В окрестностях хутора Гуково I часть

Борис Гончаров 2
В окрестностях хутора Гуково

I часть
Места донские я за всю жизнь узнал. Да как же не знать отчий край, дом родной.
М. Шолохов.

Сядем рядышком на завалинке,
Вдаль посмотрим мы на заре.
Сколько звездочек, сколько маленьких
С неба светят нам во дворе.

Выйдем в поле мы, в степь широкую,
Голубые там огоньки.
По ковру горят, по высокому,
Сердцу милые васильки.

Посмотрим вокруг, как здесь сказочно,
Сколько радости тут и там.
Это чудный край – наша Родина
Улыбается нежно нам.

Ты люби ее, ты лелей ее,
Есть  святая в ней сердцу грусть.
Это верная, с детства близкая,
Это добрая наша Русь.

Маленьких хуторов вокруг города Гуково много, у каждого есть свои достопримечательности. На первый взгляд хутора похожи друг на друга: все они ютятся возле воды, имеют одну главную улицу и небольшой центр, где по вечерам, в теплую погоду собирается молодежь.
Мне  приходилось бывать во многих хуторах, но для себя я открыл хутор Гуково, а случилось это тогда, когда стал работать в школе. С первых дней работы прикипел к бескрайним степным просторам, поэтому сюда приезжаю с радостью.
В любое время года окрестности хутора могут привлечь своей красотой и все же весна для меня самый лучший период времени. Не успел растаять снег, как уже можно заметить первые цветы – это подснежники. Нужно быть внимательным, чтобы при быстром шаге не ранить хрупкие растения, спешащие показать солнцу свои голубые глаза. Пройдет несколько дней и на смену подснежникам появятся фиалки. Среди нежно-зеленой травы как островки выглядывают кустики этих цветов с необычным запахом, в это время строки стихов сами просятся на бумагу:
Зазвенели листья звоном трепетным,
Занялась весенняя заря.
В поле меня встретил ветер с лепетом,
Встретил полог зеленью горя.

Вот фиалка празднично-нарядная,
Как невеста в голубой фате.
Смущена от взгляда непонятного,
Сколько силы в этой красоте.

Стой спокойно, личиком не вздрагивай.
Я тебя не трону, не сомну.
Если б знала, как люблю я ласково,
Эту ненаглядную Весну.

Ты не стала бы тогда печалиться,
А меня увидев среди дня,
Позвала весенняя красавица,
Нежностью приветливой маня.

