Лототрон

Леон Гвин 2
Леон Гвин,
Зигфрид Тренко


Беговая дорожка – соединенные дугами противолежащие полосы, по которым бегут в противуположные стороны света
(Из старого справочника)

Солнце висит в небе, как разбухший апельсин. Оно зависло над полупустыми трибунами стадиона, над футбольным полем, над чёрной дорожкой, разграфлённой белыми линиями.

Атлетического сложения парень в чёрной майке с белыми номерами нетерпеливо переминается с ноги на ногу на линии старта.

Судья приставляет ко рту мегафон: «Участникам забега на 1500 метров занять свои места!»

Пёстрая шеренга застыла в ожидании выстрела. В белой майке – сам Варна.
Бац!Спортсмены посыпались на беговую дорожку, как шары в барабан лототрона.

Первый круг. В а р н а:

Спурт! Работай, работай! Отрывайся! Беречь силы незачем. Четыре финальных круга в бесконечном беге по замкнутой траектории. Начало конца.Вперёд! До конца прямой закрепиться на первой позиции. В этом забеге нет достойных противников. Буду лидировать с первого до последнего шага.

Гуна, ты ничего не подозреваешь. Сегодня – наша последняя золотая медаль. За победу, которая уже никогда не повторится.

Вторая прямая. На табло – время лидера после первой двухсотметровки. Результат невысокий, но для выигрыша хватит – а это главное. Как я выкладывался в каждом состязании лет десять назад! Пока Гуна не надоумила. «Ты поставишь рекорд, – сказала она, – а завтра его побьют. Побереги силы, и все забеги твои. А уж победу никто не отнимет».

Прямая кончается. Ещё один вираж. Скребущий звук шагов. Моих.  Где же юнцы? Оглянусь – не штаны ведь закладывал. Э-э,  стадо слонов! Пятнадцать метров, если не все двадцать.

Гуна справа, на малой трибуне возле старта. Вот она, цыганочка, под жёлтым солнечным зонтом. У ног – прозрачная сумка, набитая апельсинами. Давай, дорогой, давай!

Помаши в ответ. Улыбнись. Знай наших! На олимпиаде восторженный рёв прокатился бы по стадиону.  Здесь же некому глотку драть. Второстепенные соревнования в Риге.

Духота! Душно как в противогазе. Что с этим проклятым светилом? И ни малейшего ветерка.

Конец второго виража.  Четыреста метров. Значит, за спиной на табло снова зажглись цифры. Кажется, пробегу вполне нормально. Назло жаре. Остальным дай бог вылезти из четырёх минут.

Стоп... кто там во главе стада? Чёрный с белым. Номер 12-й. Унгур.

Первый круг. У н г у р:

Колоссальный мужик! Протри глаза – он уже на кусок впереди. Сдохнуть от зависти. Тренер говорит: «Не косись на девчонок, когда на дорожке Варна. Вникай!» Пока не прозвучал выстрел, мы все равны. Пройдут четыре минуты – будет один и прочие. Победитель и побеждённые. Он – победитель. Я – побеждённый? Что скажет Уна? Когда мы с ней познакомились, она спросила: «А ты не можешь бежать быстрее?» Балда балдацкая! Это ж легче лёгкого. Телом рассекаешь воздух, и в зубах свищет ветер... Сегодня на дистанции первосортный ориентир – его спина. Не потеряй из виду. Сильный толчок! Отбрасывай из-под ног эту ленту! Я проиграл? Это мы ещё посмотрим.

Вторая прямая. На табло – его результат. Мне бы эти числа. Быстрей, быстрей! Почему-то ни черта не выходит. Те же двадцать.  Поднажать? Вдруг он проспит рывок! Да нет. Ему ничего не стоит опять оторваться. Хитрованский хитрюга! Сил попусту не транжирит. На рекорд не идёт, зато победа в кармане. Чем-пи-он...  Да ну его к лешему! Что он, икона, чтобы на него молиться! Как захочу, так и буду бегать.

Адская парилка, однако. Прямо финская баня. Удивительно, что задние ещё не расклеились.

Второй поворот. На табло опять цифры. Его время после первого круга. На олимпиаду с таким не поедешь. Про моё и говорить нечего. Нажать, нажать во что бы то ни стало! Два года – дистанция длинная. Сколько это кругов? А шут их знает!

