является «сотрудничество» (полюби ближнего и дальнего как самого себя). Удачное соединение музыкального языка с поэтическим, сделанное Козиным при исполнении песни "Дружба", привело к популярности этой песни. Тема «любви» - не единственная, эксплуатируемая музыкантами и поэтами. Возьмите церковную музыку Баха, навевающие тихую грусть похоронные марши Бетховена, вызывающие гнев военные марши Блантера.
Например, песня «Священная Война».

«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой! …»
( Автор музыки – Блантер, автор слов - В.Лебедев-Кумач.)

    Как только разговор подходит к темам, затрагивающим интересы правящих кланов, и вот-вот настоящие причины войн всплывут на поверхность, официальная пропаганда «безбожников»  переходит на церковную терминологию, ставя   во главу угла  ВЕРУ, а не знания. Чем дальше в будущее, тем отчётливее люди понимают, что все века войны ведутся руками рядовых людей и происходят в интересах правящих в своих странах кланов. А интересы у них одни: удерживать под своим контролем управляемые ими территории и приумножать их за счёт соседей.

Интересно, что художественный язык, как средство передачи информации, донёс до нас содержание ступени «человек» в образе кентавра, смысл круговорота жизни в образе птицы Феникс, порочность войн в картине Верещагина «Апофеоз войны». И это вам не лубочные картинки на тему «осень» или «дождик капает». А всерьёз.
                18.04.2019.