Какой должна быть Школа?

Гульмира Жамантикова
Сегодня прочитала на сайте Газета.ру статью "Пещерное представление о пещерном человеке. Почему дети так мало знают о происхождении

Автор сетует на то, что сами учителя недостаточно образованны, да и качество учебников оставляет желать лучшего, и поэтому очень трудно контролировать, что насаждают детям в школах по всей стране, где почти полтора миллиона учителей, и каждый со своими убеждениями, предпочтениями, пробелами в образовании.

Цитата:

"Если учитель сам "не верит в теорию Дарвина" - а это, увы, обычное дело, - ожидать от него рвения глупо. Вот и получается, что учитель сообщает детям (почти цитата): "Ученые когда-то утверждали, что человек произошел от обезьяны. Мы с вами понимаем, что это чушь, но по программе я обязан вам это рассказать".

Обязан ли учитель "верить в теорию Дарвина" (или какую-либо другую теорию), а тем более - навязывать эту теорию детям?

Хотя ученые обвиняют в догматизме религию, в самой науке очень часто мы видим вместо живой научной мысли, вместо реального исследования природы бесконечные интерпретации чьих-то теорий. Сегодня в науке многие полагаются на авторитеты, а не на факты. Исследовать, открывать, постигать самостоятельно суть природы - это очень трудно, а вот размахивать именами авторитетов легко, примазываясь тем самым к чужим заслугам. Что же говорить об учителях, которые не являются учеными, а имеют дело с детьми!

Задача учителей заключается не в том, чтобы быть популяризаторами науки, простым передаточным звеном от ученых к детям. Их задача в том, чтобы научить детей совершенствоваться, познавать, расширять своё сознание, максимально реализовывать свои возможности на благо мира.

Это большая ошибка - считать школу и учителя источником знаний. Тем более если под знаниями понимать готовые теории и формулы, которые надо вызубрить наизусть. Источник истинных знаний - всегда находятся в самом человеке, в его удивительном даре ощущать, чувствовать, понимать, мыслить. Осознать этот дар и развить его в полной мере - вот главная задача человека! Научиться черпать из этого живого источника истины, не полагаясь на чьи-то теории и догмы - вот цель настоящего образования!

Без собственного постижения природы образование не имеет смысла. Надо учиться быть осознанным, совершенствовать сознание и мир, эволюционировать, а не просто цитировать Дарвина и использовать готовые методики.

В первую очередь надо познать себя - понять, как формируются мои ощущения, образы, мысли, воспоминания, ощущать весь этот процесс от начала и до конца. Вот тогда мы начнем постигать мир по-настоящему, непосредственно, а не теоретически. Вот тогда мы будем реально эволюционировать, а не просто рассуждать об эволюции или рассуждать о том, как рассуждал об эволюции Дарвин.

Общество слишком много требует от учителя, хотя он - такой же обычный человек, и далеко не совершенство. Мы все в равных условиях. Не надо ждать истины от учителей, от школы, от системы образования, от государства. Надо полагаться на себя, на самообразование и саморазвитие. А школы, институты и прочие учебные заведения должны быть не источниками готовых знаний, а местом для обмена опытом саморазвития и самоорганизации. А для самых маленьких - местом для раскрытия своего потенциала, своих талантов.

Современная школа должна стать другой. Она должна стать центром САМОразвития. Это требование времени. Здесь каждый должен быть отчасти учеником, отчасти учителем.

Современная наука и система образования должны стать единым целым. Пора перестать навязывать детям и обществу свои научные теории и представления. Надо давать факты, а не их интерпретации. Нужно исследовать мир самостоятельно, непосредственно, объективно. Наша главная школа - это сама жизнь: собственная жизнь, наша плоть и кровь, наши чувства и мечты, наши страхи и переживания, всё это - предмет исследования и материал для совершенствования. Такая школа точно не может быть скучной и унылой.

С Днем Знаний!