Вперёд, Унгур, вперёд!Дарите невестам рекорды. Где ты, Уна?

Второй круг. В а р н а:

«Не оглядывайся!» Священная заповедь бегуна. Азбука. А я оглянулся. На какой-то миг сбился с ритма. Ну и что? За результатом не гонюсь. Соперники далеко. Можно сбавить темп.

Какое пекло! Шиповки просто липнут к битуму. Словно мухи к липучке. Хочется пить.

Бедняга Унгур. «Наша большая надежда». Подыхает, наверное. Его специальность 400 и 800. И чего прицепился к моей коронной? Искатель счастья... С таким телосложением быть бы ему штангистом. А здесь на одной силе далеко не уедешь. Можно выжать один круг, ну – два. Полуторку – никогда. Настоящий бегун жилист и худощав. У него острые локти, выпирающие колени, кости обтянуты желтоватой кожей. Его лёгкие подобны кузнечным мехам, сердце стучит как мотор. Точь-в-точь мой портрет.

Просвет сократился на несколько метров. Ничего! Унгуру и в голову не придёт настигать меня.

Пока вираж не кончился, оглянусь-ка. Вроде всё по-старому.Слон загребает локтями: левым – правым, левым – правым. Будто плывёт в байдарке. Что за техника? Сколько ни уговаривали: бери диск, ядро, молот. А он раздувает щёки и знай себе прёт. Упрямый, деревенщина. Но ему-то что! Вся жизнь впереди, оптимизм бьёт через край. Не привязан за веревочку к своему колышку. Таким и я был когда-то.

Опять несколько метров растаяло. Пыхти, пыхти... Вот-вот скиснешь.

Гуна восседает на трибуне неподвижно как статуя. Так же величественно, с апельсином в руках, она будет стоять у финиша, когда я пересеку черту. Будет закладывать дольку за долькой в мой пересохший рот. Предана мне! Центр моей жизни, я вращаюсь вокруг неё на невидимой привязи.Внимание! Семейный ритуал: она машет с трибуны белой ручкой и ободряюще улыбается. Надо ответить. Ответить!

Что со мной? Как тяжело бежать! Кто подвесил над стадионом этот рефлектор?! Ноги свинцовые.

Она поднимается со скамейки и, коснувшись губ кончиками пальцев, шлёт мне воздушный поцелуй.

Улыбку. Улыбку! Веселей, веселей... Что-то солёное на языке.

Третий круг. У н г у р:

Где Уна? Вот чудачка! Встала в самом центре поля и стоит. Светло-жёлтые волосы, огоньки в чёрных глазёнках. Стройная, как подсолнух... и поворачивается. Медленно поворачивается мне вслед.

Жарища сегодня!

Резвей, резвей! Как бывало мальчишкой: стремглав с горы, не чуя под собой ног – вниз, вниз! Прямая бесконечна – раскрой глаза и мчись. Во весь дух!

Те же двадцать метров. Не иначе как у него звериное нутро. Ты понимаешь, Уна? Это гепард. Он бежит не так, как я. Скользит по дорожке, парит над нею. Шаг, работа рук, посадка туловища – классика.

Не выиграю? Несчастливое число. Интересно:  барабан вышвыривает шары или те сами из него выскакивают? Вот они крутятся вперемешку... один отделяется от остальных, лбом откидывает заслонку и катится вниз. Бух!

Всё. Выдохся. Это конец. Больше нет сил. Ветерочка, воздуха! Колет в правом боку. Что ж это, ребята? Зажать ладонью бок. Не помогает? Короче шаг!
Сколько можно тащить на аркане эту дохлую связку? Никто не хочет сменить ведущего, Удобно пристроились за спиной.Эй вы, там! Смените меня... на пару метров. Мёртвая точка... это пройдёт, должно пройти... Рохля!Кто-то поравнялся со мной и снова отстал. Здоровье бережёт.Обойди же! Потом я тебя. Со злости ты меня обгонишь. И опять я выйду вперёд. И снова ты. А потом финиш, отчаянный рывок – и я буду первым. Вот это борьба, черт подери!

