Мы в походе

Борис Гончаров 2
Мы в походе
Как-то, в осень, мои учащиеся засуетились, им вдруг захотелось отпра¬виться в поход. Стояла тёплая погода и, решив воспользоваться этим обсто¬ятельством, мы отправились за пределы хутора Гуково.
Идти в поход не очень заманчивое дело. Дети лишь обедают, что будут хорошо вести, на самом деле так не бывает, поэтому я согласился с большим нежеланием. Проверил рюкзаки, обувь, чтобы не была тесной и вот хутор Гуково уже позади.
Подходим к дачам, идти настроения нет, но дети убеждают, что если прой¬ти дальше, то можно найти подходящее местечко для отдыха, с водой и тенёчком. Наконец приходим на это место.
- Да! - Восклицаю я с восхищением, - здесь ни чем не хуже чем в Сочи или Крыму. Природе, что надо, а самое главное: никто не мешает отдыхать
Ребята сияли рюкзаки с плеч, достали провизию:
- А где же вода? - спрашиваю.
- Одну минуту! - Отвечает Коля Никитин, берёт ведро и мигом приносит холодную родниковую воду, чистую как стёклышко. Я стал готовить обед, а ребята начали играть. Одни - волейбол, другие - разбились на две группы, а решили сыграть в индейцев.
Касатов Алёша, Голиков Володя, Саша Власов - это страшное племя людоедов, а в другое племя вошли: Шиколенко Люда и Рудь Саша. Я готовлю обед, а Дети выстружили пики и пошли в тростник. Им уже кажется, что находятся в джунглях и, что нужно обязательно взять в плен противника. Вот они незаметно пробрались через густые заросли и внезапно атаковали Сашу Рудь и Шиколенко Люду. Вывели из тростника, привязали к дереву и давай перед ними танцевать танец смерти. Саша кричит:
- Вот подождите, скоро наши придут, они вас быстро расказнят!
Не обращая внимания на угрозы, Алёша Касатов близко подходит к Саше, чтобы снять скальп. Он понарошку подставляет к горлу врага пику и кричит как тарзан. Кажется, что сейчас начнёт отрывать волосы. Но вдруг из тростника появляются настоящие индейцы, и не понять: кто есть кто. На голове
перья, руки и лица черные, глаза и зубы сверкают белым цветом.
Индейцы бегут, размахивая пиками, да так дико кричат, что Алёша и прав¬да испугался, а затем понял, что Это Родионов Серёжа и Никитин Коля их разыграл. Игра бы продолжалась вечно, но я зову детей обедать. Дети мигом заканчивают игру и бегут в тень деревьев, где их ждёт наваристый, походный суп. Когда воины доели первое, я заговорщески произношу:
- я вам ещё макароны по-флотски приготовил, подождите немного, пусть распарятся.
Нe успел договорить, как Люда Шиколенко бежит из поля и кричит:
- Борис Владимирович, посмотрите, какой я красивый цветок сорвала! И задевает ведро с макаронами ногой. Вся флотская каша выпрыгивает на зелёную траву, недавно умытую дождём. Пока я успокаиваю Люду, мальчишки бегут к макаронам, давай выбирать ложками, да в рот и расхваливают:
- Хороша флотская каша!
Я не знаю, что делать и возмущаюсь:
- Неужели не наелись? Стыдно смотреть! - Но детям хочется попробовать ту еду, которую готовят матросам, а макароны и правда оказались вкусны -мл.
После обеда все легли отдыхать и узнали, почему у Родионова с Никити¬ным оказались такие пышные перья на голове. Оказывается, Сергей у куриц из хвоста повыдёргивал перья и спрятал в рюкзаке, чтобы преподнести сюрприз
- Что же ты наделал? - Возмутился я. - Как же теперь птицы без перьев будут бегать?
- Ничего с ними не случится, новые вырастут. - -Успокоил Серёжа.
Время летит стремительно, начинает накрапывать дождик и мы стали собираться в обратную дорогу. Нe хотелось уходить от криницы, от живописно¬го места, но дождь серьёзно взялся за дело. Дети засуетились, повесили на плечи опустошенные рюкзаки. Перед тем, как выступить в дорогу, каким то образом Касатов налетел на Родионова, тот неудачно упал и вывихнул ногу, я быстро подбежал к нему:
- Что с тобой, Серёжа? Не иначе бандитская пуля задела! Надо же, чуть ногу не оторвало, ещё посильней, и пришлось бы ампутировать! - Перевёл я происшествие в шутку. Он смеётся, а встать на ногу не может. Я тут же выстружил палку, мальчик опёрся на неё и потихоньку стал догонять дру¬зей. Я иду следом и продолжаю:
- Я тебе, Серёжа, пять палок выстружу, лишь бы нормально дошёл до дома.
