Литературная Система 3. 11. Олицетворение

Андрей Тигр
Олицитворение
Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и абстрактные понятия.
Определение простое, достаточно понятна цель приёма – усилить художественный образ, выразить отношение к происходящему. Применяется больше в стихах, но и в прозе вполне адекватный приём.

Как правило используем глаголы. Неодушевлённый объект при олицетворении совершает действие, которое в реальности может совершить только живое существо.
Рояль поёт.
Клавиши убегают.
Снег цепляется.
Пароходы дремали.
По всем этим фразам мы получаем чёткий и яркий образ, что, собственно, и нужно.
 
Два оставшихся прикладных вопроса:
- как часто и когда использовать?
- стоит ли специально тренировать приём и как это делать, если стоит?
По поводу частоты использования – средне. Чем романтичнее и возвышенней хотим сделать текст – тем чаще. Только, опять же, не перебрать, а то возвышенность превратится в напыщенность, а это уже не есть хорошо.
По поводу отработки – имеет смысл потренировать. Творческий момент здесь присутствует, но не так, как в метафоре.

Можно использовать следующий алгоритм.
1. Выбираем настроение или эмоцию, которую хотим вызвать
2. Выбираем предмет, который хотим олицетворить
3. Подбираем глагол под это настроение или эмоцию, создаём словосочетание или предложение.
4. Следим, чтоб словосочетание(или предложение) не было оксюмороном или просто бредом в контексте всего написанного материала. Если этот так – возвращаемся к пункту 3. Если не выходит несколько раз – идём к пункту 2 и выбираем какой-нить другой предмет.

Сейчас пройдусь по алгоритму.
Выберем настроение. Пусть будет что-нить возвышенное и горделивое.
Слово подберу с помощью генератора случайных слов, чтоб челлендж был повыше ))). (кто не знает, что такое челлендж – можно загуглить)
Выпало слово «случай». Да, олицетворить слово «случай» - это реальный челлендж. Ну, попробую…
«Этот случай парил над городом целый год, вдохновляя всех, кто узнавал о нём.»
Хм… думаю, цели я добился.

Для полного душевно-умственного удовлетворения (и гарантированной отработки навыка) рекомендуется повторить раз сто или больше. С разными словами и разными настроениями. И потом периодически повторять, для поддержания навыка. Лучше повторять, разумеется, в процессе написания произведений.