Спокойствие. Только спокойно. Можно вздохнуть. Глубже. Я больше  не хромаю? Порядок. Растянуть шаг. Бежать так, словно это твой последний забег.

Попробую. Рискну. Чемпион? Отлично. Потягаемся с самим чемпионом! Где он там? Вот это фокус – те же двадцать. Решил победить малой кровью. Приноровился к скорости хромого каравана. Старый мудрый козёл!

Вперёд, Унгур, вперёд...

Слышу, Уна!

Последний круг. В а р н а:

«Три круга... минуты... секунды... рекорд стадиона...»

Что он бубнит? Слова тонут в гуле. Кто там гудит? Зрители, поклонники моего таланта. Сбежались со всех стадионов, где крутится эта нескончаемая карусель.
Спасибо. Не надо. Не надо так выть.

До финиша страшно далеко. Он где-то там, за двумя поворотами. Может, и дальше. Кто скажет, где у клубка начало, а где конец?

Самое трудное – выдержать её взгляд. Эти прекрасные умоляющие глаза. Устоять. Иначе... клац! – и снова петля на шее.

Кто-то приставил к затылку лупу. Что ты хочешь от меня? Горит.

Дорожка кончена. Не дышит. Чёрная безжизненная лента. Солнце её доконало.

Кто это хрипит? Слышь? Моё дыхание.Тяжело, как тяжело бежать! Никогда ещё не было так трудно. За каждый шаг – жизнь. Сбросить эти пудовые шиповки... Нет. Сил нет нагнуться.Нельзя останавливаться – закружится голова и провалишься сквозь битум в чёрную мглу.

Кажется, последний круг. Неполный. Хорошо, когда кольцо разомкнуто.

Как легко! Ноги словно пёрышки, И руки. Наконец-то передохну. Божественная тишина. Я плыву...

Гром! Голова раскалывается? Унгур! Это его топот.

Не могу... больше не могу.

Последний круг. У н г у р:

Ты же молодчага! Ещё пятнадцать метров. Семь беговых шагов. Пустяк. Копейка.
Шаг! Два. И три. И ещё...Вот он, Варна! Протяни руку – коснёшься его плеча. Нажми чуть-чуть. Вот!

Пот ест глаза, губы.

Локтями, грести локтями. Сильней, сильней! Внезапным рывком обойти лидера. Возглавить этот дьявольски красивый забег.

Впереди – прямая. Смотри, Уна!

В а р н а:

Никак у него двойные лёгкие? Дышит в затылок, короткими быстрыми толчками. Собачье дыхание. Крик моды. Моё поколение этого не умеет. И переучиваться поздно.

Ещё несколько секунд – и всё уйдёт. Отмучаюсь. Мои лучшие годы. Стану обыкновенным пешеходом. Дальше пусть бегут те, кто дышит иначе.

Решил наступать на пятки до финиша? Вторая позиция. Свмвя выгодная.
 
Где цель? Сто пятьдесят метров. Прибавить!Больше нет пороху... лента скользит назад...Остановиться, разорвать круг, сойти с дистанции... Нет. Это жуткая картина:  её глаза, полные слёз. Нет!

Справа – что это? Подошёл ближе. Пытается обойти?! Дурачок. Кто же обходит на вираже, где кратчайшая дорожка – внутренняя? Это круг, Унгур, круг, а не прямая. И тебе до цели немного дальше, чем мне.

Его надо стряхнуть с себя. Шире! Шире! Так. Где он? Всё ещё тут. Продержится до конца поворота и сделает рывок. Только что был справа...

Стиснуть зубы. Догнать!Догнать!Любой ценой!Ты – Варна! Ты – чемпион!

Его плечо рядом с моим...

О н и выскочили на финишную прямую, как шары из лототрона. Номер 12-й и 13-й. Бух! – пересекли линию финиша.

Унгур с разбегу влетел в вираж – навстречу Уне, величественно стоявшей на дорожке с апельсином в руках.

Варна бессильно повалился на колени. У него кружилась голова. Кружилось солнце в зените.
 
Земной шар выскальзывал из ладоней, сдирая кожу.


Перевёл с латышского Леон Гвин.
Оригинал опубликован в латышской газете Sports (Рига).