За фиалками, раздвигая прошлогоднюю траву, желтыми пятнышками, по уже пышному зеленому ковру, проглядывают одуванчики. Они проживают две жизни. Пройдет несколько дней, желтый цветок свернется, внутри его произойдет таинственное перевоплощение, он заново раскроется, но уже перед нами предстанет совершенно другой цветок , это будет очень хрупкое архитектурное сооружение. Дунет ветерок, сооружение разрушится, сотни зонтиков разлетятся в разные стороны, чтобы дать цветку новую жизнь.
Из всех красот весны, больше всего меня привлекают жаворонки. Маленькая птичка настолько музыкальна, что его еще долго слышно и после того, как вы покинете пшеничное поле.
Большую часть времени жаворонок проводит в звонкоголосом соло. Вот он взлетел над молодой озимкой, затрепетал крылышками и стал ввинчиваться в голубое пространство… Его заметить не просто, нужно внимательно следить за полетом. Стоит лишь на миг отвлечься и он исчезнет из поля зрения, а сверху вниз несется непрерывающаяся мелодия, воспевающая красоту природы.
В этот период времени начинается цветение плодовых деревьев. Самыми первыми спешат распуститься почки жердел (местных абрикос). Сначала появляются цветы, облепив дерево белыми пятнами они привлекают к себе пчел. В урожайный год в х. Гуков столько много созревает этих плодов, что все невозможно собрать.
За жерделами расцветают вишни, каштаны, черемуха. Как обычно, во время цветения черемухи, начинаются холода, пронизывающие ветра, моросящие дожди и даже заморозки. Все это приводит к тому, что на многие виды плодовых деревьев наступает неурожай. Когда отцветут плодовые деревья, приходит черед акации. Словно по волшебству, белые или розовые гроздья цветов повиснут на ветках деревьев и привлекают взор особенно когда едешь мимо посадки в автобусе по автостраде.
Однажды акация сыграла со мной не очень-то приятную шутку. От людей узнал, что цветы этого колючего дерева обладают лечебным свойством. Я нарвал их в большом количестве, чтобы воспользоваться зимой и совершенно забыл про них. Наступила зима, жена уехала к родственникам, я в квартире остался один. Прийдя с работы, лег на диван, стал смотреть телевизор, вдруг гляжу: по стенам ползут червячки и устремляются на потолок. Пересмотрел все углы, перевернул все вещи, но так и не понял, откуда появилась эта напасть: «Ну, думаю, это мне показалось, завтра прийду с работы – их не будет».
На другой день вернулся домой, а в квартире творится что-то невообразимое, еще больше червячков ползет на потолок. «Что ж, - говорю про себя, -  Если завтра они мне будут казаться, значит срочно нужно показаться психиатру».
На следующий день возвращаюсь домой и первым делом бегу в зал, гляжу на потолок, а червячки, как ни в чем не бывало на потолке занимаются своим делом. Вот теперь-то я решил, по-настоящему пойти к доктору. И тут словно осенило: «Открой диван, может быть там что найдешь? А тогда решай, когда и куда идти!». Поднимаю крышку дивана, а там тьма-тьмущая. На дне лежит целлофановый пакет, немного приоткрытый, а в нем их еще больше. Тогда я понял, что в сорванных мной цветах находились личинки и ждали своего часа, чтобы расплодиться. Было немножко обидно, что не подозревая о находящихся личинках в цветах акации, мы любим ими полакомиться, за сладковато-медовый вкус.
Основной труд крестьянина начинается с ранней весны. После того как подготовлены семена к посеву, нужно дождаться, чтобы прогрелась земля. После таяния снега, вода в земле остается долго, вешняя влага самая ценная, она дает возможность быть земле мягкой и пушистой. Но когда крестьянин своим дедовским способом определит готовность земли к посадке овощей и зерновых культур, начинается трудоемкая работа и здесь проявляются трудовые качества крестьянина, его знания. Чем серьезней он отнесется к сельскохозяйственному процессу, тем больше будет возможности получить хороший урожай.
В это время у крестьянина перечислить количество работ невозможно. Сама хуторская жизнь заставляет крутиться как белка в колесе. И все же есть несколько их человек труда старается не упустить, это когда зацвел сад, взять, да отдохнуть, под огромной цветущей яблоней. Мне приходилось обедать в такое время года и скажу, что прекраснее ничего нет.
Большие бледно-розовые цветы вплетаясь в нежно-зеленые листочки, слегка шелестят на ветру, а сквозь них пробивается сине-лазурное небо. На сочной траве рядом с яблоней, расстелена скатерть-самобранка, на ней крестьянская еда: картофель с мясом, редиска, молодой лучок, квас, свойские напитки и все вместе взятое кажется божественным и тогда начинаешь понимать, что ради подобных минут стоит жить:
Ну, как не петь, не говорить стихами,
Когда идешь зарею по росе.
Когда над степью с вешними хлебами
Все голоса и птичьи звоны все.

Вокруг весна и обновленье цвета.
Пьянящий воздух, даль с голубизной
И вы навряд ли встретите поэта,
Чтоб в эту пору не был он хмельной.

Душа с утра настроена на песню.
Красавица-весна донять смогла.
Жить в эту пору хочется, хоть тресни,
Тропа не зря на поле привела.