Дождь начинает стихать. Тут ко мне подбегает Шиколенко Люда и заговорщески шепчет, что у неё в супе оказался головастик:
- Не может быть! - Восклицаю удивлённо.
- Я правду говорю! - слегка обижается Людмила. -Де верю, - успокаиваю её. Наверно он попал в суп, когда воду брали
из криницы. Никому не говори о случившемся, а во Франции лягушек даже обожают.
- Так то во Франции, - усмехнулась Люда, а в это время Никитин Коля показывает на скалы:
- Посмотрите, посмотрите!
Я глянул не скалу и обмер. На обрывистом крутом склоне стоит Саша Власов. Каким образом он туда забрался - непонятно. Спрыгнуть нельзя и сой¬ти невозможно. До земли расстояние 7-8 метров, а кругом кустарники из тёрна. Саша держится еле-еле и молчит. Я вижу такое дело и спокойно говорю:
- Саша, не волнуйся. Посмотри влево, возле тебя находится выступ, видишь? Он махнул головой. Вот и хорошо, а теперь, на него поставь правую ногу. Поставил? Прекрасно! Левой рукой возьмись за терновый куст и пере¬неси левую ногу к правой. Рядом есть ещё выступ, так что, давай посме¬лей! Саша перебирается на другой выступ и ждёт дальнейших указаний:
- Теперь тебе осталось сделать два шага до большой площадки, и ты спасён. - Саша делает два осторожных шага и понимает, что может уже сам сойти с опасного места. Ещё немного томительных секунд и он уже рядом с нами. Я ласково глажу его по голове и произношу: - Угораздило тебе туда забраться.
Мы продолжаем путь, доходим до места, где под мостом пробегает речка Гнилуша. Она малая, да суетливая, затронет каждый камушек и побежит да¬льше на столько километров, что не сосчитать. Мальчишки перед девчонка¬ми начинают показывать свою смелость. Рядом стоит старая верба, её вет¬ви опускаются на наш берег, а на самой толстой ветке, висит длинная ре-зиновая полоса, называемая "тарзанкой". Транспортерная лента очень креп¬кая и мальчишки, ухватившись за неё, стараются перепрыгнуть на другой берег, но нарочно срываются и прыгают, летя в прохладную воду. Ежё не очень холодно, но всё равно можно простудиться:
- Ребята, хватит! - Говорю я тихо, но настойчиво. Пора идти домой! -Мой требовательный тон остуживает горячие головы, заставляя ребят прис¬миреть. Мы идём гуськом дальше и всё равно у детей не получается быть серьёзными, кто-то, из мальчишек, поджег густую степную траву и она заполыхала высоким пламенем. Дымовая завеса повисла над нами, оставляя черные выжженные плешины на земле.
Мне, городскому жителю, непривычно смотреть на такие проделки детей, но вспомнив, что они здесь родились, успокоился. Ведь на месте выжженных участков, на следующий год, трава будет расти ещё лучше.
И вот мы уже возле дач. Здесь, у каждого забора красивые цветы и несколько букетов оказываются в руках моих учащихся. Кто из дачников грозится вызвать милицию, натравить собак, оборвать уши, но мы уже находимся далеко.
На этот раз я не ругаюсь со своими любимцами, не спорю, я спешу домой, и всё равно их приключения не заканчиваются. Каким-то образом у мальчишек появились ящерицы и небольшой ужонок. Ими они пугают девчонок, и такая ватага продвигается к "Шанхаю" - это окраина хутора Гуково и место, где располагалась 39 шахта. Шахтного посёлка уже нет. Жителей перевезли в город, в благоустроенные квартиры, а на этом месте остались следы от бивших усадеб в виде разрушенных фундаментов и плодовых деревьев.
Я понял, что детям ещё хочется побыть на свежем воздухе, они совершен не устали. Они обещают вести хорошо, и мне не придётся за них краснеть. Пожелав детям хорошего настроения, выхожу за хутор Гуково, и смотря на голубое небо, с пробегающими, на небольшом расстоянии, дождевыми облаками размышляю:
"Вот как бывает в жизни. Более 200 лет прошло с тех пор, как в этом районе обосновались казаки, возле реки Гнилуши они выстроили хутор. Были трудности: голод, холод, землянки, болезни, войны и всё равно хутор выстоял, он продолжает жить. Уже не одно десятилетие обрабатываются земельные участки. Уже затерялись в истории предки: Лёвочкиных, Герасимовых, Гуковых, Тарариных и т.д., но не исключено, что рядом со мной находятся потомки основателей хутора Гуково.