О роли знания в буддизме

Дмитрий Саночкин
...Человек не может знать в обычном состоянии. В таком состоянии высшая информация бывает от него скрыта. Точнее он сам не способен сосредоточиться должным образом и удерживать в восприятии и в памяти такого рода информацию. Для того, чтобы получить к ней доступ, необходимо применение соответствующих методов отвлечения сознания от внешних факторов и концентрации его на внутренних процессах ума. Это может быть метод начитывания мантры, а также метод медитации (аналитическая и однонаправленная медитация).

В процессе применения названных методов, может открываться высший интеллектуальный центр, скорость работы которого во много раз выше скорости работы обычного ума (это то, что называется в буддизме "йогическим восприятием"). Такой центр может принимать высшую информацию, обрабатывать ее должным образом и передавать вовне. Именно в состоянии активности этого центра возможны проблески интуиции, разного рода озарения, и в конечном счете - просветление (бодхи).

Обычный ум должен замолчать, и на смену ему должен прийти безмолвный сосредоточенный ум. Именно последний и является высшим умом, тем умом, формирование которого является целью некоторых духовных учений, в том числе буддизма.

Формирование высшего ума тесно связано с созданием особого внутреннего состояния, которое можно передать с помощью выражения "пространство". Это особое состояния внутренней полноты бытия, радости, осмысленности, озарения. Находясь в таком состоянии человек не испытывает недостатка в переживаниях, связанных с сенсорной активностью. Ему не нужны обычные сенсорные впечатления, которые ежедневно и ежечасно поставляют ему современная культура и цивилизация. В буддийской литературе такое состояние именуют словом "нирвана" ("угасание (активности ума)"). Однако ум в этом состоянии не исчезает. Он входит в новое для себя качество. Он начинает оперировать высшими явлениями, или дхармами, которые есть суть мгновенные психофизические состояния.

Мы больше привыкли к внешним явлениям, явлениям физического мира, и мало знакомы с внутренними, духовными или психическими феноменами. Именно восприятие и удержание последних и является целью буддийской йоги.

Кроме понятия "йога" существует и другое обозначение для данного класса знаний и явлений - это понятие "тантра". Слово "тантра" в уме европейцев часто ассоциируется с сексуальными практиками, распространенными в традициях индуизма. Но в буддизме значение слова тантра иное. Этим словом обычно обозначается "тайное знание". При этом тайное здесь не значит скрытое и недоступное. Оно может разглашаться. Наверно можно было бы передать смысл данного понятия с помощью слова "тонкий". "Тонкое знание". И именно поэтому оно тайное. Оно является тайным для обычного восприятия и открывается человеку в состоянии духовной практики. Также словом "тантра" может обозначаться сама такая практика высшей йоги, пример - термин "аннутара йога тантра" (одна из четыре основных ступеней буддийской йоги).

Таким образом, высшая практика йоги в буддизме связана с развитием знания. Это не в коем случае не сон ума, не его пассивность (по буддийской теории одно из базовых качеств сознания есть способность к познанию), но это, скорее, состояние пробуждения высших интеллектуальных способностей ума, причем значение слова "интеллектуальный" здесь отличается от обычного его значения. Интеллектуальный здесь не значит оперирующий понятиями и словами с целью воздействия на объективную реальности. Это тоже может иметь место, но это не самоцель. Главной целью развития интеллекта в буддизме является духовная цель - освобождение сознания. Для достижения этой цели практикующий йогу обращается к своей внутренней субъективной реальности. При этом обращение к объективной и субъективной реальности могут сочетаться (вспоминаем в этой связи принцип понятия "бодхичитта", или идею спасения всех живых существ из океана сансары).

Главное отличие современного не-знающего человека от человека практикующего буддизм заключается в том, что последний стремится к пробуждению от сна ума, стремится к развитию и совершенствованию знания внутри себя. Именно в таком пробуждении ума он видит залог возможности изменения своей жизни, наполнения ее смыслом, обретения временного и непреходящего счастья, а также залог действий по спасению всех живых существ, в соответствии с буддийским учением Махаяны. Сосредоточенный и знающий ум может сделать то, что не может сделать ум не-знающий. Как говорится "знание есть сила".

Здесь нужно немного уточнить. Не всякое знание обладает силой, но только то знание, которое связано с достоверным восприятием. Недостоверное знание может быть бесполезным, а то и вредным.

Как отличить одно от другого, достоверное знание от недостоверного? Существуют некоторые критерии проверки знаний. Один из них - соответствие их источникам многовековой традиции. Дело в том, что традиционные знания проверялись на протяжении долгого времени. Они также применялись на практике и приносили конкретные результаты. Например, руководствуясь ими, люди становись лучше или достигали освобождения сознания, просветления. Определить, что они достигли просветления можно было по некоторым внешним признакам, например, изменениям мышления и поведения в лучшую сторону (хотя, казалось бы куда еще лучше).

Определить недостоверность знания можно таким же точно образом - по его результатам. Если человек заблуждается относительно природы реальности, например не принимает непостоянства явлений и держится за их постоянство, то он будет так выстраивать свою жизнь, что, в конечном счете, может стать очевидной ошибочность его взгляда на реальность - он сам своей жизнью и поведением дискредитирует недостоверное знание, которого он придерживается. Только знание, основанное на достоверном восприятии, может принести нам большую пользу.