А жаворонок смотрит с удивленьем.
На миг замрет и… снова щебетать.
Ему ли знать, что подошло мгновенье…
Что всю природу я хочу обнять.
Поначалу хуторяне относились ко мне с подозрением. Года два я чувствовал своим затылком отчуждение и мистическую стенку, словно отгоняющую меня от границ хутора. И лишь на третий год все прошло. Я ходил в простой одежде, с сумочкой для сбора грибов, трав, ягод и фруктов и, очевидно, люди поняли мою доброту.
Ученики часто сопровождали меня, показывая грибные места. Я всегда поражался их зоркости. Пока ходил, высматривая в зарослях грибы, они успевали себе собрать и мне накидать полную сумку.
Помню, как-то летом, Власовы Дима и Саша проявили желание сходить с мной в степь собирать грибы. Мы зашли далеко от жилых мест и не заметили как началась гроза. Вот здесь-то мы увидели незабываемое зрелище. Темная, мрачная грозовая туча нависла над нами, неся с собой сотни тысяч тонн воды. Ливень хлестал как из ведра, а с другой стороны, где находились мы, сияло солнце, стояла жара и сушь. Ливень пронесся стороной еще некоторое время гремели громы, сверкали молнии, лишь мокрая трава, на расстоянии метра от нас, указывала, что дождь все-таки был.
Благодаря Бобловскому Владимиру Николаевичу я стал работать в школе хутора Гуково, где он был директором и моим руководителем. До школы транспорт не ходил. На рабочем автобусе ездил до БШУ-3, а затем два километра пешком. Каждый день я совершал один и тот же маршрут несмотря на погоду. Верхняя одежда не выдерживала осенних дождей, зимних холодов и летних прямых солнечных лучей. И все же польза была большая. Я избавился от одышки, болезни ног и всего того, что приобрел вовремя сидячей работы художником. Уже через два месяца появилось второе дыхание и если я опаздывал на автобус, то мог быструю ходьбу менять на легкий бег.
Находясь часто на природе и в разное время года, я мог видеть и ощущать ее во всей своей красе. Даже в зимнюю морозную пору, она каждый раз неповторима.
Вот я схожу с автобуса, прохожу территорию БШУ-3 и сразу же попадаю в сказочный мир зимнего царства. Узкая тропинка протоптанная хуторянами  работающими на шахте ведет в снежное поле, расцвеченное ледяными кристаллами на фоне оранжевого солнца. Здесь же звучит в сознании вопрос словно пришедший свыше: «Откуда произошло название хутора? Почему часто встречаются фамилии: Долговых, Герасимовых, Дьяченко, Гуловых?» Сохранились ли записи прошлых лет, знают ли старожилы об возникновении хутора Гуково, когда здесь появились первые поселенцы? Кто такой Гуков, благодаря которому был назван хутор?
Когда смотришь вниз, в балку, то прежде всего видна церковь, она построена на таком месте, что обозрима со всех сторон. Рядом с ней расположилась шахта «Алмазная».
Недалеко от узкой протоптанной дорожки к хутору идет еще одна – основная асфальтированная дорога, она разветвляется поворачивая направо от шахты, по ней можно доехать до Ростова, а налево – проезжая мимо хутора можно попасть в разные поселки, окружающие город Гуково.
Подходя к хутору, пересекая шоссе, вижу дым печных труб, столбом поднимающийся в небо, значит погода будет морозная, но не ветреная. Вдруг слышу мяуканье маленького котенка. Беру его на руки, прячу на груди под курткой. Почувствовав тепло, малыш успокаивается и замолкает. Прихожу в школу, в теплом здании раздеваюсь, стелю подстилочку на пол, котенок начинает кричать на всю школу, благо, что мастерская находится на краю помещения. Чтобы его успокоить, выпрашиваю у техничек немного молока. Подвожу к блюдцу, напившись мой друг промерзший до костей, сам не может подобраться до подстилочки, приходится его уложить и укрыть теплой ветошью. Он успокаивается, засыпает и на некоторое врем устанавливается спокойствие.
Прозвенел звонок, дети зашли на урок и тут из-под тряпок показывается мордочка маленького пушистого существа. Этого достаточно, чтобы нарушилось ведение урока, ведь дети очень любят животных. Все наперебой бросаются к нему: осматривают, ощупывают, дают советы как обращаться с ним и что ему надо в данный момент.
После того, как первое впечатление прошло, я предлагаю желающему приобрести котенка. И сразу же нашлись те, кому он очень необходим. Его снова положили на подстилочку, но увидев меня он с мяуканьем, натыкаясь на стулья, побежал ко мне, добрался до лица и стал лизать своим крохотным язычком, по-своему благодаря за спасение.
Такой поступок  потряс детей. Мне самому стало его жалко, но живя в городских условиях, тем более не один, я не мог поступить иначе и попросил мальчика, решившего взять котенка, срочно выйти с ним из класса. Закончив урок, дети ушли на перемену, а мне в сознание снова постучалась мысль о хуторе и его основателях. Постепенно она стала рассеиваться и я понял, что еще не готов к написанию книги. Но уже было хорошо, что пришло желание основательно обдумать данную тему. Теперь-то я начну искать жителей, кто в своей памяти еще сохранил моменты из прошлого.